Главная » 2013 » Апрель » 16 » После восстания 1916 года. Рассказ третий.
19:08
После восстания 1916 года. Рассказ третий.
       

Рассказ третий. О притеснениях русских во время проведения земельно-водной реформы 1921 – 22 годов. Выписка из журнала «Родина», 2004, №11. Раздел «Драма истории. Анатомия конфликта». Статья доктора исторических наук В. Булдакова  Бунт. Выписки из прилагаемой к статье «Докладной записки председателя Особой комиссии ВЦИК по землеустройству в южных губерниях Казакстана в Оргбюро ЦК ВКП(б)» от 4-го июня 1926 г. (РГАСПИ, ф. 17, о. 85, д. 105, л. 18 – 24. Вероятно, при перепечатке подлинника 20-ые годы ошибочно указаны, как 30-ые).

«Совершенно секретно».

«К постановке вопроса о выделении Джетысуйской губернии Казакской советской социалистической республики и Киргизской автономной области в самостоятельную единицу.

«Бессистемная колонизация, проводившаяся Переселенческим управлением с полным игнорированием земельных нужд коренного населения, естественно вызывала недовольство этого населения, причём, благодаря своей некультурности, коренное население виновниками своих несчастий считало не только чиновников всех рангов, как агентов царского правительства, но и всех переселенцев, селившихся на землях, изъятых из пользования туземцев, а потому пылало равной ненавистью и к чиновникам, и к переселенцам.

«IX съезд Советов Туркестанской республики вынес постановление – провести в ударном порядке земельную реформу в районах, где проводилась колонизация Переселенческим управлением. Целью земельной реформы было уравнение в правах на землю и воду коренного населения с пришлым и ликвидация байских хозяйств коренного населения и кулацких хозяйств пришлого населения. (Стр. 70).

«К сожалению, земельная реформа на местах проводилась малосознательными коренными работниками, враждебно настроенными к пришлому населению и примазавшимися к ним европейцами, преследовавшими исключительно личные, шкурные интересы, или трусами, беспрекословно исполняющими незаконные и даже дикие распоряжения местных властей. Благодаря исполнителям, проводившим земельную реформу, идея этой реформы, намеченная IX съездом Советов, была совершенно извращена. И, вместо уравнения в правах на землю и воду коренного населения с пришлым, земельная реформа превратилась в акт национальной мести со стороны коренного населения к пришлому.

«По директивам IX съезда подлежали ликвидации только самовольческие посёлки, фактически же было ликвидировано много посёлков несамовольческих. По директивам подлежали ликвидации нетрудовые байские коренные и кулацкие пришлые хозяйства. Фактически байские хозяйства коренного населения не ликвидировались, за исключением единичных случаев, вызываемых личными счётами между отдельными родовыми группами коренного населения. Тогда, как хозяйства пришлых крестьян ликвидировались беспощадно, и не только кулацкие, но и середняцкие, и даже бедняцкие. Кроме того, ликвидация, как целых селений, так и отдельных хозяйств проводилась с жестокостью и часто с издевательством над крестьянами, вплоть до порки. Были случаи, когда выселяемых крестьян заставляли разрушать свои дома и надворные постройки.

«Осенью 1922 года Президиум ВЦИКа издал постановление о том, что земельная реформа в Туркестанской республике считается законченной, и впредь никаких выселений допущено не будет, но всё проделанное при земельной реформе остаётся в силе и возврату не подлежит. Последнее указание о том, что всё сделанное при земельной реформе возврату не подлежит, санкционировало все беззаконные действия земельных троек, проводивших земельную реформу, и поставило в безвыходное положение всех крестьян, безвинно пострадавших благодаря незаконным действиям земельных троек. Крестьяне были в полном недоумении и полагали, что и центральная советская власть тоже против них. Малокультурное же коренное население убедилось, что пришлые крестьяне являются элементом, не состоящим под защитой советских законов, и по отношению к пришлому населению всё дозволено, вплоть до насилий и грабежей.

«С 1923 года Народный комиссариат земель Туркестанской республики приступил к сплошному землеустройству в тех районах, где колонизация проводилась бывшим Переселенческим управлением. Землеустройство проводилось по «Положению о землеустройстве в кочевых  полукочевых районах Туркестанской республики», утверждённом ВЦИКом 10 мая 1923 г. В указанном Положении требовалось предусматривать интересы, как коренного, так и пришлого населения. Но так как это землеустройство Наркомземом Туркестанской республики велось с национальным уклоном, то интересы пришлого населения игнорировались, и большинство крестьян, пострадавших и выселенных при земельной реформе, остаются и сейчас неустроенными в земельном отношении. (Стр. 71).

«Результаты реформы крайне печальны, как в политическом, так и в экономическом отношениях. В политическом отношении – национальная рознь усилилась. Среди казакского и киргизского населения шовинизм достиг крайних пределов сверху донизу Русское и украинское население, а также, хотя и в меньшей мере, и узбекское (в пределах Чимкентского и Туркестанского уездов Сырдарьинской губернии) являются бесправным и угнетённым. В экономическом отношении отобрание земель и инвентаря у пришлого населения привело к громадному сокращению посевов не только с довоенным, но и по сравнению с площадью посевов в 1919 и 1920 годов.

«Бесправное положение крестьян доказывается бесконечными жалобами, подаваемыми ими во ВЦИК, в Наркомзем РСФСР и в Особую комиссию ВЦИК по землеустройству. За время моего пребывания в Пишпеке и Алма-Ате, в марте и апреле текущего года, мне было подано 1.500 заявлений, касающихся не только земельных вопросов, но и с жалобами на всевозможные насилия со стороны коренного населения и на незаконные действия местных властей.  Единственным выходом из создавшегося явления является выделение районов с преобладающим русским и украинским населением в самостоятельные единицы, с подчинением их РСФСР непосредственно». (Стр. 72).

Конец.
Просмотров: 985 | Добавил: Борис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: