Главная » Статьи » Мои статьи

История храма Архангела Михаила в селе Беловодском. Часть 2-ая.

Окончание, начало в 1-ой части на 7-ой стр. каталога.

«Прихожане с этим не согласились, тогда власти закрыли храм насильственно, сняли с куполов кресты, спустили колокола, вынесли иконы. Некоторое время иконы хранились в клубе, потом исчезли и дальнейшая их судьба неизвестна. Через несколько лет разобрали колокольню и переоборудовали паперть. Большой колокол до 1941 года находился на заводе сельскохозяйственного машиностроения во Фрунзе, потом был переплавлен. В здании храма сначала располагались склады, а во время Великой Отечественной войны – курсы по подготовке санинструкторов и связистов.

«Но община сохранялась, собрания верующих нелегально продолжались в приспособленном помещении. Как только в 1943 году Советская власть смягчила своё отношение к церкви, беловодские православные жители в числе первых подали заявку о регистрации прихода. Сразу после войны храм был вновь открыт для верующих. Жители собирали по домам иконы и несли их в храм. В 50-ые годы беловодский приход, в котором насчитывалось 3 тысячи верующих, для советских властей был одним из «образцово-показательных. Его собирались демонстрировать международной делегации, как доказательство того, что в СССР нет гонений на Церковь. Районный уполномоченный Я. Гритчин писал властям: «Настоятель не судим, лоялен, сносный собеседник, в политике разбирается. Церковь деревянная, приличная на вид». Настоятелем храма в это время был иерей Александр (Якимович), 1887 года рождения, уроженец Черниговской области.

«В 60-ые годы власти опять активизировали борьбу с Церковью. В 1962 году собирались закрыть 14 (из 30-и) храмов Киргизии, среди них и Беловодский. Уполномоченные искали повод, чтобы закрыть приход и отобрать храм. Но это решение не было осуществлено. С тех пор церковная жизнь в селе Беловодском не прерывалась. В настоящее время отличительной чертой этого прихода является участие Беловодского казачества в церковной жизни. Казаки здесь принимают присягу, изучают основы православной веры, следят за порядком, придавая особый колорит праздничным богослужениям.

«Настоящее возрождение Беловодского храма началось в 1995 году, когда он получил статус памятника культуры, охраняемого государством. В 1996 году к приезду патриарха Московского  Алексия II на празднование 125-илетия Среднеазиатской епархии в храме были проведены реставрационные работы. По проекту архитектора Е. Г. Смирнова были восстановлены в первоначальном виде колокольня и паперть. На ЗИЛе были заказаны семь колоколов, составляющих полный мажорный ряд. Главный колокол весит 218 кг., а самый маленький – 4 кг. С большими трудностями настоятель храма о. Дмитрий (Линников) доставил их из Москвы, и 9-го сентября 1997 года они были установлены на отреставрированной колокольне.

«Особенно активное участие в восстановлении храма приняли местные предприниматели: директор и сотрудники корпорации «Датка» А. А. Патрахин, А. М. Астафьев, В. А. Трофимов; председатель ОКХ им. Энгельса Б. Г. Бажан; директор кирпичного завода В. А. Порхачёв;  полковник УВД П. Д. Пискулёв и многие другие. Правящим архиереем епископом Бишкекским и Кыргызстанским владыкой Владимиром благотворители были награждены орденами и медалями Преподобного Даниила Московского II степени. Реконструкцией храма руководил иерей Дмитрий, которого патриарх Алексий II « за усердные труды по проведению ремонта и реставрации храма» наградил наперсным крестом.

«Благодаря тому, что Свято-Михайловский храм в Беловодском сохранился до наших дней и восстановлен, мы имеем редкую возможность судить о том, насколько он хорош, не только по документам, старым фотографиям и воспоминаниям старожилов. План этой деревянной церкви представляет собой модификацию традиционной крестово-купольной схемы. Как это было принято в Туркестане, колокольню поставили над притвором

«Над входом с западной стороны, включив её в общий объём здания. Барабан не круглый, а восьмигранный, купол – гранёный, над колокольней – шатёр, апсида (примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания) – тоже гранёная. Все эти особенности вызваны тем,  что дерево не допускает округлых объёмов и плавных очертаний. Внешний облик храма определяется сочетанием нескольких гранёных объёмов (восьмерики на четвериках), умеренным количеством куполов и шатров, спокойной линией карнизов, оконных проёмов  цоколя. Неповторимое обаяние Беловодскому храму придают открытая поверхность сруба и резной декор наличников и карнизов. Это – прекрасный образец. Деревянного зодчества Туркестана и редчайший памятник старины на территории Киргизии».

(Фотография Олега Шинкарука. с. Беловодское).

СПИСОК

служителей Беловодской церкви в 1875 – 1918 гг.

1875. Богоявленский Георгий Иванович, священник Беловодской церкви.

1878. Попов Александр Андреевич, священник Беловодской церкви.

1880 – 81. Доброумов Иаков Львович, священник Беловодской церкви.

1881 – 86. Бредников Александр Зиновьевич, дьякон Беловодской церкви.

1885 – 1897. Харламов Иоанн Петрович, (род. 1833 г.), настоятель Беловодской церкви (1885 – 1897 гг.). Уроженец Владимирской губернии, Покровского уезда, погоста Данутина, сын священника. В 1856 окончил Владимирскую духовную семинарию. С 1857 по 1885 служил стихарником (низший служитель культа в православной церкви, церковный чтец, дьячок) в Богославском киоте. 19-го июля 1885 предоставлено место священника в Беловодской церкви. 26-го августа 1885 в Москве, в Сретенском монастыре рукоположен в диаконы. По ходатайству епископа Туркестанского Неофита 29-го августа 1885 в Москве, в Архангельском соборе рукоположен в священники. 28-го ноября 1885 вступил в управление Беловодским приходом. Жена Мария Петровна род. 1837 г. Дочь София род. 26 августа 1859 г. (ЦГА РУз, ф. И-961, о. 1, д. 232, л. 183 – 184).

1890. Солнцев Симеон псаломщик Беловодской церкви в 1890-х годах.

1890. Козырев, псаломщик Беловодской церкви в конце 1890-х годов.

1892. Чижов Леонтий Ефимович, в 1892 – 1896 гг. псаломщик Беловодской церкви, церковный староста (1904 г.).   

1895.  Забелин Дмитрий, псаломщик Беловодской церкви в 1895 г.

1897 – 99. Удальцов Сергей Алексеевич, настоятель Беловодской церкви в 1897 – 1901 гг.

1897 – 1902. Симонов Василий Александрович, псаломщик Беловодской церкви в 1897 – 1902 гг.

1898. Мятыга Симеон, дьякон (1898 – 06. 09. 1915 г.), с 07.09.1915 г. второй священник Беловодской церкви.

1899. Серебряков Василий, священник Беловодской церкви в октябре 1899 г.

1901. Ладухин Пётр, священник Беловодской церкви в августе 1901 г..

1903 – 04. Волокитин, священник Беловодской церкви в 1904 г., законоучитель Беловодского приходского училища (1903 г.).

1904. Протопопов Леонтий Николаевич, псаломщик Беловодской церкви с 1904 г., дьякон в 1905 – 05.06.1906 гг.

1907 – 14. Лаврентьев Леонид, священник Беловодской церкви в 1907 – 14 годах (с перерывами). С 12.12.1910 благочинный 2-го Пишпекского округа. В 1911 году постановлением св. Синода награждён наперсным крестом.

1911 – 12 гг. Муромцев Николай, псаломщик Беловодской Церкви (с 05. 09. 1906 г.), в 1911 – 1912 гг. священник Беловодской церкви.

1912. Марковский Митрофан, псаломщик Беловодской церкви в 1912.

1913. Орлов Владимир, дьякон Беловодской церкви до 1913 г., потом переведён в Пржевальск.

1913. Пономарёв Антоний, церковный староста Беловодской церкви (1913 г.).

1911 – 12 гг. Муромцев Николай, псаломщик Беловодской Церкви (с 05. 09. 1906 г.), в 1911 – 1912 гг. священник Беловодской церкви.

1914 – 1918. Иоанн Ткачёв, священник Беловодской церкви с 1914 по 1918 годы.

1915. Мятыга Симеон, дьякон (1898 – 06. 09. 1915 г.), с 07.09.1915 г. второй священник Беловодской церкви.

1916. Долиндо Матфей, священник Петровской церкви в 1916 году.

СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ СТАТЬИ.

АЛТАРЬ (от латинского «высокий») – главная, восточная часть церкви, отделённая от общего помещения иконостасом.

АНГЕЛ (от греческого «вестник») – в иудейской, христианской и мусульманской религиях сверхъестественные духовные существа, сотворённые Богом. Они служат Богу, возвещают людям Его волю, исполняют Его повеления.
АПОСТОЛ (от греческого «посланник») – так называются 12 лиц, избранных Христом для распространения его учения. Они были постоянными спутниками и учениками Христа, а после его смерти стали во главе христианских общин. Самостоятельная деятельность апостолов первоначально проводилась в Иерусалиме, а потом они стали распространять христианство и среди язычников в других землях.
АРХАНГЕЛ (от греческого «начальник ангелов») – в небесной иерархии ангельский чин, старший ангел.
АРХИ… (от греческого «старший, главный») – здесь первая составная часть сложных слов, обозначающая старшинство в церковном звании, например, архиепископ.
АРХИСТРАТИГ (от греческого «стратег» - военачальник, главнокомандующий) – в старославянском языке то же, что и архангел.
БИБЛИЯ (от греческого «книга») – свод книг, написанных по вдохновению и откровению освящённых от Бога людьми, называемых пророками и апостолами. Евреи свои священные книги называли «писания, священные писания, завет, книги завета или закон». Христиане новозаветные писания называют Евангелие и Апостол. Библия состоит из двух отделов – Ветхий и Новый завет. К Ветхому Завету относятся книги, написанные в дохристианское время на древнееврейском языке. К Новому Завету принадлежат книги, написанные на древнегреческом языке боговдохновенными людьми христианской церкви – евангелистами и апостолами.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ – библейский термин, имеющий два значения. В первом значении под Ветхим заветом подразумевается договор, который Бог заключил с представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди заблуждений. Во втором значении под Ветхим Заветом разумеется собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, в отличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственно христианского происхождения.
ВИКАРИЙ – церковная должность, связанная с исполнением обязанностей помощника епархиального архиерея. Викарные епископы не могут принимать самостоятельных решений о рукоположении в сан.
ГРЕХ – у верующих нарушение религиозных предписаний и правил.
ДУХОВНЫЙ – относящийся к умственной деятельности, к внутреннему началу, определяющему действия и поведение человека, к душе.
ЕВАНГЕЛИЕ (от греческого «благая весть») – общее название первых четырёх книг новозаветной части Библии. В этих книгах излагается «добрая весть о жизни и учении Иисуса Христа.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ – обряд в христианстве, заключающийся в помазании тела верующего освящённым растительным маслом (елеем), служащее по служению церкви духовным врачеванием телесных и душевных недугов.
ЕПАРХИЯ – церковно-административная территориальная единица, округ.
ЕПИСКОП – духовное звание в христианской церкви, присваемое обычно главе церковного округа, епархии.
Иерей (от греческого «жрец») – священник в православной церкви.
ИКОНА (от греческого «изображение, образ») – изображение Христа, Богоматери, святого или святых, являющееся предметом религиозного поклонения.
ИКОНОСТАС – покрытая иконами перегородка, отделяющая в церкви алтарь от общего помещения.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР – собор, храм, в котором богослужение совершает епископ.
КЛИР (от греческого «жребий», первоначально христианское духовенство избиралось по жребию) – в широком смысле слова духовенство. В узком смысле слова - штат служителей данного храма, совершающих в нём богослужение.

ЛИТУРГИЯ (греч. «общее дело, служение») – главное из общественных богослужений, во время которого совершается главный один из главных церковных обрядов – причащение (см. словарь). Литургия в главных храмах совершается ежедневно, в других – каждое воскресенье. Литургию часто называют обедней, так как её положено совершать в предобеденное время, с рассвета до полудни.
МОЛЕБЕН – богослужение.
МОЛИТВА – установленный текст, произносимый при обращении к Богу или к святым.
МОНАСТЫРЬ (от греческого «уединённое место») - религиозная община монахов или монахинь, существующая в соответствии с определёнными нормами и правилами, предписанными церковью. Также территория, храм и все помещения, принадлежащие такой общине.
МОНАХ (от греческого «уединённый, одинокий») – член религиозной общины, живущий, как правило, в монастыре, прошедший обряд посвящения и давший обет крайнего воздержания, строгого образа жизни и отказа от жизненных благ.
НОВЫЙ ЗАВЕТ – богословский термин, заключающий два понятия. В первом смысле Новый Завет – это новый договор между Богом и людьми. Это установление такого взаимоотношения между Богом и человеком, по которому человек, искуплённый от первородного греха и его последствий добровольной смертью Христа, вступил в иной, по сравнению с ветхозаветным, этап развития, перейдя из подзаконного в свободное состояние. Тем самым человек получил новые возможности к достижению нравственного совершенства, как необходимого условия для вечного спасения.
В древнем мире взаимоотношения между Богом и человеком основывались как бы на обыдённых условиях юридического договора. В Новом Завете такое человеческое существование было признано недостаточным. Выдвигается новый принцип – вера, как средство усвоения искупительных заслуг Христа. Вследствие этого и сама организация человечества получила совершенно иной характер. Ветхий Завет ограничивался одним избранным народом. Новый Завет разрушил рамки национализма и провозгласил благодатный закон для всего человечества. Во втором смысле под Новым Заветом подразумевается собрание книг второй части Библии, в которых излагается жизнь Иисуса Христа, история новозаветной церкви и основы её вероучения.
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ – первоначальное грехопадение Адама и Евы.
ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ – титул, чествование архиерея или епископа.
ПРИХОД – община верующих, принадлежащих одной церкви.

ПРИЧАЩЕНИЕ (Евхаристия) – церковный обряд, заключается в принятии верующим хлеба и вина, как символа тела и крови Иисуса Христа. Через это верующий соединяется с Иисусом Христом, а его душа приобщается к вечной жизни.
ПРИЧТ – в христианских церквях священнослужители (священники и дьяконы) и церковнослужители (псаломщики, чтецы, певчие и др.).
РИЗА – верхнее облачение священника при богослужении.
РИЗНИЦА – место в алтаре или отдельное помещение в христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (в частности риз) и церковной утвари.
СИНОД (от греческого «собрание») - высший орган по делам Русской православной церкви, учреждённый Петром I вместо упразднённого им патриаршества.
СОБОР – главная или большая церковь в населённом пункте или монастыре.
ХРАМ – здание для богослужений размерами больше, чем церковь. Более внушительное.
ЦЕРКОВЬ – здание для богослужений, а также организация, ведающая религиозной жизнью верующих.
ЧАСОВНЯ. – небольшая постройка для молений и богослужений, но, в отличие от церкви, без алтаря.
                                                      Конец.

Категория: Мои статьи | Добавил: Борис (13.11.2011)
Просмотров: 663 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: