Главная » Статьи » Мои очерки

Беловодье, моё Беловодье. Часть 1-ая.
Вступление читайте на 1-ой, главной стр. каталога.
БЕЛОВОДЬЕ, МОЁ БЕЛОВОДЬЕ.
Краткий очерк истории Семиречья и Чуйской долины – края, где расположено село Беловодское, – с древнейших времён до XIX века.

Дорогу дальнюю начну
Сквозь снег и половодье
В одну прекрасную страну
С названьем Беловодье.
      Борис Романов.

 
Глава 1. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ИСТОРИИ СЕЛА БЕЛОВОДСКОГО И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ.
300 – 100 тысяч лет до н. э. – период, к которому относятся первобытные каменные орудия, найдённые у озера Иссык-Куль.
100 – 40 тысяч лет до н. э. – каменные изделия мустьерского периода из Георгиевского бугра.
10 тысяч лет до н. э. – росписи пещеры Ак-Чункур на юго-востоке от Иссык-Куля.
6 – 3 тысячи лет до н. э. – стоянки первобытного человека на реке Аламедин и у Токмака.
III тысячелетие – VIII век до н. э. – андроновские племена (арии) Казахстана и Средней Азии.
XX – X века до н. э. – клады бронзовых предметов в сёлах Садовое и Сукулук.
XV – XIV века до н. э. – стоянка эпохи бронзы у села Беловодского.
VIII в. до н. э. – возникновение сакской кочевой цивилизации.
VI –IV века до н. э. – сакские наскальные рисунки у Чумышской плотины.
160 г. до н. э. – переселение усуней из Восточного Туркестана на Тянь-Шань и вытеснение саков на запад.
II в. до н. э. – конец I в. до н. э. – Беловодско-Карабалтинская группа усуньских курганов.
123 г. до н. э. – начало существования Великого Шёлкового пути.
42 г. – разгром усуней гуннами.
Конец I в. – V в. – гуннское государство Юэбань в Семиречье и Восточном Казахстане.
551 – 745 годы – существование Тюркского каганата, в который входил Северный Киргизстан.
603 г. – раздел Тюркского каганата на Восточный и Западный каганаты.
603 – 699 годы – Западно-Тюркский каганат, в который входило Семиречье.
699– 766 годы – Тюргешский каганат.
740 г. – вторжение китайских войск в Семиречье, установление протектората Китая.
751 г. – Таласская битва арабов и калмыков с китайцами. Разгром китайцев, прекращение их экспансии.
766 – 940 годы – Карлукский каганат.
VIII – XIII века – возникновение и существование первого оседлого поселения – город Нузкет – на территории села Беловодского (городище Беловодская крепость).
X в. – условная дата возникновения киргизского эпоса «Манас».
Середина X в. – 1140 г. – Караханидский каганат.
1140 – 1211 годы – государство кара-кытаев.
1211 – 1218 годы – правление найманского предводителя Кучлука.
1218 г. – завоевание Семиречья монголами Чингизхана.
1227 – 1269 годы – монгольский улус Чагатая (Джагатая).
1269 – 1348 годы – государство Хайду.
1348 – 1680 годы – государство Моголистан.
1371, 1375 и 1377 годы – походы Тимура в Моголистан по Чуйской долине.
5-го марта 1425 г. – сражение на реке Аксу (Беловодское) между Улугбеком и моголами.
Конец XV – середина XVI веков – государственное объединение киргизов на Тянь-Шане.
1457 и 1472 годы – нападения ойратов на Северный Киргизстан.
1635, 1643, 1652, 1683 и 1723 годы – нападения джунгаров на Северный Киргизстан. Вытеснение северных киргизов на Алай и Памир.
1723 г. – посещение Иссык-Куля российским посольством в Джунгарию во главе с Иваном Унковским.
1758 г. – вторжение китайских войск на Иссык-Куль, в Чуйскую и Таласскую долины.
1778 – 81 годы – нападения хана Среднего жуза Аблая на таласских и чуйских киргизов.
1784 – 85 годы – набеги казахского султана Бердыкожо на чуйских киргизов.
1785 г. – отправление сарыбагишским бием Атаке – батыром первого киргизского посольства в Россию.
1812 г. – первое посещение кочевий киргизов на Иссык-Куле русским казачьим отрядом под командованием сотника И. Старкова, сопровождавшим торговый караван в Аксу.
Октябрь 1813 – январь 1815 годов посещение Иссык-Куля А. Л. Бубённовым с целью изучения обстановки и настроений в племени бугу.
1814 г. – первое вторжение кокандцев в Чуйскую долину, сражение у Иссык-Ата.
1815 г. – первое посольство киргизов племени бугу (Иссык-Куль) в составе Качибека Шералиева и Джакыпа Ниязбекова в Омск с пожеланием покровительства России.
1824, 1844, 1848, 1851, 1852 и 1854 годы – делегации киргизов к российским властям с просьбами о принятии их в подданство России.
1825 г. – завоевание Чуйской долины Кокандским ханством.
1830, 1838, 1842, 1857, 1858 и 1862 годы – восстания киргизов против Кокандского ханства.
1830 г. – основание кокандского укрепления Аксу на территории нынешнего села Беловодского.
1846 – 47 годы – вторжение казахского хана Кенесары Касымова в Чуйскую долину.
1847 г. – разгром киргизами Кенесары у Токмака.
1854 г. – основание укрепления Верный (Алматы), опорного пункта военных операций русских против Кокандского ханства.
17 января 1855 года – принятие в российское подданство иссык-кульского племени бугу.
Сентябрь 1856 г. – экспедиция П. П. Семёнова (Тянь-Шанского) в Чуйскую долину и к западной оконечности озера Иссык-Куль.
Июль 1858 г. – назначение на должность начальника Алатавского (Верный) округа «устроителя Семиречья» Герасима Алексеевича Колпаковского.
Май – июнь 1859 г. – первая разведочная экспедиция капитана М. И. Венюкова в Чуйскую долину.
Май 1860 г. – вторая разведочная экспедиция Венюкова в Чуйскую долину, к западной оконечности озера Иссык-Куль и на Кочкор.
9-го июля 1860 г. – нападение кокандцев на укрепление Кастек и их разгром.
26 августа 1860 г. – первое взятие русскими войсками кокандского укрепления Токмак.
4-го сентября 1860 г. – первое взятие русскими войсками кокандской крепости Пишпек.
21 октября 1860 г. – разгром под Узун-Агачом 2-хтысячным русским отрядом под командованием подполковника Колпаковского 16-итысячного кокандского корпуса.
Апрель 1862 г. – русский отряд под командованием капитана А. П. Проценко впервые занял кокандское укрепление Аксу.
24 октября 1862 года – второе взятие и окончательное разрушение кокандской крепости Пишпек.
10 мая 1864 г. – экспедиционный корпус под командованием полковника М. Г. Черняева, наступавшего на Кокандское ханство с севера, вступил в Чуйскую долину. Заложено укрепление Токмак.
Май 1864 г. – присоединение Чуйской долины к России.
20 мая (1-го июня по новому стилю) 1864 г. – на месте села Беловодского поставлен казачий пикет.
18 июля 1864 г. – создание Кокандской военной линии с одним из промежуточных постов на месте села Беловодского.
1865 г. – создание Туркестанской области, в которую входил и Северный Кыргызстан.
Весна 1866 г. – у пикета Аксу поселились первые русские крестьяне-переселенцы.
1867 г. – образование Туркестанского генерал-губернаторства, в которое входила и Семиречнская область, включавшая и Чуйскую долину.
1867 г. – установлено регулярное почтовое сообщение Ташкент – Верный – Семипалатинск, на Аксуйском пикете открыта почтовая станция.
1868 г. – Аксуйский пикет преобразован в выселок (как уже обжитое место, снижение льгот переселенцам). Возниклососеднее село Новотрицкое (Сокулук).
27 августа 1870 г. – поселению у Аксуйского пикета утверждено наименование «Беловодское».
1872 г. – в Беловодском открыт православный приход (предположительно).
1874 г. – в Беловодском построена церковь во имя Михаила Архангела и открыта школа.
1880 г. – школа преобразована в Беловодское мужское приходское одноклассное училище.
1882 г. – Семиреченская область включена в Степной край с центром в городе Омске.
4-го августа 1883 г. – образована Беловодская волость из селений Беловодского, Сукулукского и Карабалтинского.
22 июля (3-го августа по новому стилю) 1885 г. – разрушительное, с жертвами Беловодское землетрясение.
1888 г. – в Беловодском создан контрольный ветеринарный пункт.
31 июля 1889 г. – селению Беловодскому выдана владенная запись на землю.
1-го января 1890 года – открылась одногодичная смешанная церковно-приходская школа.
1891 г. – из села призван первый рекрут Карп Игнатьевич Бачевский.
1892 г. – начато и в 1894 году закончено строительство новой деревянной церкви. В 1897 году построена колокольня.
1892 г. – образовалось соседнее село Петровка.
1894 г. – археологической экспедицией под руководством востоковеда В. В. Бартольда впервые были обследованы городище Беловодская крепость.
1897 г. – открыт Беловодский врачебный участок.
1899 г. – Семиреченская область возвращена в Туркестанский край.
1901 г. – ветеринарный пункт преобразован в Беловодский ветеринарный участок.
1902 г. – в июне месяце восточнее села Беловодского поселились переселенцы-самовольцы, образовав посёлок Свинячая выселка – Фольбаумовское – Садовое.
1903 г. – Пишпекский уезд в административном делении разделён на три участка. Образован Беловодский участок.
1905 г. – Пишпекский уезд в связи с событиями революции 1905 – 07 годов объявлен на особом положении.
1-го мая 1908 г. – в Беловодском открыто почтовое отделение. 20-го сентября 1908 года оно было преобразовано в почтово-телеграфное.
Январь 1910 г. – в Беловодском открылась сберегательная касса.
22 декабря 1910 года (1-го января 1911 года по новому стилю) – 12-ибалльное Кеминское землетрясение. Пострадало и Беловодское.
1911 г. – в Беловодском создаётся пожарная охрана.
1913 г. – создан Беловодский мировой (судебный) участок.
23 августа 1914 г. – на переселенческом участке Ак-Курчо создаётся соседнее село Сретенское.
5-го июля 1915 г. – создаётся соседнее село Предтеченское.
1915 г. – создан и начал действовать Беловодский комитет Российского общества Красного Креста.
1916 г. – открылась библиотека-читальня (публичная библиотека).
3-го августа 1916 г. – началось восстание 1916 года в Семиречье (Верненский уезд).
7-го августа 1916 г. – началось восстание в Чуйской долине (с, Орловка, Боомское ущелье).
10 августа 1916 г. – начало восстания в Беловодском участке (Белогорка, Теменсу).
17 августа 1916 г. – с прибытием войск из Ташкента волнения в Беловодском участке прекратились.
Март 1917 года – в Беловодском узнали об отречении царя от престола.
Июнь 1917 года – в Беловодском образовался Совет крестьянских и солдатских депутатов.
Сентябрь 1917 года – в Беловодском возникает организация кустарей ремесленников – Союз инвалидов. Впоследствии в нём оформилась группа большевиков.
1-го июля 1918 г. - в беловодском Союзе инвалидов оформилась беловодская сельская партийная (большевиков) ячейка.
Июль 1918 г. – Беловодский эсеровский совет был смещён и заменён большевистским.
7 - 28 декабря 1918 г. – Беловодское крестьянское восстание против Советской власти.
4-го января 1919 г. – конференция большевиков Беловодского участка по ликвидации последствий Беловодского восстания и создание Беловодского комитета бедноты (комбед).
Март 1919 г. – в урочище Теменсу бедняки сёл Беловодское и Полтавка организовали коммуну им. Карла Маркса.
Весна 1919 г. – создание товариществ по совместной обработке земли (ТОЗы).
14 января 1920 г. – создание Беловодского революционного комитета (ревком).
Весна 1920 – создание Беловодской коммунистической молодёжной ячейки.
Конец 1920 - начало 1921 гг. – создание союза сельхозпроизводителей "Кошчи" ("Пахарь").
Февраль 1921 г. – создание Беловодской комиссии по ликвидации неграмотности (ликбез).
Март 1921 – октябрь 1922 гг. – проведение земельно-водной реформы.
Конец 1921 г. - создание Беловодского "Единого потребительского общества" (союз кооперативов).

 
Глава 2. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ СЕМИРЕЧЬЯ И ЧУЙСКОЙ ДОЛИНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО XIX ВЕКА.
2.1. ЭПОХА ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОГО КЫРГЫЗСТАНА.
История народов Кыргызстана начинается в древнекаменные века около 300 тысяч лет тому назад, когда человечество проходило один из начальных этапов первобытнообщинного строя. Об этом свидетельствуют находки примитивных каменных орудий труда, обнаруженных на реке Он-Арча в Нарыне, в местностях Бос-Бармак и Тоссор на Иссык-Куле. Этим находкам насчитывается от ста до 300 тысяч лет, и принадлежали они первобытным людям, проживавшим на территории Кыргызстана.

В период от 100 до 40 тысяч лет тому назад человечество переживало важную веху своего развития, получившую название в периодизации памятников каменного века Мустьерской – по названию пещеры Ле Мустье в юго-западной Франции, в которой были впервые найдены каменные изделия такого типа. Этот период характеризуется прогрессом в технике изготовления каменных орудий и их новых видов. Это наконечник для копья и скребло для выделки шкур. Люди в это время по-прежнему жили в пещерах, но уже начали строить и искусственные жилища из шкур, добытых животных. К памятнику мустьерского периода относится Георгиевский бугор, находящийся на левом берегу реки Чу, слева от дороги Бишкек – Алматы. На нём было найдено около 4.000 каменных изделий мустьерского типа.

На юго-восток от Иссык-Куля, в горной пещере Ак-Чункур были обнаружены красочные росписи. Созданы они были примерно 10 тысяч лет назад. На стенах и своде пещеры первобытный художник нарисовал людей и животных, небольшие сюжетные сценки охоты и танцев. Следов постоянной жизни в пещере не обнаружено. Скорее всего, она была каким-то древним храмом, где совершались какие-то ритуальные обряды. Однако даже совремённые люди не всегда заботливо хранят памятники прошлого, не всегда ценят их значение и для истории, и для будущего. Примерно через 30 лет после открытия, в 70-х годах XX века, пещера оказалась уже в плачевном состоянии. Судьба древних росписей оказалась трагичной: чабаны жгли в пещере костры и закоптили рисунки.

Постепенное дальнейшее развитие первобытно-общинного строя приводит к большим переменам в технике изготовления каменных орудий, в хозяйстве и в общественных отношениях. Совершенствование составных орудий привело к важному изобретению, было создано новое охотничье оружие – лук и стрелы. Другими важными новшествами были изготовление глиняной посуды, переход к скотоводству и земледелию. Стоянки этого периода (6 – 3 тысячи лет до н. э.) были найдены на реке Аламедин у Бишкека и близ Токмака. Это были стоянки под открытым небом, но люди этого времени продолжали жить и в пещерах.

Изучая древнеиндийские священные тексты «Ригведы» и «Авесты», филологи обнаружили сходство древнеиндийских и древнеиранских слов со словами почти всех языков Европы, включая русский. Сходство корней слов и даже самих слов оказалось неслучайным. Оно свидетельствовало о древнем родстве языков, которые получили название «индоевропейские». Возьмём слово «отец». По-английски оно звучит как «фаде», по-немецки – «фатер», по-латински – патер», по-французски – падре». А древнеиндийское и древнеиранское слово «питар» тоже означает «отец». Сравните с русскими словами «папа, предок, пращур».

Если посмотреть на карту народов Евразии, то ясно видно соседство и проникновение друг в друга двух громадных объединений – славянского и тюркского. Это сосуществование имеет тысячелетние корни. Древнейшие очаги тюркских народов и языков связаны с центром Евразии – Южной Сибирью и Центральной Азией. Индоевропейские языки, к которым относятся германские, романские, славянские, иранские и языки Индии, связаны с западом Евразии. Индоевропейская общность сформировалась примерно к 5-му тысячелетию до н. э. между Рейном, Дунаем и Волгой.

Язык, его слова оказались хорошим источником для историков, причём таким, который не могли изменить правители, жрецы, летописцы, сказители и переписчики. Вернёмся к слову «отец», его общий индоевропейский корень означает «хозяин». Значит, индоевропейцы уже прошли эпоху матриархата, и у них был патриархат. Точно так же язык показал, что индоевропейцы были знакомы с земледелием. Сравните с русским «зерно» с немецким и английским «корн», латинское «гранум». А сходство названий домашних животных свидетельствует о том, что основным занятием индоевропейцев было всё же не земледелие, а скотоводство. Этот факт и позволил предположить прародину индоевропейцев. Она не могла быть в горах или лесах, например, Скандинавии. Напрашиваются просторы Причерноморских, Приволжских и Казахских степей. Последние исследования и открытия учёных подтверждают это.

В III тысячелетии до н. э. с развитием скотоводства и заимствованием из стран древневосточной цивилизации Двуречья и Египта колёсной повозки началось передвижение индоевропейцев на восток. Причина этого перемещения была следующая. Занятие земледелием в степи, хотя и было необходимым подспорьем, но являлось менее продуктивным по сравнению со скотоводством. Увеличивающиеся стада и демографический взрыв, обусловленный хозяйственным развитием, требовали новых пастбищ. Редконаселённые и обильные ковыльные степи к востоку от Волги стали объектом хозяйственного освоения племенами, накопившими огромные стада скота.

Эти переселившиеся племена постепенно обособились под самоназванием «арья» или «арии», что в различных древних индоевропейских языках означало «воин», «благородные» или «полноправные люди», в отличие от соседних или покорённых народов. От слова «арии» происходит ряд географических названий и наименований народов. Например, совремённое название страны Иран (от «ариаман» – «страна ариев»). Одно из племён северо-западного Ирана называлось «аризанты» – «племя ариев». Осетины, народ на северном Кавказе, в своих преданиях называют себя «аланами» – название, которое происходит от древнеиранского «ариана».

Эти племена, так называемого андроновского типа, перевалив через Волгу, постепенно освоили юг Западной Сибири, на востоке дошли до долины верхнего Енисея, на юге достигли Центрального Тянь-Шаня, Таджикистана, Афганистана и Ирана. По верховьям Енисея, по горным хребтам Саян, протянувшимися на юг до пустыни Гоби, прошёл раздел, к востоку от которого расселялись предки тюркских и монгольских племён, а к западу – андроновские европеоидные племена. Однако на этом громадном пространстве основным районом проживания андроновцев был Казахстан и прилегающие к нему территории, в том числе и Северный Кыргызстан.

Эти пастушеско-земледельческие племена селились по берегам рек, ручьёв и озёр, где имелись пастбища для скота и участки земли, пригодные для выращивания урожая без искусственного орошения. Посёлки обычно состояли из 10 – 15 просторных землянок Основой хозяйства этих племён был молочный скот. С годами скот вытаптывал ближайшие к посёлку пастбища и люди были вынуждены время от времени переселяться на новые места. Был освоен металл для изготовления орудий. Из бронзы изготавливали ножи, кинжалы, топоры, серпы и иглы. Кроме бронзы было известны золото и серебро, из которых изготавливались украшения.

В 1978 году при обследовании средневекового городища Беловодская крепость к северу от цитадели (центральное, главное укрепление города – крепости) был обнаружено городское кладбище. Само кладбище относится к раннему периоду существования крепости и датируется второй половиной VIII века. Но в траншеях, заложенных на некрополе, а также в засыпях средневековых могил была найдена керамика эпохи бронзы. Условия её нахождения указывают, что захоронения нарушили культурный слой поселения эпохи бронзы. Находки обнаруженного поселения показывают, что оно относится к XV – XIV векам до н. э.

В Чуйской долине также найдено два клада бронзовых изделий. В 1938 году возводили мост через реку Сукулук. Почти в конце строительства, когда на правом берегу производилась зачистка откосов, был найдён клад из 17-и бронзовых предметов. В 1953 году в селе Садовом был найдён клад из 16 бронзовых предметов: топора, зеркал, ножа, долота и других изделий. Также на окраине села Садового была найдена каменная форма для одновремённой отливки двух топориков. На территории Беловодского был найдён бронзовый нож эпохи бронзы. Техника изготовления предметов этих кладов показывает, что им 3 – 4 тысячи лет.

Все эти находки являются следами ариев или арийцев (не путайте с лженаучной фашисткой теорией об арийской расе). В своих дальнейших переселениях часть ариев ушла в Северную Индию (откуда и приставка индо-), а часть – в Персию и Мессопатамию. Оставшиеся арии Казахстана и Средней Азии прекратили соё существование в начале I тысячелетия до н. э., когда на севере сформировался новый тип скотоводческого хозяйства – кочевой, а на юге, в области оседлого земледелия и городского ремесленничества, развилось поливное земледелие. Преемниками ариев в Великой Степи стали их потомки саки.

 
2.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОЧЕВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
На рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры в жизни пастушеско-земледельческих племён, населяющих Центральную Азию, происходят значительные изменения в развитии общества. Наиболее важной из них – это переход пастушеско-земледельческих племён к новой форме ведения скотоводческого хозяйства: к систематическим сезонным перекочёвкам. Родовой посёлок стал дважды в год переселяться: весной с зимних пастбищ, где находились посевы, на летние; а осенью, ко времени созревания урожая, обратно на зимние. При таком способе ведения хозяйства, называемого полукочевым, площадь используемых пастбищ увеличивалась вдвое. Следовательно, можно было почти вдвое увеличить поголовье стад, намного больше получать продуктов скотоводства.

Следующим важнейшим событием в жизни пастушеско-земледельческих племён был переход полукочевого населения к новой, более совершенной в то время, форме ведения скотоводческого хозяйства – к кочевому скотоводству и кочевому образу жизни. Это произошло на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры. Теперь, кочуя по просторным степям, пастушеские племена могли прокормить стада скота более многочисленные, чем при полукочевом образе жизни, и почти безгранично увеличивать свои стада.

Размеры стад определялись теперь не столько качеством пастбищ в районах зимовок и летовок, сколько числом способных к труду пастухов общины. Большое значение имело и то, что кочевники получили значительные военные преимущества перед оседлым и полуоседлым населением. Обладая верховым конём и не будучи привязанным к постоянному месту жительства, они могли легко совершать набеги на оседлые оазисы и соседние племена и столь же стремительно отступать, не давая обороняющимся собрать силы для отпора. Кочевники совершали всё это, почти не нарушая нормального хода своей кочевой жизни.

С переходом к кочевому скотоводству изменилась и жизнь степных племён. Скотоводческое хозяйство при кочевом способе ведения потребовало значительного сокращения возделываемых площадей, а часто и полного отказа от них. Жизнь в перевозимых с места на место крытых повозках или в других легко разбираемых и переносимых жилищах изменила весь бытовой уклад. Домашнее хозяйство, утварь, одежда были приспособлены к неожиданным отъездам и постоянным перемещениям. Яркий пример пиала, позволяющая вкладывать одну в другу.

Увеличивающиеся стада скота, перешедшие в частную собственность отдельных лиц или семей, неравномерно обогащали их, вели к имущественному неравенству в патриархальном роде и были заманчивой добычей для противников. Война стала своего рода промыслом. Настало время беспрестанных войн, набегов и различных военных походов за добычей, за владение лучшими пастбищами и кочевыми путями. В обществе значительно возросла роль военных предводителей, присваивавших себе лучшую и большую часть военной добычи и обогащавшихся за счёт этого. Повседневная жизнь общества перестроилась на военный лад. Род и племя стали жить и управляться по законам военной демократии.

 
2.3. ДРЕВНЕКОЧЕВОЙ МИР
В VIII веке до н. э. возникла цивилизация древних скотоводов-кочевников. Они занимали территории Северного Причерноморья, низовий Волги, Казахстана, Южной Сибири и Средней Азии. В индийских источниках их называли туры, в китайских – сэ, в греческих – скифы, в персидских – саки. Предполагают, что термин «сак», означал «могучий муж, воин». Азиатские саки были потомками андроновских племён, говорили на восточно-иранском языке и имели европеоидный облик. В то же время установлено, что в сакскую эпоху у обитателей казахских степей появляются монголоидные черты центрально-азиатского происхождения – жёсткие чёрные волосы и раскосые глаза.

Археологические памятники характеризуют саков как группу племён близкую другим племенам ранних кочевников степной полосы. Историки древности упоминают о саках в описаниях походов персидских царей и называют их пастухами овец. Известный древнегреческий историк Геродот сообщает, что «саки – скифское племя, имели на голове остроконечные шапки из плотного войлока, стоявшие прямо, имели короткие луки и короткие мечи». Жили в пещерах и шатрах. Были храбрыми воинами и хорошо стреляли из лука. Главная сила саков заключалась в коннице, поэтому отряды саков были лучшими в персидском войске.

Сведения о социальном строе саков очень скудны. Предполагают, что они составляли несколько племенных объединений, возглавляемых вождями. У саков существовал обычай, по которому каждый юноша, искавший руки девушки, должен был вступить с ней в единоборство. Кто побеждал, тому и принадлежала власть в семье. Поэтому женщины у саков играли активную роль в политической жизни племён, у них были даже правители-царицы, которые даже прославились в борьбе с персами. В 530 году до н. э. саки стали очередным объектом подчинения персидской державы. Подойдя к границам владений саков, персидский царь Кир II решил добиться своей цели без борьбы, для чего посватался к вдовой царице саков-массагетов Томирис

Царица понимала, что не жена нужна персидскому владыке, а земля, богатства и храбрые воины-саки, поэтому Томирис отказала. Отказ стал поводом для войны. Персы, переправившись через реку Аму-Дарью, начали наступление. Кир углубился в земли саков и решил устроить западню. После первой же стычки с саками он начал отступление, оставив в брошенном лагере большое количество вина. Для преследования врага Томирис направила треть своего войска во главе со своим сыном Спаргаписом. Заняв оставленный лагерь, саки принялись пировать. Дорого обошлось сакам это пиршество. Персы ночью вернулись и перебили пирующих саков. Погиб в этом побоище и Спаргапис.

Томирис отправила к царю посла с требованием покинуть земли саков и вернуть ей тело сына. Послание заканчивалось угрозой Киру, что если он не выполнит эти требования, то она напоит его кровью. Могущественный Кир, конечно, пренебрёг угрозой. Вскоре во втором сражении теперь уже саки заманили персов в ловушку и полностью уничтожили персов. В сражении погиб и Кир II. По преданию, Томирис, помня свою угрозу напоить Кира кровью, велела поместить его голову в курджум (кожаный мешок), наполненный кровью убитых врагов. У саков Томирис была не единственной женщиной-царицей.

Древнегреческий историк Ктесий писал, что «сакские женщины отважны и помогают мужьям своим в военных опасностях», что во время войны с мидянами (Мидия – западная часть Ирана) над «саками царствовала Зарина, женщина воинственная», сама принимавшая участие в битвах и раненая в одной из них. Следующий персидский царь Дарий I Гистасп в 519 году до н. э., перейдя реку Сыр-Дарью, внезапно напал на саков, разгромил их и взял в плен их царя Скунху. После этого поражения саки стали платить дань персам, но полностью они покорены не были.

В IV веке до н. э. сакам Ташкентского оазиса, Семиречья и Тянь-Шаня вместе с другими народами Средней Азии пришлось отражать нашествие Александра Македонского. В 329 году до н. э. армия Александра подошла к Сырдарье, где на её правом берегу произошла ожесточённая битва, в которой саки потерпели поражение. Но поход в Индию отвлёк Александра от движения вглубь сакских земель, хотя по легендам Искандер – так звали Александра Македонского в Средней Азии – достиг Иссык-Куля.

Вот одна из этих легенд о возникновении Барсхана, города на берегу Иссык-Куля. Александр Македонский, завоевав Персию, направился через Туркестан в Китай. Боясь восстания в завоёванной стране, он взял с собой заложниками сыновей знатных вельмож из каждого персидского рода. Достигнув Иссык-Куля, Александр узнаёт, что в Китае не хватит провианта для его войска. Он приказал снять с лошадей всё лишнее и спрятать это, а лошадей загрузить провиантом. Здесь же он оставил ждать своего возвращения и заложников. Впоследствии они, узнав, что Александр из Китая вернулся через Индию и, отчаявшись попасть на родину, отправили посла в Китай, откуда пригласили «мастеров обжигания глины», плотников, каменщиков, живописцев и велели им построить в этом месте город, по подобию городов Фарса (область в Иране) и назвали его Фарсхан – Барсхан (Барскан). Но это, повторяю, из области легенд.

На юго-западных отрогах Чу-Илийских гор, на восток от села Георгиевка, у Чумышской плотины находятся наскальные рисунки, относящиеся к сакскому периоду VI – IV веков до н. э. Рисунки были открыты краеведами 10-ой школы города Фрунзе. Расположены рисунки в нескольких ложбинах, преимущественно на южных склонах, на выходах коренных залеганий. Здесь обнаружено более десяти больших комплексов петроглифов (наскальных рисунков), в которых насчитывается несколько тысяч рисунков. Тематика рисунков содержит практически все известные в Средней Азии образы петрографического искусства. Особого внимания заслуживают сцены поединков людей со звероподобными лучниками.

 
2.4. УСУНИ И ГУННЫ
В середине II – начале I тысячелетия до н. э. на востоке Евразии окончательно сформировались два отличных друг от друга хозяйственно-культурных региона. Китайский регион занимал среднее и нижнее течение реки Хуанхэ, центрально-азиатский охватывал огромную территорию от Тянь-Шаня на западе до Маньчжурии на востоке, от пустыни Гоби на юге и до Алтая и Байкала на севере. Племена, населявшие Центральную Азию, создали кочевую культуру скотоводства, сочетавшуюся с примитивным земледелием и охотой.

На рубеже III – IV веков до н. э. на севере Центральной Азии выделяются племена гуннов, а на западе – юэчжи, занимавшие вместе с родственными им усунями территорию от Тянь-Шаня до Монголии. В последние десятилетия III века до н. э. гунны создают государство, положившее начало их могуществу. В 203 – 202 году до н. э. вождь гуннов – шаньюй – Маодунь подчинил племена Алтая, Саян и верхнего Енисея, отразил нападение китайцев и начинает борьбу с юэчжами. В 165 году до н. э. гунны одержали окончательную победу, и юэчжи были вытеснены из Восточного Туркестана (совремённый Западный Китай) в Среднюю Азию, в земли саков.

(Туркестан – историко-географический регион, включавший территорию совремённой Средней Азии и Казахстан, а также часть Центральной Азии, населённой тюркскими народами. Условно Туркестан делился на Западный – Средняя Азия и Казахстан; Восточный – Синьцзян и часть Центральной Азии; Афганский – северный Афганистан, населённый тюркскими народами.) Юэчжи, вытеснив саков за Сырдарью, недолго задержались на Тянь-Шане и в Семиречье, и основная их часть двинулись на юго-запад на Аму-Дарью и далее в Бактрию (царство на юго-западе Средней Азии). Вместе с ними ушла и часть саков.

В середине II века до н. э. оставшихся на Тянь-Шане и в Семиречье саков и юэчжей завоевали усуни, ранее кочевавшие в Восточном Туркестане рядом с юэчжами и оттесненные гуннами на запад. Значение названия народа «усунь» не выяснено. Происхождение усуней также остаётся загадкой. Примечательно, что внешне усуни резко отличались от других жителей Центральной Азии: у них были рыжие волосы и голубые глаза. Некоторые исследователи считают усуней предками киргизов. Тогда цвет волос и глаз совремённых киргизов ещё одна загадка.

В 160 году до н. э., разбив саков и юэчжей, усуни обосновались на Тянь-Шане и в Семиречьи. Образовался новый племенной союз. Царь усуней носил титул кунбаг – «князь над племенами». Его ставкой был город Чигу у восточной оконечности озера Иссык-Куль. История усуней весьма показательна. В течение нескольких веков они защищали свою автономность, в связи с чем им приходилось вести борьбу с Китаем и гуннами. Китай, заинтересованный в спокойствии караванного пути на запад и в приобретении союзника в борьбе против гуннов, стремился к тесным взаимоотношениям с усунями.

К ним неоднократно приезжали китайские посольства и путешественники, китайские принцессы выдавались за усуньских владык. Владыки гуннов также хотели иметь влияние на усуней и тоже выдавали своих дочерей за кунбагов. Династические браки усуньских правителей с принцессами империи Хань и державы гуннов заключались неоднократно. Жёны кунбагов исполняли роль политических агентов своих стран. Со временем потомки иноземных принцесс садились на трон или претендовали на него. Они образовали две постоянно соперничавшие между собой ветви в династии кунбагов: «ханьскую» и «гуннскую». Усуни были скотоводами-кочевниками. Китайская летопись писала о них: «Усунь не занимается ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочёвывают с места на место, там, где трава и вода». Однако в источниках упоминаются и оседлые поселения. Это подтверждается и археологическими данными. Главное богатство усуней составлял скот, но больше всего они ценили лошадей. Среди них были богачи, владевшие тысячными табунами лошадей.

Родовые кладбища усуней отчётливо делятся на два типа. Одни из них расположены цепочками с севера на юг, другие – беспорядочными группами. Курганы второго типа встречаются как в долинах, так и на горных пастбищах. Курганы однородны по размерам и погребальному ритуалу. Принадлежат они основному слою общества усуней. Совершенно иной характер имеют курганы, расположенные в ряд.
Расположены они обычно в долинах рек и у подножия предгорий в меридиональном направлении, с юга на север. Ряд обычно состоит из 6 – 10 курганов.

Цепочки курганов – это, наверное, фамильные, родовые кладбища представителей кочевой знати.. Есть группы, состоящие из больших курганов высотой до 5-и м., а диаметр в основании до 80-и м. (у села Новониколаевки). Но такие курганы встречаются редко. Основная масса курганов состоит из насыпей до 2-х м. и диаметром до 40-а м. (село Садовое). Иногда встречаются группы курганов, состоящие из невысоких насыпей, высота которых не превышает 0,5 м. (село Петровка).

Размеры курганов и богатство могил соответствовали общественному положению погребённых. Наличие цепочек с громадными по размеру курганами и их расположение позволяют выделить районы, видимо, принадлежавшие отдельным племенам усуней. Наибольших размеров курганы достигают в трёх районах: в Чуйской долине (Беловодское – Карабалта), на Тянь-Шане (Каракол, Тюп, Кочкор) и в долине реки Или (алматинские, иссыкские, тургенские). Быть может, эти группы курганов являются памятниками трёх орд усуней, о делении на которые нам сообщают китайские источники.

В 42 году до н. э. гунны и кангюйцы 
(государство на средней Сырдарье) разгромили столицу усуней – город в Долине Красных Скал на берегу Иссык-Куля. Глава северных гуннов Чжичжи перенёс свою ставку в долину Таласа и отсюда совершил поход в Фергану. Китайцы, опасаясь за безопасность своих западных границ, направляют войска в Семиречье. Ставка Чжичжи была разгромлена, он сам и его окружение погибли. С убийством последнего влиятельного кунбага Цылими (правил в 45 – 14 годах до н. э.) для усуньского племенного объединения настала пора междоусобиц и безвластия. С начала нашей эры сведения об усунях из исторических сочинений исчезают. В 91 году гунны потерпели окончательное поражение от Китая. Проиграв борьбу за Восточный Туркестан и Джунгарию, гунны откочевали за Тарбагатай, в «земли усуней», то есть в Семиречье и Восточный Казахстан. Здесь они образовали государство, получившее в китайских источниках название Юэбань, владетель которого принял традиционный титул гуннов шаньюй. Это государство существовало до V века.

2.5. ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ
В древности и в средневековье через раскалённые солнцем пустыни Восточного Туркестана (в Китае он именовался Западным краем – совремённый Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), через оазисы Средней Азии, по бескрайним азиатским просторам пролегал торговый путь, который в 1877 году немецкий географ Карл фон Ритгофен назвал Великим Шёлковым путём. Этим путём в давние времена и долгое время осуществлялась торговля между восточным и западным мирами. Начало существования этого древнего торгового пути имеет точную дату – 123 год до н. э. Известно и имя первооткрывателя – китайский дипломат и путешественник Чжан Цян. В 138 году до н. э. молодой китайский посол невысокого ранга, но уже дважды побывавший в зарубежных государствах, был вызван к императору У-Ди и отправлен к западным соседям – кочевникам юэчжам.

Северные соседи Китая, воинственные кочевники гунны были давними и постоянными врагами китайцев. От их набегов не спасала даже мощная Великая Китайская стена, и китайским императорам приходилось платить гуннам унизительную дань. Император отправлял дипломата к юэчжам, чтобы сделать их союзниками и договориться о совместной борьбе против общего врага – гуннов. Чжан Цян в сопровождении более сотни солдат, проводников, писцов, погонщиков и купцов, с богатыми дарами и дипломатическими посланиями к владыкам юэчжей отправился в путь. В этом путешествии Чжан Цяну пришлось перенести много трудностей: десять лет плена у гуннов, бегство, но всё же он добрался до главной ставки усуней – города Чигу. Добрался он и до юэчжей, но они после разгрома гуннами были слабыми и слишком далеко ушли на запад. Зато в усунях Чжан Цян увидел мощного союзника Китая, поставщика хороших лошадей для китайской конницы. С этой вестью он и вернулся на родину через тринадцать лет после своего отъезда. Так был разведан маршрут нового торгового пути.

В 123 году до н. э. император У-Ди издал указ, поощряющий торговлю в других странах. Первым по новому пути, но теперь уже с большим торговым караваном и с новой дипломатической миссией к усуньскому правителю снова пошёл Чжан Цян. Само собой разумеется, что эти пути и дороги прокладывались не в пустых местах. Они тянулись от одного поселения к другому. Постепенно этот торговый путь прокладывался дальше, пополняться дополнительными путями и ответвлениями в разных направлениях. В результате образовалась трансконтинентальный торговый путь из Китая к Среднему морю и в Византию протяжённостью в 7 тысяч километров. Начинался он у западных ворот китайского города Сиань и за городом Ланьчжоу раздваивался.

Северная ветвь вела через город Турфан и перевалы Тянь-Шаня в Ферганскую долину и далее в Среднюю Азию, Бактрию и Византию. Южный путь огибал с юга пустыню Такла-Макан, через Памир пролегал в Персию, далее тоже в Византию и к Средиземному морю. По этому пути шли купцы с торговыми караванами, путешественники, дипломаты, а нередко и армии завоевателей. Везли шёлк и пряности, оружие и предметы быта, утварь и предметы роскоши, серебро и драгоценные камни, и многое, многое другое. Большие караваны иногда насчитывали до 10 тысяч вьючных животных.

В Китай везли персидские ковры, сирийские драгоценные камни, кораллы и жемчуг Красного моря, ткани Египта. Из Китая наиболее важным товаром был шёлк, а основным покупателем шёлковых тканей была Византия. Потребность Византии в шёлке была огромна, так как помимо нужд знати, шёлк использовался как валюта наравне с золотом и драгоценными камнями. За шёлк Византия получала из Европы всевозможные товары, подкупала союзников и вербовала наёмников. За разглашение тайны шёлка в Китае полагалась смертная казнь. По одной легенде личинки шелковичных червей были доставлены в Константинополь христианским монахом в пустотелом посохе. По другой – один из правителей Хотана (область в Восточном Туркестане на юго-западе пустыни Такла-Макан) женился на китайской принцессе, которая и вывезла в своей причёске коконы шелкопряда. Во второй половине VI века Византия завела собственное производство шёлка. К концу VI века шёлк уже не имел прежнего значения, но торговля другими товарами по этому караванному пути сохранилась.

По территории Киргизстана проходили три главных направления Шёлкового пути: Памиро-Алайское из Восточного Туркестана в Афганистан и Индию, Ферганское – в Среднюю Азию и Иран и Тюркское – через Иссык-Куль также в Среднюю Азию. Все эти три главных направления имели по несколько местных торговых ответвлений, а Тюркское направление разделялось на две дороги – южную и северную. Южная дорога вела из Ферганы по Нарыну к южному берегу Иссык-Куля. Северная дорога шла из Ташкента по долинам Таласа, Чу и Кемина тоже на Иссык-Куль Развалины и городища показывают, что в средние века северный караванный путь от станции Луговая до Бишкека проходил почти по нынешней трассе, а далее – южнее: мимо Аламедина, Иссык-ата и Бураны до Невакета (ныне село Орловка). От Невакета путь шёл в Чон-Кемин, а затем через перевал Кок-Ойрок выходил на северный берег Иссык-Куля.

Северная дорога была в полтора раза длиннее южной, но она почти на всём своём протяжении шла по равнинам, городам и селениям, кроме отрезка Суяб (развалины Ак-Бешим в 6-и км. юго-западнее Токмака) – Иссык-Куль. Тогда как южная дорога проходила через высокие горы, ущелья и высокогорные пастбища, за исключением небольшого отрезка на южном берегу Иссык-Куля. Поэтому купцы предпочитали северный путь, считавшийся лучшей дорой в Средней Азии. После соединения южной и северной дорог путь через перевал Сан-Таш шёл в Восточный Туркестан. С VIII века возрастает значение северного пути и по следующим двум политическим причинам. После распада империи тюрков на две части ханы западных тюрков преимущественно жили в Семиречье, а ставки кочевых владетелей всегда делались важными торговыми пунктами и привлекали купцов. Во-вторых, сказалось влияние смуты, происходившей в Фергане в VII веке и продолжавшейся несколько десятилетий.

В средние века существовали торговые связи между государствами и народами Туркестана и Поволжья. Одно ответвление от северной дороги шло от Сайрама (район Чимкента) по Сыр-Дарье и далее по степям Прикаспия на Волгу. Именно этим путём проезжали посольства Маниаха и Земарха, о которых будет рассказано далее. Этим же путём прошёл в XIII веке путешественник Плано Карпини. По трассам Великого Шёлкового пути располагались торговые центры. В VII – VIII веках славилась ярмарка в городе Суяб в Чуйской долине. На территории села Беловодского существовал средневековый город Нузкет, значит, и здесь было торговое местечко, и торговые караваны останавливались не только для ночлега, но и для торговли.

Основным назначением Великого Шёлкового пути, конечно, была торговля между Западом и Востоком. Но он был не только связующим торговым путём, но и мощной артерией соединяющей народы и государства. По этому пути в оба конца, с запада на восток и с востока на запад, между государствами и народами шёл взаимный интенсивный обмен и усвоение иноземных знаний и умений, религиозных воззрений и обычаев, философских течений и письменности, изобразительных традиций и мирового кругозора. Яркие тому примеры – распространение буддизма или заключение договора между Византией и Западнотюркским каганатом.

После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами значительной части Великого Шёлкового пути. Главными посредниками в торговле шёлком были согдийцы (на центральноазиатском и среднеазиатском участках пути) и персы, контролировавшие путь от Бухары до Сирии. Согдийцы выходцы из Согда – области в долине реки Зеравшана, в междуречье Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи. Торговля шёлком приносила согдийским купцам и тюркским ханам огромные доходы. Кроме того, тюрки имели возможность сбывать через согдийцев военную добычу и дань, собираемую с покорённых народов.
 
С конца IV века в Согде наладили собственное производство шёлковых тканей, причём отличного качества, выдерживающих конкуренцию с китайскими тканями. Сбыт этих тканей стал важной проблемой для согдийских купцов. Первая попытка сбыть накопившийся шёлк и договориться о регулярной торговле была предпринята согдийцами в Персии. Посол согдийских купцов Маниах, сам крупный торговец, прибыл к персам в 566 году как представитель Тюркского каганата. Однако в VI веке в Персии тоже появляется шёлкоткацкое производство, сначала на привозном сырье, а затем и на собственном.

Шах Персии Хосров I Ануширван (правил в 531 – 79 годах) опасался проникновения в Персию своих противников тюрков и, конечно, был не заинтересован в конкуренции местному шёлку. Он купил у Маниаха привезённый шёлк и тут же, у него на глазах приказал сжечь купленный товар, наглядно показав этим нежелательность торговли с согдийцами. Тогда Маниах сделал попытку найти другого покупателя – Византию. В 567 году он возглавил посольство тюркского кагана, которое кружным путём, мимо Арала, через нижнюю Волгу и Северный Кавказ, направилось в Константинополь. Византия к этому времени не испытывала острой нужды в согдийском шёлке, но была заинтересована в союзе с тюрками для борьбы с персами. Именно это и стремились использовать согдийцы для заключения нужного им торгового соглашения.

Тюркское посольство было с почётом принято императором Юстином II, и тюрки заключили с Византией военное соглашение против Ирана. В обратный путь вместе с Маниахом в ставку кагана для подписания договора выехал византийский посол Земарх Киликиец, «стратег (административная должность в Византии) восточных городов» империи. Западнотюркский каган Истеми (в византийской летописи Дизавул) дружелюбно принял Земарха в своей ставке у «Золотой горы» на Тянь-шане. Договор был подписан, Земарху каган подарил прекрасную наложницу, рабыню из племени «хырхыз». Это первое упоминание о киргизах в западных исторических хрониках.

Открытие более дешёвых морских путей из Европы в Индию положило конец Великому Шёлковому пути, просуществовавшему полторы тысячи лет.
Продолжение во 2-ой части на 2-ой стр. каталога.
Категория: Мои очерки | Добавил: Борис (16.11.2011)
Просмотров: 2687 | Рейтинг: 2.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: