Главная » Статьи » Мои очерки

ДРЕВНОСТЬ КРАЯ И ОКРЕСТНОСТЕЙ СЕЛА БЕЛОВОДСКОГО. ЧАСТЬ 1-АЯ

Дорогу дальнюю начну
Сквозь снег и половодье
В одну прекрасную страну
С названьем Беловодье.
         Борис Романов.

ДРЕВНОСТЬ КРАЯ И ОКРЕСТНОСТЕЙ СЕЛА бЕЛОВОДСКОГО.

Эта глава – краткий очерк истории Семиречья и Чуйской долины, края, где расположено село Беловодское, – с древнейших времён до XIX в. В написании истории села для меня были трудными два раздела: восстание 1916 г. и средневековье. О восстании я поговорю в соответствующей главе, а средневековье было трудно с его сложной, быстро меняющейся и противоречивой обстановкой при отсутствии историко-популярной литературы. Это положение усугубляется ещё и разночтением названий: кыргызы – киргизы, Кыргызстан – Киргизия.

Я не слышал упрёков по поводу того, что Суоми называют Финляндией, а Дойчланд – Германией. А вот из Киргизии замечания в неправильном названии республики получал. Критики забывают, что самоназвание страны, как правило, не совпадает с тем, как её называют другие народы. Например, киргизы соседнюю страну Чжунго называют Кытаем. К тому же накладывается различие русской и киргизской фонетики. Как и старикам-киргизам трудно было произнести название столицы своей республики Фрунзе (в киргизском языке отсутствует буква «ф»), так и мне, русскому, трудно произносить «Кыргызстан» из-за двух «ы» подряд и сочетания шести согласных.

Да и название моей родины «Киргизия» звучит для меня нежнее, лиричнее, ласковее (сравните "мать и мама"). Окончательный вариант истории села создавался в России с использованием богатейших фондов архивов и библиотек Петербурга, и первое издание очерка также было выпущено в России, поэтому я и руководствовался Российским законодательством.

Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации от 17 августа 11995 г. №1495 гласит: "В целях обеспечения единообразия в написании названий государств - бывших республик СССР и их столиц использовать в документах, создаваемых в Администрации Президента Российской Федерации, в служебной переписке и официальных переговорах названия государств - бывших союзных республик СССР и их столиц согласно прилагаемому списку. . . . Полная форма - Киргизская республика, краткая форма - Киргизия, столица - Бишкек". Поэтому моя трактовка, объясняющая читателям моё написание терминов, следующая: енисейские племена государства Кыргызов, переселившись на Тянь-Шань, смешавшись с местными племенами и монголами стали другой народностью – киргизами. И тем более я не настаиваю на исправлении «орус» на «русский» в киргизском языке. С искренним уважением, автор.

Хронология основных событий в истории села Беловодского.

     300-100 тысяч лет до н. э. – период, к которому относятся первобытные каменные орудия, найденные у озера Иссык-Куль.

         100-40 тысяч лет до н. э. – каменные изделия             мустьерского периода из Георгиевского бугра.
         10 тысяч лет до н. э. – росписи пещеры Ак-Чункур на юго- востоке от Иссык-Куля.
     6-3 тысячи лет до н. э. – стоянки первобытного человека  на р. Аламедин и у Токмака.
     III тысячелетие-VIII век до н. э. – андроновские племена (арии) Казахстана и Средней Азии.
      XX-X вв. до н. э. – клады бронзовых предметов в сёлах Садовое и Сукулук.
       XV-XIV вв. до н. э. – стоянка эпохи бронзы у села Беловодского.
      VIII в. до н. э. – возникновение сакской кочевой цивилизации.
       VI-IV вв. до н. э. – сакские наскальные рисунки у Чумышской плотины.
       160 г. до н. э. – переселение усуней из Восточного Туркестана на Тянь-Шань и вытеснение саков на запад.
     II в. до н. э.-конец I в. до н. э. – Беловодско-Карабалтинская группа усуньских курганов.
       123 г. до н. э. – начало существования Великого Шёлкового пути.
       42 г. – разгром усуней гуннами.
       Конец I в.-V в. – гуннское государство Юэбань в Семиречье и Восточном Казахстане.
       551-745 гг. – существование Тюркского каганата, в который входил Северный Кыргызстан.
        603 г. – раздел Тюркского каганата на Восточный и Западный каганаты.
        603-699 гг. – Западно-Тюркский каганат, в который входило Семиречье.
       699-766 гг. – Тюргешский каганат.
       740 г. – вторжение китайских войск в Семиречье, установление протектората Китая.
       751 г. – Таласская битва арабов и калмыков с китайцами. Разгром китайцев, прекращение их экспансии.
       766-940 гг. – Карлукский каганат.
       VIII-XIII вв. – возникновение и существование первого оседлого поселенияна территории села Беловодского – город Нузкет (городище Беловодская крепость).
       X в. – условная дата возникновения киргизского эпоса «Манас».
       Середина X в.-1140 г. – Караханидский каганат.
       1140-1211 гг. – государство кара-кытаев.
       1211-1218 гг. – правление найманского предводителя Кучлука.
       1218 г. – завоевание Семиречья монголами Чингизхана.
       1227-1260 гг. – монгольский улус Чагатая (Джагатая).
       1260-1348 гг. – государство Хайду.
       1348-1680 гг. – государство Моголистан.
       1371, 1375 и 1377 гг. – походы Тимура в Моголистан по Чуйской долине.
       5-го марта 1425 г. – сражение на р. Аксу (Беловодское) между Улугбеком и моголами.
       Конец XV-начало XVI вв. – образование киргизской нации.  
       1457 и 1472 годы – нападения ойратов на Северный Киргзстиан.
       1635, 1643, 1652, 1683 и 1723 гг. – нападения джунгаров на Северный Киргизстан. Вытеснение северных киргизов на Алай и Памир.
       1723 г. – посещение Иссык-Куля российским посольством в Джунгарию во главе с Иваном Унковским.
       1758 г. – вторжение китайских войск на Иссык-Куль, в Чуйскую и Таласскую долины.
       1778-81 годы – нападения хана Среднего жуза Аблая на таласских и чуйских киргизов.
       1785 г. – отправление сарыбагишским бием Атаке-батыром первого киргизского посольства в Россию.
       1812 г. – первое посещение кочевий киргизов на Иссык-Куле русским казачьим отрядом под командованием сотника И. Старкова, сопровождавшим торговый караван в Аксу.
       Октябрь 1813-январь 1815 гг. посещение Иссык-Куля А. Л. Бубённовым с целью изучения обстановки и настроений в племени бугу.
       1814 г. – первое вторжение кокандцев в Чуйскую долину, сражение у Иссык-Ата.
       1815 г. – первое посольство киргизов племени бугу (Иссык-Куль) в составе Качибека Шералиева и Джакыпа Ниязбекова в Омск с пожеланием покровительства России.
       1824, 1844, 1848, 1851, 1852 и 1854 гг. – делегации киргизов к российским властям с просьбами о принятии их в подданство России.
       1825 г. – завоевание Чуйской долины Кокандским ханством.
       1830, 1838, 1842, 1857, 1858 и 1862 гг. – восстания киргизов против Кокандского ханства.
       1830 г. – основание кокандского укрепления Аксу на территории нынешнего села Беловодского.
       1846-1847 гг. – вторжение казахского хана Кенесары Касымова в Чуйскую долину.
       1847 г. – разгром киргизами Кенесары у Токмака.
       1854 г. – основание укрепления Верный (Алматы), опорного пункта военных операций русских против Кокандского ханства.
       17 января 1855 г. – принятие в российское подданство иссык-кульского племени бугу.
Сентябрь 1856 г. – экспедиция П. П. Семёнова (Тян-Шанского) в Чуйскую долину и к западной оконечности озера Иссык-Куль.
        Июль 1858 г. – назначение на должность начальника Алатавского (Верный) округа «устроителя Семиречья» Герасима Алексеевича Колпаковского.
       Май-июнь 1859 г. – первая разведочная экспедиция капитана М. И. Венюкова в Чуйскую долину.
       Май 1860 г. – вторая разведочная экспедиция Венюкова в Чуйскую долину, к западной оконечности озера Иссык-Куль и на Кочкор.
       9-го июля 1860 г. – нападение кокандцев на укрепление Кастек и их разгром.
       26 августа 1860 г. – первое взятие русскими войсками кокандского укрепления Токмак.
       4-го сентября 1860 г. – первое взятие русскими войсками кокандской крепости Пишпек.
       21 октября 1860 г. – разгром под Узунгачом 2-хтысячным русским отрядом под командованием подполковника Колпаковского 16-итысячного кокандского корпуса.
       Апрель 1862 г. – русский отряд под командованием капитана А. П. Проценко впервые занял кокандское укрепление Аксу.
       24 октября 1862 года – второе взятие и окончательное разрушение кокандской крепости Пишпек.
       10 мая 1864 г. – экспедиционный корпус под командованием полковника М. Г. Черняева, наступавшего на Кокандское ханство с севера, вступил в Чуйскую долину. Заложено укрепление Токмак.
       Май 1864 г. – присоединение Чуйской долины к России.
       20 мая (1-го июня по новому стилю) 1864 г. – на месте села Беловодского поставлен казачий пикет.
       18 июля 1864 г. – создание Кокандской военной линии с одним из промежуточных постов на месте села Беловодского.
       1865 г. – создание Туркестанской области, в которую входил и Северный Киргизстан.
Весна 1866 г. – у пикета Аксу поселились первые русские крестьяне-переселенцы.
       1867 г. – образование Туркестанского генерал-губернаторства, в которое входила и Семиреченская область, включавшая и Чуйскую долину.
       1867 г. – установлено регулярное почтовое сообщение Ташкент-Верный-Семипалатинск, на Аксуйском пикете открыта почтовая станция.
       1868 г. – Аксуйский пикет преобразован в выселок (как уже обжитое место, снижение льгот переселенцам). Возникло соседнее село Новотроицкое (Сукулук).
       27 августа 1870 г. – поселению у Аксуйского пикета утверждено наименование «Беловодское».
       1872 г. – в Беловодском открыт православный приход.
       1874 г. – в Беловодском построена церковь во имя Михаила Архангела и открыта школа.
       1880 г. – школа преобразована в Беловодское мужское приходское одноклассное училище.
       1882 г. – Семиреченская область включена в Степной край с центром в городе Омске.
       4-го августа 1883 г. – образована Беловодская волость из селений Беловодского, Сукулукского и Карабалтинского.
       22 июля (3-го августа по н. с.) 1885 г. – разрушительное, с жертвами Беловодское землетрясение.
       1888 г. – в Беловодском создан контрольный ветеринарный пункт.
       31 июля 1889 г. – селению Беловодскому выдана владенная запись на землю.
       1-го января 1890 года – открылась одногодичная смешанная церковно-приходская школа.
       1891 г. – из села призван первый рекрут Карп Игнатьевич Бачевский.
       1892 г. – начато и в 1894 г. закончено строительство новой деревянной церкви. В 1897 г. построена колокольня.
       1892 г. – образовалось соседнее село Петровка.
       1894 г. – археологической экспедицией под руководством востоковеда В. В. Бартольда впервые были обследованы городище Беловодская крепость.
       1897 г. – открыт Беловодский врачебный участок.
       1899 г. – Семиреченская область возвращена в Туркестанский край.
       1901 г. – ветеринарный пункт преобразован в Беловодский ветеринарный участок.
       1902 г. – в июне месяце восточнее села Беловодского поселились переселенцы-самовольцы, образовав посёлок Свинячая выселка – Фольбаумовское – Садовое.
       1903 г. – Пишпекский уезд в административном делении разделён на три участка. Образован Беловодский участок.
       1905 г. – Пишпекский уезд в связи с событиями революции 1905-1907 гг. объявлен на особом положении.
       1-го мая 1908 г. – в Беловодском открыто почтовое отделение. 20 сентября 1908 г. оно было преобразовано в почтово-телеграфное.
       Январь 1910 г. – в Беловодском открылась сберегательная касса.
       22 декабря 1910 года (1-го января 1911 года по новому стилю) – 12-ибалльное Кеминское землетрясение. Пострадало и Беловодское.
       1911 г. – в Беловодском создаётся пожарная охрана.
       1913 г. – создан Беловодский мировой (судебный) участок.
       23 августа 1914 г. – на переселенческом участке Ак-Курчо создаётся соседнее село Сретенка.
       5-го июля 1915 г. – создаётся соседнее село Предтеченское.
       1915 г. – создан и начал действовать Беловодский комитет Российского общества Красного Креста.
       1916 г. – открылась библиотека-читальня (публичная библиотека).
       3-го августа 1916 г. – началось восстание 1916 года в Семиречье (Верненский уезд).
       7-го августа 1916 г. – началось восстание в Чуйской долине (с, Орловка и Боомское ущелье).
       10 августа 1916 г. – начало восстания в Беловодском участке (Белогорка, Теменсу).
       17 августа 1916 г. – с прибытием войск из Ташкента волнения в Беловодском участке прекратились.
       Март 1917 г. – в Беловодском узнали об отречении царя от престола.
       Июнь 1917 г. – в Беловодском образовался Совет крестьянских и солдатских депутатов.
       Сентябрь 1917 г. – в Беловодском возникает организация кустарей ремесленников – Союз инвалидов. Впоследствии в нём оформилась группа большевиков.
       1-го июля 1918 г. - в беловодском Союзе инвалидов оформилась беловодская сельская партийная ячейка (большевиков).
       Июль 1918 г. – Беловодский эсеровский совет был смещён и заменён большевистским.
       7-го-28 декабря 1918 г. – Беловодское крестьянское восстание против Советской власти.
       4-го января 1919 г. – конференция большевиков Беловодского участка по ликвидации последствий Беловодского восстания и создание Беловодского комитета бедноты (комбед).
       Март 1919 г. – в урочище Теменсу бедняки сёл Беловодское и Полтавка организовали коммуну им. Карла Маркса.
       Весна 1919 г. – создание товариществ по совместной обработке земли (ТОЗы).
       14 января 1920 г. – создание Беловодского революционного комитета (ревком).
       Весна 1920 – создание Беловодской коммунистической молодёжной ячейки.
       Конец 1920-начало 1921 гг. – создание союза сельхозпроизводителей "Кошчи" ("Пахарь").
       Февраль 1921 г. – создание Беловодской комиссии по ликвидации неграмотности (ликбез).
       Март 1921-октябрь 1922 гг. – проведение земельно-водной реформы.
       Конец 1921 г. - создание Беловодского "Единого потребительского общества" (союз кооперативов).

Эпоха первобытнообщинного строя на территории Северного Киргизстана.

История народов Киргизстана начинается в древнекаменные века около 300 тысяч лет тому назад, когда человечество проходило один из начальных этапов первобытнообщинного строя. Об этом свидетельствуют находки примитивных каменных орудий труда, обнаруженных на реке Он-Арча в Нарыне, в местностях Бос-Бармак и Тоссор на Иссык-Куле. Этим находкам насчитывается от ста до 300 тысяч лет, и принадлежали они первобытным людям, проживавшим на территории Киргизии.

В период от 100 до 40 тысяч лет тому назад человечество переживало важную веху своего развития, получившую название в периодизации памятников каменного века Мустьерской – по названию пещеры Ле Мустье в юго-западной Франции, в которой были впервые найдены каменные изделия такого типа. Этот период характеризуется прогрессом в технике изготовления каменных орудий и их новых видов. Это наконечник для копья и скребло для выделки шкур. Люди в это время по-прежнему жили в пещерах, но уже начали строить и искусственные жилища из шкур, добытых животных. К памятнику мустьерского периода относится Георгиевский бугор, находящийся на левом берегу реки Чу, слева от дороги Бишкек-Алматы. На нём было найдено около 4000 каменных изделий мустьерского типа.

На юго-востоке от Иссык-Куля, в горной пещере Ак-Чункур были обнаружены красочные росписи. Созданы они были примерно 10 тысяч лет назад. На стенах и своде пещеры первобытный художник нарисовал людей и животных, небольшие сюжетные сценки охоты и танцев. Следов постоянной жизни в пещере не обнаружено. Скорее всего, она была каким-то древним храмом, где совершались какие-то ритуальные обряды. Однако даже совремённые люди не всегда заботливо хранят памятники прошлого, не всегда ценят их значение и для истории, и для будущего. Примерно через 30 лет после открытия, в 70-х гг. XX в., пещера оказалась уже в плачевном состоянии. Судьба древних росписей оказалась трагичной: чабаны жгли в пещере костры и закоптили рисунки.

Дальнейшее развитие первобытнообщинного строя приводит к большим переменам в технике изготовления каменных орудий, в хозяйстве и в общественных отношениях. Совершенствование составных орудий привело к важному изобретению, было создано новое охотничье оружие – лук и стрелы. Другими важными новшествами были изготовление глиняной посуды, переход к скотоводству и земледелию. Стоянки этого периода (6-3 тысячи лет до н. э.) были найдены на реке Аламедин у Бишкека и близ Токмака. Это были стоянки под открытым небом, но люди этого времени продолжали жить и в пещерах.

На территории на западе от Урала и Волги, на востоке до Минусинской котловины, на юге от горных систем Копетдага  и Памира и на севере до сибирской тайги в XVI-XII вв. до н. э. жили племена, так называемой, андроновской культуры. Однако на этом громадном пространстве основным районом проживания андроновцев был Казахстан и прилегающие к нему территории, в том числе и Северная Киргизия.

Эти пастушеско-земледельческие племена селились по берегам рек и озёр, где имелись пастбища для скота и участки земли, пригодные для выращивания урожая без искусственного орошения. Посёлки обычно состояли из 10-15 просторных землянок Основой хозяйства этих племён был молочный скот. С годами скот вытаптывал ближайшие к посёлку пастбища и люди были вынуждены время от времени переселяться на новые места. Был освоен металл для изготовления орудий. Из бронзы изготавливали ножи, кинжалы, топоры, серпы и иглы. Кроме бронзы было известны золото и серебро, из которых изготавливались украшения.

В 1978 г. при обследовании средневекового городища Беловодская крепость к северу от цитадели (центральное, главное укрепление города – крепости) был обнаружено городское кладбище. Само кладбище относится к раннему периоду существования крепости и датируется второй половиной VIII вв. Но в траншеях, заложенных на некрополе, а также в засыпях средневековых могил была найдена керамика эпохи бронзы. Условия её нахождения указывают, что захоронения нарушили культурный слой поселения эпохи бронзы. Находки обнаруженного поселения показывают, что оно относится к XV-XIV вв. до н. э.

В Чуйской долине также найдено два клада бронзовых изделий. В 1938 г. возводили мост через реку Сукулук. Почти в конце строительства, когда на правом берегу производилась зачистка откосов, был найдён клад из 17-и бронзовых предметов. В 1953 г. в селе Садовом был найдён клад из 16 бронзовых предметов: топора, зеркал, ножа, долота и других изделий. Также на окраине села Садового была найдена каменная форма для одновремённой отливки двух топориков. На территории Беловодского был найдён бронзовый нож эпохи бронзы. Техника изготовления предметов этих кладов показывает, что им 3-4 тысячи лет.

Все эти находки являются следами ариев, древних народов, говоривших на индоевропейских языках. (Не путайте с лженаучной фашисткой теорией об арийской расе). Впоследствии часть ариев из Средней Азии ушла в Северную Индию (откуда и приставка индо-), а часть – в Персию и Месопотамию. Оставшиеся арии Казахстана и Средней Азии прекратили своё существование в начале I тысячелетия до н. э., когда на севере сформировался новый тип скотоводческого хозяйства – кочевой, а на юге, в области оседлого земледелия и городского ремесленничества, развилось поливное земледелие. Преемниками ариев в Великой Степи стали их потомки саки.

Возникновение кочевой цивилизации Центральной Азии.
На рубеже III-II тысячелетий до н. э/ в жизни пастушеско-земледельческих племён, населяющих Центральную Азию, происходят значительные изменения в развитии общества. Наиболее важной из них – это переход пастушеско-земледельческих племён к новой форме ведения скотоводческого хозяйства: к систематическим сезонным перекочёвкам. Родовой посёлок стал дважды в год переселяться: весной с зимних пастбищ, где находились посевы, на летние; а осенью, ко времени созревания урожая, обратно на зимние. При таком способе ведения хозяйства, называемого полукочевым, площадь используемых пастбищ увеличивалась вдвое. Следовательно, можно было почти вдвое увеличить поголовье стад, намного больше получать продуктов скотоводства.

Следующим важнейшим событием в жизни пастушеско-земледельческих племён был переход полукочевого населения к новой, более совершенной в то время, форме ведения скотоводческого хозяйства – к кочевому скотоводству и кочевому образу жизни. Это произошло на рубеже II-I тысячелетий до н. э. Теперь, кочуя по просторным степям, пастушеские племена могли прокормить стада скота более многочисленные, чем при полукочевом образе жизни, и почти безгранично увеличивать свои стада.

Размеры стад определялись теперь не столько качеством пастбищ в районах зимовок и летовок, сколько числом способных к труду пастухов общины. Большое значение имело и то, что кочевники получили значительные военные преимущества перед оседлым и полуоседлым населением. Обладая верховым конём и не будучи привязанными к постоянному месту жительства, они могли совершали набеги на оседлые оазисы и соседние племена и столь же стремительно отступали, не давая обороняющимся собрать силы для ответного удара. Кочевники совершали всё это, почти не нарушая нормального хода своей кочевой жизни.

С переходом к кочевому скотоводству изменилась и жизнь степных племён. Скотоводческое хозяйство при кочевом способе ведения потребовало значительного сокращения возделываемых площадей, а часто и полного отказа от них. Жизнь в перевозимых с места на место крытых повозках или в других легко разбираемых и переносимых жилищах изменила весь бытовой уклад. Домашнее хозяйство, утварь, одежда были приспособлены к неожиданным отъездам и постоянным перемещениям. Яркий пример пиала, позволяющая вкладывать одну в другую.

Увеличивающиеся стада скота, перешедшие в частную собственность отдельных лиц или семей, неравномерно обогащали их, вели к имущественному неравенству в патриархальном роде и были заманчивой добычей для противников. Война стала своего рода промыслом. Настало время беспрестанных войн, набегов и различных военных походов за добычей, за владение лучшими пастбищами и кочевыми путями. В обществе значительно возросла роль военных предводителей, присваивавших себе лучшую и большую часть военной добычи и обогащавшихся за счёт этого. Повседневная жизнь общества перестроилась на военный лад. Род и племя стали жить и управляться по законам военной демократии.

Древнекочевой мир.

В VIII в. до н. э. возникла цивилизация древних скотоводов-кочевников. Они занимали территории Северного Причерноморья, низовий Волги, Казахстана, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии. В индийских источниках их называли туры, в китайских – сэ, в греческих – скифы, в персидских – саки. Предполагают, что термин «сак», означал «могучий муж, воин». Азиатские саки были потомками андроновских племён, говорили на восточно-иранском языке и имели европеоидный облик. В то же время установлено, что в сакскую эпоху у обитателей казахских степей появляются монголоидные черты центрально-азиатского происхождения – жёсткие чёрные волосы и раскосые глаза.

Археологические памятники характеризуют саков как группу племён близкую другим племенам ранних кочевников степной полосы. Историки древности упоминают о саках в описаниях неоднократных походов персидских царей и называют их пастухами овец. В IV в. до н. э. сакам Ташкентского оазиса, Семиречья и Тянь-Шаня вместе с другими народами Средней Азии пришлось отражать нашествие Александра Македонского. В 329 г. до н. э. армия Александра подошла к Сырдарье, где на её правом берегу произошла ожесточённая битва, в которой саки потерпели поражение.

Но поход в Индию отвлёк Александра от движения вглубь сакских земель, хотя по легендам Искандер – так звали Александра Македонского в Средней Азии – достиг Иссык-Куля. Вот одна из этих легенд о возникновении Барсхана, древнего города на берегу Иссык-Куля. Александр Македонский, завоевав Персию, направился через Туркестан в Китай. Боясь восстания в завоёванной стране, он взял с собой заложниками сыновей знатных вельмож из каждого персидского рода. Достигнув Иссык-Куля, Александр узнаёт, что в Китае не хватит провианта для его войска.

Он приказал снять с вьючных животных всё лишнее и спрятать это, а животных загрузить провиантом. Здесь же он оставил ждать своего возвращения и заложников. Впоследствии они, узнав, что Александр из Китая вернулся через Индию и, отчаявшись попасть на родину, отправили посла в Китай, откуда пригласили «мастеров обжигания глины», плотников, каменщиков, живописцев и велели им построить в этом месте город, по подобию городов Парса (область в Персии) и назвали его Парсхан – Барсхан (Барскоон, Барскаун). Но это, повторяю, из области легенд.

На юго-западных отрогах Чу-Илийских гор, на восток от села Георгиевка, у Чумышской плотины находятся наскальные рисунки, относящиеся к сакскому периоду VI-IV вв. до н. э. Рисунки были открыты краеведами 10 школы г. Фрунзе. Расположены рисунки в нескольких ложбинах, преимущественно на южных склонах, на выходах коренных залеганий. Здесь обнаружено более десяти больших комплексов петроглифов (наскальных рисунков), в которых насчитывается несколько тысяч рисунков. Тематика рисунков содержит практически все известные в Средней Азии образы петрографического искусства. Особого внимания заслуживают сцены поединков людей со звероподобными лучниками.

Усуни и гунны.

В середине II-начале I тысячелетия до н. э. на востоке Евразии окончательно сформировались два отличных друг от друга хозяйственно-культурных региона. Китайский регион занимал среднее и нижнее течение реки Хуанхэ, центрально-азиатский регион охватывал огромную территорию от Тянь-Шаня на западе до Маньчжурии на востоке, от пустыни Гоби на юге и до Алтая и Байкала на севере. Племена, населявшие Центральную Азию, создали кочевую культуру скотоводства, сочетавшуюся с примитивным земледелием и охотой.

На рубеже III-IV вв. до н. э. на севере Центральной Азии выделяются племена гуннов, а на западе – юэчжи, занимавшие вместе с родственными им усунями территорию от Тянь-Шаня до Монголии. В последние десятилетия III в. до н. э. гунны создают государство, положившее начало их могуществу. В 203-202 гг. до н. э. вождь гуннов Маодунь подчинил племена Алтая, Саян и верхнего Енисея, отразил нападение китайцев и начинает борьбу с юэчжами. В 165 г. до н. э. гунны одержали окончательную победу, и юэчжи были вытеснены из Восточного Туркестана (совремённый Западный Китай) в Среднюю Азию, в земли саков.

(Туркестан – историко-географический регион, включавший территорию совремённой Средней Азии и Казахстан, а также часть Центральной Азии, населённой тюркскими народами. Условно Туркестан делился на Западный – Средняя Азия и Казахстан; Восточный – Синьцзян и часть Центральной Азии; Афганский – северный Афганистан, населённый тюркскими народами). Юэчжи недолго задержались на Тянь-Шане и в Семиречье, основная их часть двинулись на юго-запад на Амударью и далее в Бактрию (царство на юго-западе Средней Азии). Вместе с ними ушла и часть саков.

Усуни, ранее кочевавшие рядом с юэчжами и оттесненные гуннами на запад, в середине II в. до н. э. завоевали оставшихся на Тянь-Шане и в Семиречье саков и юэчжей. Значение названия народа «усунь» не выяснено. Происхождение усуней также остаётся загадкой. Примечательно, что внешне усуни резко отличались от других жителей Центральной Азии: у них были рыжие волосы и голубые глаза. Некоторые исследователи считают усуней предками киргизов. Но тогда цвет волос и глаз совремённых киргизов ещё одна загадка.

На Тянь-Шане и в Семиречье образовался новый племенной союз. Царь усуней носил титул кунбаг – «князь над племенами». Его ставкой был город Чигу у восточной оконечности озера Иссык-Куль. История усуней весьма показательна. В течение нескольких веков они защищали свою автономность, в связи с чем им приходилось вести борьбу с гуннами. Китай, заинтересованный в спокойствии караванного пути на запад и в приобретении союзника в борьбе против гуннов, стремился к тесным взаимоотношениям с усунями.

К ним неоднократно приезжали китайские посольства и путешественники, китайские принцессы выдавались за усуньских владык. Владыки гуннов также хотели иметь влияние на усуней и тоже выдавали своих дочерей за кунбагов. Династические браки усуньских правителей с принцессами империи Хань и державы гуннов заключались неоднократно. Жёны кунбагов исполняли роль политических агентов своих стран. Усуни были скотоводами-кочевниками. Китайская летопись писала о них: «Усунь не занимается ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочёвывают с места на место, там, где трава и вода».

Однако в источниках упоминаются и оседлые поселения. Это подтверждается и археологическими данными. Главное богатство усуней составлял скот, но больше всего они ценили лошадей. Среди них были богачи, владевшие тысячными табунами лошадей. Родовые кладбища усуней отчётливо делятся на два типа. Одни из них расположены цепочками, другие – беспорядочными группами. Курганы второго типа встречаются как в долинах, так и на горных пастбищах. Курганы, расположенные в ряд находятся обычно в долинах рек и у подножия предгорий в меридиональном направлении, с юга на север.

Ряд обычно состоит  из 6-10 курганов. Цепочки курганов – это, наверное, фамильные, родовые кладбища представителей кочевой знати. Есть группы, состоящие из больших курганов высотой до 5-и м., а диаметр в основании до 80 м. (у села Новониколаевки). Но такие курганы встречаются редко. Основная масса курганов состоит из насыпей до 2-х м. и диаметром до 40 м. (село Садовое). Иногда встречаются группы курганов, состоящие из невысоких насыпей, высота которых не превышает 0,5 м. (село Петровка).

Размеры курганов и богатство могил соответствовали общественному положению погребённых. Наличие цепочек с громадными по размеру курганами и их расположение позволяют выделить районы, видимо, принадлежавшие отдельным племенам усуней. Наибольших размеров курганы достигают в трёх районах: в Чуйской долине (Беловодское-Карабалта), на Тянь-Шане (Каракол, Тюп, Кочкор) и в долине реки Или (алматинские, иссыкские, тургенские). Быть может, эти группы курганов являются памятниками трёх орд усуней, о делении на которые нам сообщают китайские источники.

Китайцы, опасаясь за безопасность своих западных границ, направляют войска в Семиречье. Ставка главы усуней Чжичжи была разгромлена, он сам и его окружение погибли. С убийством последнего влиятельного кунбага Цылими (правил в 45-14 гг. до н. э.) для усуньского племенного объединения настала пора междоусобиц и безвластия.  С начала нашей эры сведения об усунях из исторических сочинений исчезают. В 91 г. гунны потерпели окончательное поражение от Китая. Проиграв борьбу за Восточный Туркестан и Джунгарию, гунны откочевали за Тарбагатай, в «земли усуней», то есть в Семиречье и Восточный Казахстан. Здесь они образовали государство, получившее в китайских источниках название Юэбань, владетель которого принял традиционный титул гуннов шаньюй. Это государство существовало до V века.
Продолжение во 2-ой части.

Категория: Мои очерки | Добавил: Борис (19.02.2018)
Просмотров: 1938 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0