Главная » Статьи » Мои очерки

ОСНОВАНИЕ БЕЛОВОДСКОГО И ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ИСТОРИЯ СЕЛА. ЧАСТЬ 9-АЯ.

Продолжение, начало в 1-ой части.

“Условия жизни и общественного положения русского населения в крае определяют необходимость двоякого рода училищ для русских: 1) училищ для детей русских простолюдинов, которые полагают ограничиться элементарным обучением своих детей, и 2) училищ для детей чиновников, купцов и других лиц, которые пожелают получить гимназическое образование….Так как целью начальных народных училищ, кроме распространения первоначальных полезных знаний, поставлено утверждение в народе религиозных и нравственных понятий, то Закон Божий должен стоять во главе их учебного курса. … Училища должны быть содержаемы за счёт обществ тех поселений, для которых эти училища существуют, с пособием от казны и из местных обще-областных сборов и средств лишь в той мере, какая определится недостаточностью средств самих обществ”.
 

Вот что писала газета “Восточное обозрение” о школах Семиречья: “В одном из небольших местечек Семиреченской области, на самом краю стоит небольшой дом, совершенно не огороженный. Угрюмый вид имеет он снаружи: маленькие, как в тюрьме, окна, обвалившаяся штукатурка, пошатнувшиеся стены, отсутствие в некоторых рамах стёкол – отличительные его признаки. Внутренняя его отделка тоже печальна: в одной половине, заключающей в себе три комнаты, нет деревянных полов, нет потолков, а прямо крыша, сложенная из камыша, почерневшие стены. Все три комнаты очень малы. В двух из них помещаются длинные ученические столы, а в третей, средней, видны вешалки для платья. Это народная школа, где занимаются около сорока мальчиков от 9-и до 14-илетнего возраста. Такой же, приблизительно, вид школ и в других местах края”.
 

Конечно, Беловодское было более благоустроенным селом, но нечто похожее было и здесь. Первые известные мне учителя Беловодской школы, упоминаемые в метрической книге Беловодской церкви за 1881 год, были Подольский Василий Егорович и Шакудан Поликарп Демьянович. В 1881 году в Беловодском произошло важное для села событие – закладка нового школьного здания. Вот как описывал это торжество корреспондент газеты “Туркестанские ведомости” [(161), 25.08.1881 г., №33]: “26 июля мне довелось быть в селении Беловодском Токмакского уезда. Не могу не поделиться с читателями виденным в этот день, для меня лично ничем не отличающимся от других воскресных дней, но для жителей Беловодского памятный по событию, свершившемуся в этот день. В Беловодском в прошлом году было открыто мужское одноклассное приходское училище. 

«За неимением готового здания, училище пока помещается в тесном, низком и малоосвещённом здании, не удовлетворяющем условиям школьной гигиены, с квартирою для учителя в другом доме, находящемся в порядочном расстоянии от училища. Не раз на общественных сходах был поднимаем вопрос о постройке здания училища, но за неимением средств, по причине малого количества крестьян в этом селении, вопрос был оставляем. Беловодские крестьяне пригласили к участию в постройке школы крестьян селений Сокулук и Карабалтов. Последние согласились. Был выработан план. Надо сказать, что план составлен рационально и вполне отвечает всем условиям школьного дома по величине – 31 арш. длины, 18 арш. ширины и 5 арш. до потолка (22х12,8х3,55 м. – Б. М.) – и красоте, как единственное здание в уезде.

«Когда дело дошло до раскладки денег и своза строительных материалов, то жители селений Сукулука и Карабалтов отказались, мотивируя тем, что им далеко посылать детей в школу. Что же оставалось делать беловодцам? О составлении другого плана не ладно, взять на себя всю постройку в 4 тыс. рублей – накладно (320 душ), а построить училище хочется. Взяв смелость, беловодцы ходатайствовали о помощи перед губернатором Г. А. Колпаковским. Его превосходительство, войдя в положение крестьян, отпустил недостающие 1900 руб. на постройку училища. Старосте за распоряжение по сбору 2-х слишком тыс. руб. подарил сукна и подкладу на кафтан и 5 руб. на шитьё. Всем беловодцам желал наживать добра.

«С восторгом получили беловодцы телеграмму о выделении недостающих средств, и решили 26 июля заложить училищный дом. Для этого был приглашён из Пишпека чиновник по строительной части. Все крестьяне разрядились по-праздничному, отправились к обедне, а после литургии (церковная служба) двинулся крестный ход для освящения и закладки дома. Нужно было видеть их радость, когда был положен священником первый камень и бутылка с вложенною в неё запискою: “1881 года июля 26 дня было заложено Беловодское приходское училище при Исполняющем делами Туркестанского Генерал-губернатора Генерал-лейтенанте Г. А. Колпаковском (Кауфман в это время болел – Б. М.) и при и. д. главного инспектора училищ Н. П. Остроумове”. Крестьяне своими заскорузлыми руками развязывали кисеты, вынимали оттуда медные гроши и бросали их в воздвигающийся фундамент.

«Весь этот день крестьяне толпились возле училищного места, и попечители училища, зная план, удовлетворяли любознательность желающих. К вечеру беловодцы возвратились к обычным занятиям, но новые идеи вошли в эту трудовую жизнь. Было слышно, что крестьяне, во что бы то ни стало, решили нынешним летом вчерне построить училище и таким образом отблагодарить за внимание к ним Генерал-губернатора своим усердием в деле. Нужно сказать, что будущий рассадник просвещения строится на главной улице села; при нём много места для разведения сада и огорода.

«Ещё прибавлю, что беловодское училище будет одно из лучших училищных построек в крае из числа казённых, общественных и частных” (заметка перепечатана с сокращениями – Б. М.). Так оно и стало. К концу года здание было построено. [(190), 1882 г., стр. 46]. Проезжавший путешественник писал о беловодской школе: «Большой, довольно изящной архитектуры дом для местной школы также служит украшением деревни». Но радужным надеждам сельчан, что их школа будет одной из лучших в крае, не суждено было сбыться. Землетрясением 1885 года это здание было разрушено.

Поэтому старейший учитель Беловодского Михаил Дмитриевич Никитин так вспоминал об учёбе в дореволюционной школе: “Здание министерской школы находилось на улице Астраханской, на том месте, где сейчас помещение райсобеса. Это было убогое помещение, крытое камышом, с маленькими окнами. В нём могли заниматься 40 – 50 человек, если ученики садились по трое за каждую парту. Занятия вёл один учитель сразу со всеми классами. Учили письму, чтению арифметике, церковно-славянскому языку и Закону Божьему. Закон Божий преподавал поп. Церковно-приходская школа отличалась от министерской. Её здание было покрыто железом. Школа стояла напротив церкви – там, где сейчас пожарная охрана. В ней готовили певчих церковного хора, чтецов Евангелия и Часослова”.

Кроме обязательных предметов в беловодской школе ученики знакомились с пчеловодством, садоводством и, возможно, были уроки пения. “Возможно” потому, что в отчёте за 1896 год сказано, что “из второстепенных предметов почти во всех приходских училищах велось обучение пению” [(190), 1896 г., стр. 59]. Входила ли в это “почти” беловодская школа, точно неизвестно. Привлекались дети и к общественной жизни. Так, учащиеся Беловодского приходского училища в помощь голодающим от неурожая 1891 года пожертвовали в 1891 году 1 руб. [(160), 02.11.1891 г., №44] и в 1892 году – 2 руб. [(160), 11.01.1892 г., №2]. Для сравнения, пуд пшеничной муки стоил 36 коп. Так как в то время у крестьян часов не было, то циркуляром по области от 15.02.1874 г. по запросу губернатора Туркестанская духовная консистория (управление) разрешила «впредь, до приобретения сельскими училищами собственных колоколов, дозволить призывать учеников в классы ударением по 10 – 12 раз в церковный колокол».

Приём в училище неграмотных детей проводился с 1-го по 15-ое октября. Грамотные ученики могли поступать в училища в течение всего учебного года, но со сдачей приёмного экзамена. Хотя училище числилось мужским, в нём, в отдельные годы, обучались и девочки. Так, из отчёта за 1896 год узнаём, что в “сел. Беловодском, одноклассное приходское мужское училище, мальчиков 82, девочек 18, всего 100 (все крестьянского сословия и христианского вероисповедания)” [(190), 1896 г., ведомость №23], а в 1897 году– 21 девочка [(190), 1897 г., вед. №17]. Наибольшее, известное мне количество учащихся в беловодской школе – 158 мальчиков в 1907 г. [(190), 1907 г., вед. №12]. Пусть читателя не удивляет малое количество учеников при многодетных семьях того времени. В Семиреченской области учащиеся дети, по отношению к числу детей школьного возраста, составляли: мальчики 22%, девочки 8%. [(228), №11, стр. 664].

Если расходы народного образования в 1897 году в среднем на одного жителя империи составляли 20 коп., то в Туркестане всего 8 коп. По данным 1910 года на образование в Пишпекском уезде в расчёте на одного жителя составляли 15 коп. Но даже эти мизерные средства государственного казначейства являлись источником содержания средних учебных заведений, которых в крае насчитывались единицы и где обучались, в основном, дети состоятельных родителей. Расходы на содержание сельских начальных училищ покрывались частично из казны (440 руб.) и частично (250 руб.) из земских сумм, сборов и пожертвований, причём зачастую натурой (отопление, ремонт, свечи и пр.)

В этих стеснённых материальных и финансовых условиях качество образования было низким. “Дело народного образования, - писали “Туркестанские ведомости”, - поставлено плохо. Ученики старшего отделения из пройдённого знают мало, а первогодники за целый год едва научились читать. Виновными в данном случае, в большей мере, являются сами крестьяне. Они поздно посылают детей в школу, во время учебного года часто отрывают их от классных занятий и рано весной забирают их на полевые работы”. Туркестанский генерал-губернатор после проверки училищ Семиреченской области в мае 1910 года отмечал: “Беловодское приходское училище – в неудовлетворительном состоянии. Гимнастика не введена (было всего два урока), учебных пособий почти нет”.

В 1881 году село Беловодское насчитывало 77 дворов и 562 души [(183), стр. 187]. Перечисляя поселения Токмакского уезда по состоянию на 1881 год, Кауфман пишет, что поселения Сокулукское и Карабалтинское относятся к разряду пикетных поселений, пользующихся усиленными льготами. То есть, Беловодское считалось уже освоенным поселением, и льготы для него уже были понижены, а в планах намечалось поселить в Беловодском ещё 100 семей [(183), стр. 196].

По дореволюционному административно-территориальному устройству Российская империя делилась на губернии. Со второй половины XIX века стали образовываться и области – административные единицы, соответствующие губерниям. Как правило, области располагались на приграничных территориях. Губернии и области делились на уезды, и низшей единицей административно-территориального деления была волость, состоящая из сельских обществ – крестьянских поселений. В административном отношении Беловодское входило в Токмакский уезд Семиреченской области Туркестанского края.

До 1878 года центром уезда был Токмак. Но уже с 1869 года, из-за неблагоприятного расположения на местности и переноса почтового тракта с Кастекского перевала на Курдайский, намечалось перенести уездный центр в более удобное место. Предлагались Пишпек, Кутемалды (Балыкчи) или Кочкорка. В 1870 году, во время своей поездки по Семиречью, генерал-губернатор, ознакомившись на месте, выбрал Пишпек. Но перенос уездного центра всё откладывался. И только зимнее половодье, неожиданный разлив реки Чу в 1877 году, частично затопившие Токмак, ускорил перенос уездного центра в Пишпек. Весной 1878 года уездное правление было перенесено в Пишпек. [(289), стр. 157]. Но уезд по-прежнему именовался Токмакским.

В 1882 году, в связи с ухудшением обстановки на китайской границе был образован Степной край, в который вошли Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области. Так же в 1882 году полковником Померанцевым были определены координаты ряда пунктов между Ташкентом и Верным. Координаты села Беловодского 42 градуса, 50 минут и 2 секунды северной широты и 74 градуса и 6 минут восточной долготы. В 1893 году с введением нового Степного положения были изменены наименования уездов Семиреченской области. Сергиопольский уезд стал именоваться Лепсинским, Иссык-Кульский – Пржевальским, а Токмакский уезд был переименован в Пишпекский. [(160), №43 от 23.10.1893 г.]. В 1899 году Семиреченская область была опять возвращена в Туркестанский край.

В 1883 году была создана Беловодская волость. Циркуляр губернатора Семиреченской области от 04.08.1883 г., №12313 гласил: “Вследствие малонаселённости крестьянских поселений и значительности расстояния между ними, до настоящего времени сельские общества не соединены в волости и подчиняются уездным управлениям. Так как в течение 15 лет с начала водворения крестьянских поселений многие из сельских обществ приобрели довольно значительное население, и некоторые группы их находятся на расстояниях, удобных для образования волостей, благосостояние же поселений достигло значительной степени, и содержание волостного управления не будет обременительно, то для управления крестьянскими поселениями предлагается уездным начальникам:

«1) Образовать из крестьянских поселений следующие волости: … в Токмакском уезде. … Беловодскую – из селений Беловодского (Аксу), Сокулукского и Карабалтинского. 2) В этих шести волостях открыть волостные правления и волостные суды. Выборы на должности и открытие волостных правлений и судов произвести после уборки хлебов. Военный Губернатор Семиреченской области генерал-майор Фриде” [(160), 13.08.1883 г., №33]. Впоследствии село Карабалта было выделено в самостоятельную волость и даже причислено с Сыр-Дарьинскую область, а в Беловодскую волость вошло вновь образовавшееся село Петровка. Село Ново-Троицкое (Сокулук) в 1912 году было выделено в самостоятельную Ново-Троицкую волость.

После отмены крепостного права в 1861 году всё крестьянское население России было поделено на общности трёх уровней: волость, сельская общество и деревенская община. Их статус и структура были законодательно определены «Положением о крестьянском общественном управлении» от 1861 года. Управление крестьянскими селениями в Семиреченской области также было организовано по этому Положению. Целью создания волостей было разъединение прежних властителей помещиков от подвластных им крестьян и устранение помещичьего посредничества между крестьянами и правительством. Волость, как чисто сословное крестьянское объединение, получила права самоуправляющейся общественной организации. Кроме хозяйственных функций, на неё были возложены административно-полицейские обязанности, и был создан особый крестьянский волостной суд. Органами управления волостью были волостной сход, волостное правление и волостной старшина.

Волостной сход был распорядительным органом и состоял из всех волостных и сельских должностных лиц и из выборных от каждых десяти крестьянских дворов всей волости. В ведении схода находились, во-первых, все организационные дела по волостному управлению: выборы волостных должностных лиц, назначение им жалования, учёт и проверка их деятельности. Во-вторых, разнообразные дела хозяйственного характера. Волостной сход устанавливал общественные сборы и повинности, заведовал школами и лечебными пунктами, распоряжался общественными магазинами, разбирал жалобы и просьбы по волостным делам. Волостное правление представляло исполнительный орган волостного схода и состояло из волостного старшины, сельских старост и сборщиков общественных податей.

Волостной старшина был глава волостного правления, исполнитель решений волостного схода. Он избирался на три года и утверждался в должности вышестоящим органом, в Семиречье – губернатором области. Первым волостным старшиной Беловодской волости был избран и утверждён губернатором крестьянин села Беловодского Василий Саввич Пономарёв. [(160), №1 от 07.01.1884 г.]. Примечательна имеющаяся в литературе речь одного вновь избранного в 1872 году волостного старшины: «Достопочтенные старосты сельских обществ! Видя единодушное желание волости иметь меня старшиною, я принял должность и священную присягу исполнять предстоящие мне обязанности согласно долгу. Но я не надеюсь и не буду в состоянии исполнить своего долга без вашего содействия. Каждый из вас избран своим обществом, как я избран волостью.

«Так будем же, насколько хватит у нас сил и умения, исполнять свои обязанности: заботиться об общей пользе, прекращать споры и тяжбы, искоренять разврат и пьянство, заботиться, чтобы все в точности исполняли лежащие на них денежные и натуральные повинности, приводить в исправность дороги, внушать крестьянам, чтобы заботились о хорошем воспитании своих детей, любили бы Бога, нашего Государя и начальство, которые пекутся о нас и жалуют, чтобы все мы были счастливы и благополучны». Кроме исполнения постановлений волостного схода, старшина выполнял ещё разнообразные обязанности общеадминистративного и полицейского характера. Причём его полицейская власть распространялась не только на крестьянское население, но и на всех лиц непривилегированных сословий, проживающих в этой волости.

Наконец, к числу должностных лиц волости относился ещё и волостной писарь, которому по первоначальному положению о крестьянском самоуправлении было отведено весьма ограниченное участие в делах волостного управления, и который находился в непосредственном подчинении старшины, имевшего право подвергнуть писаря штрафу до одного рубля или аресту до двух дней. Но потом роль волостного писаря до того возросла, что он из подчинённого сделался вторым лицом в волости, значимым вершителем всех её дел.

Низовой же ячейкой административного деления и управления сельского населения во второй половине XIX века была сельская община, которая в быту называлась «миром». Для нашего времени индивидуализма многое нам непонятно и кажется необычным, поэтому расскажу о сельской общине того времени подробнее. Крестьянская община сложилась в XVII – XVIII веках в результате закрепощения сельского населения и перехода к подушному налогообложению. После отмены крепостного права сельские общины помещичьих крестьян получили статус юридического лица, а с 1863 года такой же статус приобрели и бывшие государственные крестьяне. Компетенция этих сельских обществ была законодательно закреплена.

Община была хозяйственно-экономическим, поземельным, податным, судебным и религиозно-обрядовым союзом крестьянских хозяйств одного крупного или нескольких мелких соседних селений с широкими полномочиями самоуправления. Главная функция деревенской общины – регулирование земельных отношений между входящими в неё дворами-хозяйствами. Община владела и пользовалась всем земельным наделом поселения: пахотными землями, сенокосами, выгонами для скота, участками леса, пустошами, неудобьями и водоёмами. Для всех этих общинных угодий существовал свой устанавливаемый общий порядок распределения и пользования. Надо отметить, что он был достаточно демократичен. Община, кроме этого, распоряжалась выдачей паспортов и разрешений, например на переселение, могла подвергать своих членов телесным наказаниям за нарушения. Государство сохранило общинный строй в деревне для сбора налогов и контроля над жизнью крестьян. При наличии основополагающих принципов общинного устройства сельские общества имели некоторые местные отличия.

В селениях общинное самоуправление состояло из сельского схода хозяев дворов и выборных сельского или деревенского старост. Должность старосты была общественной нагрузкой. Об этом говорит смета расходов села Беловодского на 1913 год: жалованье сельскому старосте 120 руб., кандидату (помощнику – Б. М.) – 50 руб., писарю – 300 рублей. [РГИА, ф. 391, о.8, д. 6, л. 9]. Высшим органом крестьянского самоуправления, выразителем воли крестьянской общины являлся сельский сход, который созывался по мере необходимости, но не реже двух раз в год: весной перед началом полевых работ и поздней осенью для учёта казённых и общественных повинностей. Сельские сходы собирались на сельской площади. Иногда, зимой сходы проходили в «съезжей» избе, которую снимало общество.

Женщины в сельских сходах не участвовали. Исключения составляли: отсутствие хозяина (на заработках), самостоятельно ведущих хозяйство (вдов), а также опекунш малолетних. Посторонние не допускались. Работой сельского схода руководил староста. Он открывал сход, вносил вопросы для обсуждения и предлагал решения. Уважением и влиянием на сходе пользовались зажиточные, крепкие хозяева. Крестьяне ценили тех, кто своим трудом, сметкой, рачительностью достиг жизненного успеха. Прислушивались и к мнению образованных и грамотных крестьян. Традиционно особенным было мнение сельских долгожителей. Будучи людьми пожилыми, они были носителями деревенских традиций, знатоками правовых обычаев, копилкой народного и местного опыта.

Сходы проходили шумно. Постороннему человеку, впервые попавшему на сход, казалось, что в этом гвалте невозможно было понять, о чём идёт речь, не говоря уже о возможности принятия какого-то решения. Сами же крестьяне хорошо разбирались в этом шуме и сутолоке и не могли себе представить, чтобы обсуждение дела сходом происходило иначе. К удивлению непосвящённого в тонкости такой крестьянской демократии, в конце шум стихал и приговор утверждался. Обычно решение принималось с положительным перевесом даже по самым сложным вопросам, так как меньшинство или примыкало к большинству, или уклонялось от участия в голосовании.

Функции сельской общины были многообразны и охватывали все стороны деревенской жизни. Поэтому сход решал все вопросы внутреннего устройства и деятельности общины. Прежде всего, сельская община выступала как поземельная единица, организовывала хозяйственную деятельность крестьян на принадлежащей общине земле. На сходе обсуждались вопросы распределения земли между хозяйствами общины, о времени и порядке сельскохозяйственных работ (например, сенокоса), водопользования и т. п. В силу коллективной ответственности, сход принимал решения о мерах против недоимщиков. Решения о сборе средств на местные нужды (строительство и ремонт дорог и мостов, школ, лечебниц, содержание учителей и врачей) также принимал сельский сход.

Не менее обширными были и административные функции схода. На сходе проводились выборы должностных лиц: старосты, десятских, сборщика налогов и общественных платежей, уполномоченных (например, ходоков), выборщиков и других. Сход производил раскладку податей, земских и общественных платежей, следил за исполнением натуральных повинностей, осуществлял поставку подвод для гужевой повинности. Сходы решали разные хозяйственные дела общества: выдача пособий, установление и отпуск денег на жалованье выборным и наёмным лицам. Всякие расходы общественных денег производились с разрешения схода. Здесь обсуждались вопросы о постройке и содержании церкви, школ сельских читален, или уменьшение податей для погорельцев, семей, потерявших кормильца.

Сельский сход обладал и судебными функциями. Суд сельского схода по закону являлся судом для рассмотрения дел о семейных разделах, земельных спорах и разделе наследства. Также сход выносил решения по мелким судебным делам, не передавая дела в волостной суд. Напроказничал парень в чём-то – его приведут и выпорют. Уличён кто-то в воровстве, тоже накажут и заставят возместить убыток. Поэтому в «Семиреченских ведомостях» часты объявления о розыске хозяев пригульного скота. Наряду с этим сход осуществлял и неофициальную функцию арбитража, выступая для общинников последней инстанцией большинства незначительных дел. Приговор схода носил для крестьян характер окончательного решения, которое, как правило, не обжаловалось.

Важной функцией сельской общины являлась социальная защита своих членов. Принципы крестьянского общежития основывались на принципах христианской морали. Общинная помощь регулировалась целой системой норм поведения. «Мир» оказывал помощь в выполнении полевых работ семьям ратников, вдовам, тяжело больным односельчанам. Особенным проявлением христианского милосердия русского крестьянства была опека над сиротами. Она устанавливалась в случае смерти отца или обеих родителей, их умопомешательства, безвестного отсутствия более трёх лет, ссылки в Сибирь. Назначение опекуна проходило на сходе и оформлялось приговором, который утверждался земским начальником. Опекуны за свою деятельность никакого вознаграждения не получали. Но их заботы оценивались настолько высоко, что они имели от общины значительные льготы.

Сельская община выступала хранительницей нравственных устоев деревни, осуществляя подчас жёсткий контроль над поведением своих членов. Выполнение неписанных норм сельского общежития достигалось, прежде всего, силой общественного мнения, а в случае крайней необходимости и теми многообразными санкциями, которые «мир» применял к нарушителям, вплоть до порки розгами. Крестьянина, снискавшего себе дурную репутацию, сторонились, избегали иметь с ним деловые отношения, старались не вступать с ним в брак или духовное родство. Часто изводили таких насмешками, обидными прозвищами, а при случае попрекали за прошлые грехи. Такой общественный бойкот порой был страшнее розог волостного суда. Крестьянский «мир» проявлял заботу о духовном развитии и нравственном облике односельчан. На сходе принимали решение о строительстве церкви и содержании притча, об открытии школы, разбирали нехорошее поведение членов общины.

Правом схода, как уже говорилось, были выборы должностных лиц крестьянского самоуправления. Высшим должностным лицом в общине был староста. Его функции были весьма многообразны: он созывал и закрывал сход, председательствовал на нём, приводил в исполнение решения схода, наблюдал за исправным содержанием дорог, мостов и арыков, контролировал сбор податей и порядок отбывания повинностей, принимал необходимые меры для охраны нравственности. Он мог подвергнуть нарушителя наказанию в виде общественных работ, штрафу в пользу мирских средств до 1-го рубля или аресту до двух суток. Должность старосты, хотя и давала некоторые преимущества, всё же не являлась для крестьян желанной мечтой. Денежное вознаграждение, выплачиваемое обществом, было невелико, а исполнение обязанностей требовало много времени и сил, нередко в ущерб интересам собственного хозяйства.

Кроме того, со старосты был строгий спрос. Так, в июне 1915 г. Беловодский сельский староста Дудко начальником уезда был арестован на трое суток за неисполнение указаний волостного старшины. [ЦГА РКыр, ф. И-6, о. 1, д. 2, л. 1об]. А в ноябре 1916 г. Фольбаумовский (село Садовое) волостной старшина начальником уезда был арестован на трое суток за несвоевременное донесение о появлении оспы в селе [Там же, л. 336об], а Беловодский староста – на семь суток за неисполнение «требований и предписаний волостного старшины и участкового пристава». [Там же, л. 38]. Сравните с советско-коммунистической системой взысканий за нерадивое исполнение своих обязанностей: поставить на вид, предупредить, выговор, строгий выговор, выговор с предупреждением, выговор с занесением в учётную карточку.

Под влиянием развития общества и производственных отношений в общине обострились внутренние противоречия, увеличилась доля крестьян, выражавших недовольство традиционным укладом. Сказывалось и то, что переселялись, в основном, люди активной позиции и самостоятельные в принятии решений. А принципы общинного землепользования сдерживали интенсификацию крестьянских хозяйств. Отражая эти противоречия и выступая за облегчение среднему классу деревни аренды земли и образование отрубов для продажи в частную собственность, газета «Семиреченские ведомости» писала: «Община в Семиречье прижилась плохо. Установившие её и ныне действующие положения считаются лишь письменным правом, нормирующим землевладение в области». [(160), неоф. часть, №1 от 02.01.1909 г.].

Несмотря на внутренние противоречия общины, в противостоянии власти они отходили на второй план, обеспечивая общине солидарные действия по защите своих интересов. Эта социальная активность крестьянской общины резко возросла в начале XX века. Община, долго служившая традиционной опорой самодержавия, порой стала действовать как революционно-демократическая организация крестьян. В результате, в ходе Первой русской революции 1905 – 07 годов самодержавие, начав Столыпинскую аграрную реформу, приступило к ликвидации общинного строя русской деревни. [(283), стр. 7 – 13].

Подводя итог рассказа про общину, подчеркну, что община была универсальным союзом, удовлетворявшем основные материальные и духовные потребности крестьян-собственников. Община способствовала воспитанию многих хороших качеств, и, прежде всего, единения, взаимопомощи и справедливости. Один штрих из жизни общины. В семьях наказывали детей, если кто-то из односельчан пожалуется, что тот или иной малец прошёл мимо, не поздоровавшись со старшим. В этом требовании был заложено воспитание с детства важного нравственного правила: живём рядом, работаем сообща – значит должны уважать друг друга.

В 80-х годах Беловодское становится одним из главных центров русской колонизации в Чуйской долине. В циркуляре губернатора области за 1885 год о предоставлении сведений о ценах на рынках говорилось: “По Токмакскому уезду: г. Пишпек, сел. Б. Токмак и Беловодское. В этих пунктах имеются рынки, куда подвозят продукты от всех остальных селений”. [(160), №21 от 25.05.1885 г.]. В 1883 году Семиречье посетил английский путешественник и миссионер Генри Лэнсделл. В своём описании пути от Пишпека до Мерке он выделил село Беловодское.

“Линия пикетов между Токмаком и Аулие-Ата, с крепостью Мерке, образовала левый фланг Туркестанской области. После этого наступил мирный период. Крепости были упразднены, некоторые из пикетов были заселены, появились деревни с хатами переселенцев, разводились сады. … Ночью мы проехали Сокулук, посёлок с малым количеством домов, и прибыли в село Беловодское, недалеко от укрепления Аксу. Беловодское – село с широкими улицами, окаймлёнными деревьями, с церковью, школой и, примерно, в сорок домов, заселёнными колонистами частью из Воронежской губернии и из Малороссии” [(191), стр. 162].

Заслуживает внимания признание Лэнсделла, что обе стороны (“семиреченские колонисты” и киргизы), по его наблюдениям, не питают друг к другу вражды [(62), стр. 168]. О престижности села говорят и такие факты, что в беловодской церкви крестились и венчались жители и других сёл, имеющих свои церкви. Так называемые, приписные церкви – приписанные к Беловодскому приходу, но не имеющие своих священников. Их обслуживал наездами беловодский священник. В Беловодской церкви был крещён, впоследствии видный партийный, военный и государственный деятель, Михаил Васильевич Фрунзе, хотя родился он, и его родители жили в Пишпеке. Примечательный факт. Ребёнку четыре дня от роду. Его зимой за сорок вёрст везут (хорошо, если на санях, а если на телеге) крестить в Беловодское. Для меня это был загадочный факт.

Выдвигал несколько предположений: престижность храма, популярность настоятеля церкви, знакомство или кумовство родителей в Беловодском.  Существует версия, что Мавра Евфимиевна – мать М. В. Фрунзе – родила в Беловодском. Я отношусь к этой версии довольно критично. Сомнительно, чтобы женщина на «сносях» путешествовала в повозках да ещё зимой. Родила 21-го, а крестили 25-го, что, четыре дня жила в Беловодском? О приезде в Беловодское для крещения подсказывает и состав восприемников. Крёстными отцом и матерью Михаила Фрунзе были соликамский купеческий сын Илья Алексеевич Баранов и жена письмоводителя токмакского уездного начальника Мария Евфимиевна Терентьева.

Остановился на версии, что Мишу крестили в Михайловской церкви. Но оказалось всё проще. В отчёте за 1885 год епископ Неофит писал: «В 1884 году, познакомясь с церквями и приходами Семиреченской области, для лучшего надзора за приходами я признал необходимым вместо двух благочинных округов, образовать в области четыре округа, а именно: . . . 4) Пишпекский, где состоят церкви: Михайловская в селе Беловодском, Георгиевская в укреплении Токмак, Николаевская в селении Сазановка, Казанско-Богородичная в селении Преображенском, Троицкая в городе Караколе и молитвенный дом (уже обращённый в церковь) в укреплении Нарынском. (Выстроена и 9-го мая 1886 года освящена Николаевская церковь в городе Пишпеке, куда переносится управление уездом из укрепления Токмак)».

Впоследствии нашёл и документ, подтверждающий, что в то время в Пишпеке не было церкви. Первая церковь в Пишпеке, Никольская, была освящена 9-го мая 1886 года. [РГИА, ф. 796, о. 442, д. 1109, л. 25]. И жители не только Пишпека, но и «селения Константиновского и деревни Аламединки несказанно обрадовались, что в Пишпеке не только будет храм, но и свой приход, с самостоятельным от Беловодского причтом». [РГИА, ф. 796, о. 442, д. 909, л. 4]. Дальше само напрашивается: в Беловодское на пять вёрст ближе, чем в Токмак, и церковь Михайловская. Версия, что его крестили именно в ныне существующей церкви, неверна. Фрунзе родился 21 января 1885 году, крещён 25 января, а 22 июля прежняя церковь была разрушена землетрясением.

1884 и 1885 годы были неудачными и трагичными в жизни села. С августа 1884 года в селе свирепствовала дифтерия, из-за чего резко увеличилась детская смертность от, как записывал в церковной метрической книге священник, «горловой болезни». Написал «свирепствовала» потому, что если сказать эпидемия, то, значит, сказать мало. Представьте горе родителей, когда, например в семье Гайворонского Захара Степановича умирают дочери:29-го сентября 1884 г. Феврония и 22-го сентября Елизавета, и тут же вслед умирают сыновья: 24-го сентября Александр 2-х лет и 25-го сентября - Акакий 11-и лет. И такая семья, потерявшая сразу нескольких детей, в селе была не единственной.

У Белимова Пуда Григорьевича умерли дочери: Евгения 3-го августа, Фёкла 5-го августа и Пелагея 7-го августа 1884 г. Так как семьи были многодетными, то были случаи, когда в семье в один день умирало несколько детей. Например, у Акименко Дмитрия Даниловича 25-го сентября умирают дочь Елена и сын Никанор 5-и лет, а 27-го сентября 1884 г. умирает дочь Феодосия. Такая же трагедия в семье Акименко Митрофана Даниловича. 28-го августа 1884 г. умерли в один лень дочь Любовь и сын Иван 3-х лет, а 26-го сентября умер сын Семён 8-и лет. В метрической книге Беловодской церкви за 1884 г. отмечены дни, когда в селе хоронили по трое детей.

В мае 1885 в Семиречье прошли заморозки. Обеспокоенный губернатор своим циркуляром запрашивал начальников уездов: «Прошу уездных начальников доставить мне сведения о влиянии, оказанном на хлеба, сады и травы бывшими в первой половине мая холодами, выяснив количество десятин помёрзших всходов». [(160), №21 от 25.05.1885 г.]. А 22 июля (3 августа по новому стилю) 1885 года в жизни села Беловодского произошло трагическое событие, известное в сейсмологии и в истории как Беловодское землетрясение. [ЦГА РКаз, ф. И-44, о. 1, д. 4176, л. 1; РГИА, ф. 1291, о. 82, д. 42, л. 18].

Служивший в Туркестане П. И. Шрейдер писал: «Красива декорация, обрамляющая поселения, лежащие у отрогов горных нагромождений. Но она нередко служит причиной горя, слёз и несчастий. Землетрясение, бывшее в 1885 году, надолго останется в памяти жителей Беловодского, Сокулука и города Пишпека, поражённых подземною грозою». Киргизия находится в сейсмоопасном регионе. На её территории за год происходит более тысячи подземных толчков. Около десяти из них ощутимы и без специальных приборов, регистрирующих землетрясения. Информация о древних землетрясениях представлена следами их разрушительных последствий – обвалами, сдвигами, разломами, понятными специалистам. Беловодское также расположено в сейсмоопасной зоне, и землетрясения здесь не редкость.

В Пишпекском уезде за время наблюдений с 1867 года по 1888 год визуально, без приборов было зарегистрировано 66 землетрясений различной силы [(154), стр. 16]. У киргизов в народной памяти сохранилось сведение о землетрясении 1770 года, когда севернее совремённого Беловодского, якобы, было «засыпано озеро». Н. В. Леденёв писал: «Землетрясения так часты в описываемой стране, что население почти привыкло к ним; и сотрясения, не причиняющие видимых разрушений, почти не обращают на себя внимания и считаются чем-то совершенно обычным. Такое отношение к землетрясениям удерживалось здесь до 22 июля, когда сильно пострадало селение Беловодское». [(203), стр. 8]. Такого разрушительного в истории Беловодского не было ни до, ни, слава Богу, после него. 

Сила землетрясения была более 9 баллов (М=6,9), область распространения до 300 тыс. кв. км. [(157), стр. 29]. Землетрясение ощущалось в Ташкенте, Намангане, Андижане, Оше и северо-восточнее Верного. По внешним характеристикам для градации землетрясения в 9 баллов разрушают каменные здания, поверхность земли прорезают трещины. Часто землетрясения бывают связаны с вулканической активностью, иногда они являются результатом образования подземными водами пустот. Беловодское землетрясение (да и все землетрясения в Семиречье) тектоническое, то есть связанное с движением земной коры и процессом горообразования. Далее при описании событий, связанных с землетрясением, все даты приводятся по старому стилю.

Продолжение в 10-ой части.

Категория: Мои очерки | Добавил: Борис (11.02.2018)
Просмотров: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0