Главная » Статьи » Мои статьи

О ПРОИСХОЖДЕНИИ КИРГИЗОВ. ЧАСТЬ 2-АЯ.

Окончание, начало в 1-ой части.
       В 1125 году подвластные киданям чжурчжени, проживавшие в Маньчжурии, восстали. Под натиском чжурчженей часть киданей, кара-кидани или кара-китаи, откочевала на Тарбагатай. Версия №4: вместе с кара-китаями ушли и енисейские кыргызы. Не могли кыргызы переселиться под напором чжурчженей и в XII веке, когда в 1125 году кара-китаи во главе с гурханом Елюй Даши двинулись с реки Орхон сначала на северо-запад. Они «подошли к границе кыргыз и нападали на племена в тех пределах. То племя оказывало им противодействие. Оттуда они (кара-китаи) тоже двинулись, пока не достигли Имиля». (Река Эмель в КНР и Казахстане, впадает в озеро Алаколь – Б. М.).
       Абул-Гази (хивинский хан и историк XVII в.), опираясь на свои источники, об этом же событии пишет: «Многие семейства кара-китайские почему-то взбунтовались против своих государей и, убежав оттуда, перешли в земли кыргызские. Считая тамошних жителей за пришельцев, они начали похищать скот у них, а потому и там не могли ужиться, перешли в землю Имиль». То есть, кара-китаи были отброшены кыргызами в Джунгарию к реке Эмель, и им незачем было уходить вместе с ними. Разгром кара-китаев кыргызами подтверждается и сообщением Джувейни (персидский историк XIII в.), который сообщает, что когда гурхан кара-китаев обосновался в Семиречье, в 1133 году «он отправил войско на Кашгар и Хотан и покорил их. Затем он послал войско к пределу кыргыз, чтобы отомстить за беспокойство, причинённое ими».
       Кыргызы сохранили своё государство на Енисее и после того, как чжурчжени вытеснили киданей на Тарбагатай. Окончательный удар кыргызам был нанесён монголами. В начале XIII века на политическую арену выдвигаются монголы. Весной 1206 года Чингизхан был провозглашён Великим ханом. Свои завоевания он начинает походами на север против лесных племён. В 1207 году армия под командованием старшего сына Чингизхана Джучи покорила все лесные народы, жившие в Южной Сибири от Байкала до Алтая.
       Версия №5. Во время нашествия монголов часть енисейских кыргызов уходит на Тянь-Шань. Но, во-первых. На Минусинскую котловину монголы наступали с юга, поэтому отступать кыргызы на юго-запад, в Семиречье ну никак не могли. Во-вторых, они и не думали никуда уходить. Правители государства Кыргызов, знавшие политическую ситуацию в соседней Центральной Азии, «выразили свою покорность Чингизхану». Наоборот, экспансия монголов служит примером того, что из Минусинской котловины переселялись другие племена, но не кыргызы. Вытесненные Чингизханом из Прибайкалья группы меркитов и найманов при попытке пройти через владения уйгуров встретили сопротивление. Тогда беглецы разделились, и меркиты двинулись в Восточный Дешт-и-Кипчак, а найманы во главе Кучлуком направились в Семиречье. Обращаю внимание: не кыргызы, а найманы.
       Не могли кыргызы переселиться и во время монгольского господства, когда Минусинская котловина и Тянь-Шань находились в составе одной империи. Дело в том, что Саяно-Алтайскому нагорью монголы отводили роль производственной и сырьевой базы. Поэтому завоевание северных районов, богатых рудными ископаемыми и населённых горняками, металлургами, кузнецами, ремесленниками и хлебопашцами, совершилось монголами по экономическим соображением и в первую очередь. Они стремились создать тыловую базу для снабжения своих войск хлебом, оружием и конским снаряжением. В Южной Сибири монголами создавались ремесленно-земледельческие поселения. Туда, наоборот, принудительно переселяли захваченных в плен ремесленников.
        Вот как описывает енисейских кыргызов китайская летопись «Юань-ши», составленная в 1310 – 1381 годах: «Обычаи цзилицзисы (кыргызов) отличаются от обычаев всех других владений. Живут цзилицзисы в хижинах и юртах. Имеют значительные сведения об обработке земли. Как выпадает снег, верхом на деревянных конях (лыжах) выезжают на охоту». И далее: «В 1269 г. правителем цзилицзисы был назначен Лю Хао-ли. Именно в это время здесь были созданы склады и зернохранилища, устроены почтовые станции и учреждены управления. . . . Были посланы ремесленники, которые обучили население этих двух местностей, гончарному делу, плавке металлов, изготовлению лодок».
       Во-первых, это сообщение «Юань-ши» подтверждает, что цзилицзисы (кыргызы) под натиском монголов в 1207 – 1209 годах не ушли на Тянь-Шань, а во второй половине XIII века по-прежнему жили на Енисее. А если какая-то часть и переселилась на Тянь-Шань, то почему у тянь-шаньских киргизов до прихода русских не было ни лыж, ни лодок на Иссык-Куле. Уже упоминаемый Н. А. Северцов писал «о совершенном отсутствии рыболовства, которым киргизы совсем не занимаются».
      Первое время после покорения кыргызов монголы ограничивались только сбором дани. Но с началом в 1211 году бесконечных завоевательных войн гнёт и поборы усилились, и кыргызы в 1218 году восстали. Восстание было подавлено. Волнения были в 1251 и в 1273 годах. В 1293 году кыргызы снова восстали при поддержке правителя Чагатайского улуса Хайду, который вёл борьбу с великим ханом Хубилаем. Наверное, восстание было настолько серьёзным и массовым, что для его подавления Хубилай посылает своего лучшего полководца, начальника личной гвардии – Тутуху. Я подробно перечислил восстания енисейских кыргызов для того, чтобы показать, что и после монгольского нашествия кыргызы оставались на Енисее
       Остатки народа восставать не стали бы. Значит, и после нашествия монголов, до конца XIII века основная масса кыргызов, если не все, по-прежнему оставались на Енисее. Это подтверждает и «История Юань», сообщая, что в 1293 году Тутуха покорил пять племён кыргызов, живших на Енисее. Против самих монголов восставал не просто сохранившийся, а сплочённый народ, хотя сторонники енисейской версии представляют нам его разбегающимся при каждом случае на Тянь-Шань и Иртыш. Значит, переселялись не кыргызы, а другие племена из государства кыргызов.
       1293 год стал годом окончательной гибели государства Кыргызов. Чтобы окончательно сломить сопротивление местных народностей, монголы наиболее неспокойные племена выслали, а на их земли водворили военных поселенцев из внутренней Монголии. Часть кыргызов была переселена в Манчжурию, в область На-янь (ныне уезд Фуюй, провинция Хэйлунцзян, Китай). Естественно, зачем переселять строптивое племя в благодатное Семиречье, да ещё к своему противнику Хайду для его усиления. В лесную Манчжурию их, что в понимании кочевника просторных степей хорошее наказание.
       Читатель вполне резонно может заметить, что слишком много версий о переселении кыргызов на Тянь-Шань. Надо признать, что обсуждаемый вопрос охватывает довольно продолжительный промежуток времени, а тема сложная и до конца не исследованная, поэтому и несколько точек зрения. Но этим же пользуются и сторонники двухтысячелетия: не мытьём, так катаньем. Опровергли одну версию, вот вам другая, но нам всё равно две тысячи лет. Но вот версий, в чём заключается связь, преемственность государственности между енисейским государством Кыргызов и совремённым Кыргызстаном, кроме одинакового наименования и тюркского языка, – нет.
       Ещё при жизни Чингизхан разделил свою империю между своими сыновьями. Улус Огэдэя – сама Монголия и Северный Китай, улус Чагатая – Средняя Азия, улус Джучи – пространство к западу и югу от Иртыша, улус Толуя – Манчжурия. В результате Или-Иртышское междуречье, которое населяла особая группа восточных кыпчаков, именовавшаяся «кыргызами» (ранее я уже объяснял почему), а в официальных монгольских списках – кимаками, оказалось на стыке трёх улусов. Эта общность сформировалась в X веке в районе между верхним Иртышом и Тарбагатаем в результате проникновения сюда отдельных племён, вытесненных киданями и монголами из Южной Сибири и смешения их с местными кыпчакско-кимакскими племенами.
       В 1248 году умер хаган (верховный хан) Монгольской империи Гуюк, сын Угэдэя. Благодаря содействию Бату (Батыя), который сам отказался от претензий на трон, хаганом в 1251 году избрали сына Толуя Мунке, который был ближайшим другом Бату, начиная с похода на Русь. Избрание хагана затянулось из-за сопротивления Огэдэидов и Чагатаидов, которые, естественно, хотели провести на трон своего ставленника. После утверждения Мунке хаганом многие Огэдэиды и Чагатаиды были в опале или сосланы. Улус Угэдэя был упразднён, а улус Чагатая значительно уменьшен, в том числе и за счёт северных территорий. В результате, теперь все восточные кыпчаки (кыргызы) были в улусе Джучи.
       Внук Угэдэя Хайду был сослан в Тарбагатайские горы, где он, благодаря своим способностям, усилился и в 1269 году на месте улуса Чагатая создал собственное государство, независимое от верховного хагана и занимавшее земли от Сырдарьи до Тарбагатая. В борьбе с Хубилаем за престол великого хана Хайду использовал енисейских кыргызов. Во время их восстаний в 1293 и 1297 годах он оказывал им помощь. Благодаря дружественному жесту Хайду (хотя он имел свои цели) енисейские кочевые племена в XIV веке стали активнее переселяться в государство Хайду – в Или-Иртышское междуречье.
       Во время смуты между улусами и борьбы Хайду за верховную власть хан улуса Джучи Монкэтэмур сначала выступил против Хайду и даже двинул против него войска, но затем неожиданно заключил с ним мир. В подтверждение мира Монкэтэмур в 1269 году передал Хайду Или-Иртышское междуречье. Получив подарок от союзника, Хайду на полученной территории оставил прежних джучидских правителей и дал этому улусу особый статус. В середине XIV века Чагатайский улус распался на две части: Мавераннахр (междуречье Амударьи и Сырдарьи) и Моголистан. Моголистан – страна моголов (так в Средней Азии называли монголов) – имел четыре области: Семиречье, эмират дуглатских племён (территория к югу от Тянь-Шаня и Кашгар), Восточный Туркестан (верховья реки Или) и Или-Иртышкое междуречье, в том числе верхний Иртыш, Эмель и Тарбагатай. Эта четвёртая область была особым улусом, признававшим моголистанского хана.
       Моголистан, сотрясаемый внутренними смутами, с самого начала не был прочным образованием, а после неоднократных разрушительных походов Тимура, доходившего даже до Алтая, в конце XIV века распадается на две части. В монгольских источниках пространство от Тарбагатая до Иртыша называлась Токмок (Тунгмок, Тун-кимак). В завещании Чингизхана говорилось, что улус Джучи занимает «Токмок и Кыпчак». На этой территории, к северу от Балхаша и до Алтая образуется кыргызское (восточно-кыпчакское) ханство, известное как Токмокский (Тунгмакский) каганат, так как его правители стали именовать себя каганами. Происходили они из дома старшего сына Джучи Орда-Ичена, хана восточной части улуса Джучи.
       Постоянные войны восточных монголов с Китаем позволили выдвинуться западным монголам – ойратам. В конце 20-х годов XV века они создают своё объединение. В 1457 году ойраты вторглись в Токмокский каганат и разгромили его. Теснимые с востока ойратами, а с запада Золотой Ордой часть населения Токмокского каганата уходит на Тянь-Шань, а часть в Западное Притяньшанье (Мавераннахр). Китайский источник «Описание Западного края», написанный в 1770 году, сообщает, что 330 лет назад киргизы, «спасаясь от беспорядков, бежали и нашли приют в горах». Сообщение летописи не совпадает на 20 лет с фактическими событиями, но ведь труд написан три с лишним века спустя.
       И вот пришедшие на Тянь-Шань в несколько этапов, растянувшихся почти на пять столетий, отдельные племена из Центральной Азии и государства енисейских кыргызов (не кыргызы!), перед этим значительно разбавленные другими тюркскими племенами в Или-Иртышском междуречье, а также монголы и местные племена, слившись, образовали кыргызскую нацию. А гяньгуни, переселившись на Енисей, слившись с динлинами и принявших название «кыргызы», так и остались на Енисее, о чём говорят их неоднократные восстания против монголов в течение всего XIII века, пока не были окончательно в 1703 году выселены джунгарами с Енисея.
       На рубеже XV – XVI веков сформировалась киргизская народность – рыхлое объединение постоянно враждующих между собой племён, унаследовавшее от енисейских кыргызов только название. Заманчиво объявлять себя принадлежащими к династии чингизидов, наследниками великодержавного государства Кыргызов или потомками древних гяньгуней. Но. Если именно енисейские кыргызы, а не отдельные племена Южной Сибири, теснимые киданями и монголами, переселились с Енисея на Тянь-Шань, то как быть с генами, с монголоидными чертами их потомков? Ведь енисейские кыргызы по сообщению китайской летописи были с «румяным лицом и рыжими волосами».
       Помните, я рассказывал, что Хубилай переселил часть восставших енисейских кыргызов в Маньчжурию, ныне уезд Фэюй Китая. Китайский исследователь Ху Чженьхуа, изучавший фуюйских киргизов в 1981 году отмечал, что среди них есть представители с голубыми глазами и рыжими волосами. В 1990 году экспедиция (не знаю: для проверки, или для продолжения исследований Ху Чженьхуа) в составе С. Г. Скобелева (Новосибирск), Чжан Тайсяна (Харбин) и А. А. Шамаева (Алмата) тоже отметила, что киргизы, проживающие в уезде Фуюй, по внешнему виду отличаются от своих китайских соседей – маньчжуров, монголов, дауров, эвенков, ханьцев. Большинство из них имеют более светлый цвет кожи, европеоидный склад лица.
       Есть семьи, члены которых имеют голубые глаза, рыжие и светло-каштановые волосы. Сохранились названия шести родов, к которым принадлежат все киргизы уезда Фуюй. Весьма близкие названия этих родов имеются в Южной Сибири. Если европеоидные черты есть у маньчжурских потомков енисейских кыргызов, то почему их нет у тянь-шаньских? Поэтому от тянь-шаньских киргизов до енисейских, а тем более до гяньгуней, ой как далеко. И многое ли от них осталось, чтобы объявлять себя их потомками? Просто эти племена, как пришедших из государства Кыргыз, называли кыргызами, хотя именно енисейскими кыргызами они не были. Не упоминается о Енисее и в кыргызском эпосе «Манас», а как раз-то говорится об Алтае, северо-востоке Токмокского каганата.
       Мне могут возразить, что на территории Кыргызстана известны археологические находки, не только имеющие черты культуры енисейских кыргызов, но даже сделанные кыргызскими ремесленниками. Но аналоги тюрко-кыргызским памятникам Саяно-Алтая находят не только в Семиречье, но и в Восточной и Западной Сибири, в булгаро-хазарском Поволжье, среди памятников Кавказа и Украины и дальше на запад вплоть до Дуная. Это говорит о взаимосвязях народов, общности культуры Великой степи, а не о переселении кыргызов с Енисея на берега Дуная. Археолог Я. А. Шер на ссылку о сходстве кочкорских блях с енисейскими писал, что орнамент кочкорских блях относится к широкому кругу орнаментальных мотивов, присущих многим азиатским народам.
       Енисейские кыргызы, считая, что огонь очищает от всех грехов, сжигали трупы умерших и хоронили уже остатки погребального костра. Обряд трупосожжения у енисейских кыргызов сохранился вплоть до XVIII века. Если в Прииртышье ещё находили захоронения с обрядом трупосожжения, то на территории Кыргызстана они не встречаются. Понятно, что переселившись на новую территорию и контактируя с местным населением, народ утрачивает часть своих обычаев и обрядов. Но в первоначальный период должны быть захоронения с кремацией. Археолог-востоковед Л. Р. Кызласов отмечает: «Если бы было продвижение кыргызов с Енисея на Тянь-Шань, то оно фиксировалось бы, прежде всего, по обряду трупосожжения. Таких погребений на Тянь-Шане нет».
       Небольшой, но наводящий на размышление штрих. Киргизское море, озеро Иссык-Куль. Почему озеро с температурой, достигающей 23-х градусов в конце июля – начале августа, а в суровые зимы даже подмерзающее у берегов, называют Горячим? Ответ находим у древних авторов. В прошлом некоторые примечательные объекты – отдельные горы, озёра, источники, деревья являлись местом поклонения и считались священными. Таким было у древних народов, проживающих в Иссык-кульской котловине, и озеро Иссык-Куль. Китайский путешественник VII века Сюань Цзан пишет о почитании озера, о поклонении ему местного населения. Арабский путешественник Тамим ибн Бахр (IX век), рассказывая об Иссык-Куле, сообщает, что жители Барсхана (Барскаун) и близлежащих селений «обходят вокруг него (озера) один раз в году весной».
       Название озера состоит из двух слов. Первое из них «ысык» в тюркских языках означает «горячий», второе – «кёль» означает «озеро». Получается Иссык-Куль – Горячее озеро. Но в древности тюркское прилагательное «ысык» имело два значения: 1) горячий и 2) святой, священный, жертвенный, почитаемый. Второе значение этого слова сохранилось в сибирско-тюркских языках: в тувинском – «ыдык», в хакасском – «ызых», в якутском – «ытык». Киргизы, пришедшие на Иссык-Куль (судя по сообщению Тамима ибн Бахра, после IX века), как пришельцы, не восприняли обряда обхождения озера и его древнего названия – «святое, почитаемое, заповедное». И озеро из Святого стало Горячим. Возникает вопрос, почему у хакасов на Енисее «ызых» сохранилось, а у тянь-шаньских киргизов, якобы пришедших с того же Енисея, – нет?
       Версия переселения киргизов на Тянь-Шань из Обь-Иртышского междуречья в XV веке значительно уменьшает древность киргизского народа по сравнению с попыткой отнести его зарождение ко II веку до н. э., но она основана на реальных фактах и событиях и многое объясняет. Первое, что обращает внимание, эта версия объясняет происхождение названия города Токмак. Почему так долго, в течение пяти веков шло переселение одного немногочисленного народа кыргызов с Енисея на Тянь-Шань? Да потому, что это были не именно кыргызы, а различные кочевые племена Саяно-Алтайского нагорья, входившие в состав сменяющих друг друга, объединений, каганатов, улусов и государств. В течение нескольких веков они одно за другим, по разным причинам, в разных условиях и разными путями переселялись на Тянь-Шань.
       Почему нет упоминаний о кыргызах на Тянь-Шане в источниках XIV – XV веков. Племена с верховьев Енисея, ушедшие в X веке от киданей и принёсшие сюда название кыргызы, постепенно растворились среди местного населения, а их название забылось. А когда сюда пришли племена из разгромленного Токмокского каганата, название кыргызы вновь возродилось. Как это кыпчакская партия Кокандского ханства из Великой степи оказалась за Тянь-шаньскими горами в оседло-земледельческой Ферганской долине. Ведь кыпчаки не кочевали не только в Ферганской долине, но и даже в Семиречье. Южная граница кочевий кыпчаков проходила по широте северной оконечности озера Балхаш, далее по западному берегу озера и от южной оконечности Балхаша уходила в низовья Сырдарьи. И куда делись кыпчаки после падения Кокандского ханства? Никуда, это тоже кыргызы, только другого племени, другого рода, пришедшие из Токмокского каганата.
      После провозглашения Кыргызстана суверенным и независимым, версия о гянь-гунях и 201-ом годе до нашей эры объявлена достоверным фактом, а государство Кыргызов чуть ли не предшественником республики Кыргызстан. Я понимаю, что отрицание громогласных заявлений о корнях твоего народа, уходящих в 201-ый год до н. э., о преемственности великодержавия государства Кыргызов вызовет сожаление. Ведь к этому времени, многие другие народы уже имели свои государственность, столицы (даже кочевые народы) и вековые правящие династии.
       Но всё же надо признать, что различные мелкие кочевые племена принесли с Енисея и Токмока только название народа, что совремённые тянь-шаньские кыргызы не являются потомками енисейских кыргызов и к государству Кыргыз никакого отношения не имеют. Древние кыргызы, имевшие своё государство Кыргызов, на Енисее так и остались, продолжали бороться с монголами и калмыками и просуществовали там до начала XVIII века. Как говорили древние, Платон мне друг, но истина дороже. В любом случае, как бы ни складывались перипетии истории, будь патриотом своего народа, люби свою Родину, изучай её историю не только по заявлениям политиков.
       Как же сложилась судьба енисейских кыргызов, если они не переселялись на Тянь-Шань? По-прежнему жили на Енисее, боролись с поработителями монголами, с соседями ойратами (калмыками) и с пришедшими в Сибирь русскими. До конца XVI века в верховьях Енисея енисейские киргизы были наиболее сильным объединением, в кыштымной зависимости от которых находились некоторые племёна Южной Сибири. Образование державы монгольского Алтын-хана и его экспансия, начиная со второй половины XVI века, в Южную Сибирь изменили существующее положение: в конце XVI века енисейские киргизы и их кыштымы стали данниками Алтын-Хана. Однако вскоре положение снова меняется. Осенью 1608 года калмыки, кочевавшие по Иртышу, начинают войну против державы Алтын-хана и одерживают ряд побед, в результате которых енисейские киргизы становятся кыштымами (данниками) калмыкских князей.
       Енисейские киргизы боролись не только со своими южными соседями, монголами и калмыками, но и с пришедшими в Сибирь русскими. С начала XVII века, в течение почти ста лет в многочисленных русских источниках, главным образом в донесениях сибирских воевод, говорится о непокорности и силе киргизских племён, набегами разоряющих сибирские поселения и собирающих дань с некоторых племён, проживающих на Енисее. И только укрепление сибирской линии, и, главное, возросшая сила калмыков (джунгаров) приводят к тому, что, потерпев ряд поражений сначала от Алтын-хана, затем от его сына Лочжана, кыргызы попадают в зависимость от джунгаров.
       Заняв Южную Сибирь, калмыки начинают завоевательные походы против казахов. Начавшиеся в 1609 году и закончившиеся к 1616 году успешные войны калмыцких князей приводят к подчинению им ряда казахских племён Большой орды и к укреплению позиций калмыков в Южной Сибири. Успешная для калмыцких князей война 1628 – 1629 годов против Алтын-Хана приводит к укреплению внутреннего и внешнеполитического положения калмыцкого объединения. Началось массовое возвращение калмыков в Джунгарию и Восточный Туркестан, и в 1635 году образуется Джунгарское ханство, в подчинении которого оказались и енисейские киргизы.
       Здесь надо отметить, что сибирские русские власти хорошо знали обстановку на границе и в XVII веке точно отличали енисейских киргизов от других народов, в том числе от алатоовских (тянь-шаньских) киргизов. (Название Тянь-Шань европейские географы стали применять в 19 в.). В русских источниках XVI – XVIII веков терминами «киргизы» и «киргизская землица», если отсутствовали специальные оговорки, всегда назывались сибирские (енисейские) киргизы и их земли. Киргизы в горах Тянь-Шаня в русских источниках назывались «алатав-киргизы» или «алатай-киргизы», например, в материалах посольства Г. Ильина за 1644 г., П. И. Рычкова за 1749 г. и др.
       В 1703 году кыргызы были изгнаны джунгарами с Енисея и поселены особым кочевьем при ставке джунгарского хана на реке Эмиль. По одним сведениям, причиной угона были нападения кыргызов «на людей Белого хана», что осложняло отношения джунгаров с Россией. По другим – при сборе дани кыргызы прятались в сибирских лесах и Саянских горах, поэтому их переселили в степь, поближе к ставке хана, чтобы они были под постоянным присмотром. После переселения кыргызов в Джунгарию их название исчезло в Южной Сибири. Переселённые на реку Эмиль кыргызы в 1758 году, во время кровавого разгрома Джунгарского ханства китайцами, большей частью вместе с джунгарами были истреблены, часть бежали. Оставшиеся в дальнейшем стали называться калмак-кыргызами, потомки которых и сейчас живут в Монгольском автономном районе Синьцзяна. Потомки енисейских кыргызов, переселённых Хубилаем в 1293 году в Манчжурию, и ныне проживают там в уезде Фуюй.
       Вместо эпилога. Доктор исторических наук, археолог-востоковед, специалист по истории и этнографии народов Сибири, Средней и Центральной Азии, заслуженный профессор МГУ Л. Р. Кызласов пишет: «Что касается происхождения и древней истории совремённого киргизского народа, то они продолжают оставаться неизвестными. Решение этих вопросов следует искать не в истории енисейских племён, а в истории восточных центральноазиатских кипчаков и примкнувшим к ним тюркоязычных племён, проживавших в древности в степях между Алтаем на западе и Хинганом на востоке». (История Южной Сибири в средние века. М. 1984, стр.67.)
       В 2003 году был издан Президентский Указ «О 2200-летнем юбилее кыргызской государственности». Обратите внимание: речь идёт уже не о двухтысячелетней истории народа, а о государстве. То есть, из названия указа следует, что в 197 году до н. э. возникло государство кыргызов. Интересно было бы узнать, кто из киргизов был основателем этого государства; как менялись его границы; столица была одна, или переносилась из Баласагуна в Ош; какие были правящие династии: свои или пришлые, одна или несколько? Если, например, в России за 1055 лет, с 862 по 1917 годы, было две династии – Рюриковичей и Романовых, то в соседнем Китае за 2130 лет, с 221 года до н. э. по 1911 год н. э., правило девять династий.
       За 1150 лет существования Российского государства в памяти народной остались Вещий Олег, Ярослав Мудрый, Владимир Креститель, Юрий Долгорукий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Пётр Великий, Александр II Освободитель. Такое же наблюдается и в других странах. Например, в Англии Вильгельм Завоеватель и Ричард Львиное Сердце, в Германии – Генрих I Птицелов и Оттон II Рыжий, во Франции – Филипп III Смелый и несколько Людовиков с различными приставками от Сварливого до Святого.
       Сторонники киргизской государственности, назовите мне, хотя бы одного, киргизского правителя. Не эпического Манаса и не енисейского Барс-бега, а именно тянь-шаньского. Не Мхмуда-киргиза, государственного деятеля Моголистана, не Курманджан-датку, государственную деятельницу Кокандского ханства, а именно правителя киргизского государства на Тянь-Шане, а не одноимённого государства на далёком Енисее. Пусть они будут не такими великими, как Чингизхан или Тимур, пусть скромными, но именно главами киргизского государства на Тянь-Шане. Нет такового. Так что, сказочникам и фантазёрам тем и работы предостаточно. 

Коль коснулись Манаса, несколько слов в связи с этим. Манас – это самый объёмный в мире киргизский эпос и имя его главного героя – богатыря, объединившего изгнанных киргизов и возвратившего их на родную землю, в горы Ала-Тоо. Т. е., в противоположность национальным историкам, в народной памяти родная земля не на Енисее, а в горах Ала-Тоо. С провозглашением независимости Кыргызстана шаткая версия идентичности гянь-гуней и киргизов сменилась чётким утверждением двухтысячелетия киргизской нации и провозглашением себя наследниками государства енисейских кыргызов.

Но за отсутствием исторически реальной связи государства Кыргызов с Киргизской ССР, а затем и с Республикой Кыргызстан, за неимением действительных отца-основателя, видных, известных миру правителей и правящих династий власти сделали упор на возвеличивание мифического героя киргизского эпоса – Манаса. Мифические герои, если не основатели-прародители нации, то выдающиеся личности, есть у всех народов. Вспомним, например, братьев Ромула и Рема, основателей Рима, у итальянцев; былинного Илью Муромца у русских.

В Капитолийском музее Рима есть бронзовая статуя волчицы, вскармливающей младенцев; есть памятник Илье Муромцу в городе Муроме Владимирской области. Обращения, причём многочисленные, к этим мифическим героям есть у всех народов. Изображение скульптуры Капитолийской волчицы использовалось на эмблеме прошедших в 1960 году в Риме Олимпийских игр. Имя Ильи Муромца носит один из стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. Но государственного возвеличивания мифических героев у стран, имеющих действительно древнюю историю, нет. Поклонение мифическим героям сохранилось только у малых народов на окраинах цивилизации. Не следует становиться на этот путь.

В заключение подведём итог. Начнём с самого начала. Вспомним сообщение Сыма Цяня о гяньгунях: "При Модэ Дом хуннов чрезвычайно усилился и возвысился. … Впоследствии на севере они покорили владения Хуньюй, Кюеше, Динлин, Гэгунь и Цайли". Эта запись используется сторонниками древности киргизского народа и киргизской государственности для обоснования своей версии. О древности народа кыргыз я уже сказал, разберём теперь утверждение о древности киргизской государственности.
       Летопись говорит о покорении «владения Гэгунь». Владение – это не государство. Это часть территории, находящаяся во владении какого-нибудь племени или рода. При наличии государства – территория, отданная кому-либо в управление или для личного пользования (поместье). Чингизхан часть своей империи – Дешт-и-Кипчак – отдал во владение Джучи. Персидский учёный-энциклопедист Рашид ад-Дин приводит билик (изречение) Чингизхана: «Каждый, кто в состоянии содержать в порядке свой дом, в состоянии содержать в порядке и (целое) владение». (Рашид ад-Дин. Собрание летописей, т. 1, кн.2, стр. 260).
       Поэтому данная запись «Исторических записок» говорит не о государстве Гяньгунь, а о завоевании хуннами территории, на которой проживало или кочевало племя гяньгунь. А такой факт не является доказательством существования государства у данного племени. Кокандское ханство завоевало владения солто, сарыбагиш, бугу и других киргизских племён, но это не говорит о существовании государственности у этих племён.
       Если даже с натяжкой согласиться с существованием государства Гяньгунь (первая уступка), то тогда нельзя отказывать в этом другим племенам, завоёванным хуннами. Ведь летопись не говорит о завоевании государства Гяньгунь и покорении племён Хуньюй, Кюеше, Динлин, Гэгунь и Цайли. Она их всех перечисляет одной строкой, в одном ранге. Не слишком ли много государств для тогдашней монгольской степи? Под натиском хуннов часть гяньгуней уходит на север, в Минусинскую котловину, в верховья Енисея, где они, по сообщению «Истории династии Тан», «смешались» с европеоидными южно-сибирскими племенами. Переселяются отдельные личности, семьи, племена, народы, переносятся столицы, но не государства.
       После нашествия хуннов государство Гяньгунь, если оно и было, перестало существовать. Сообщений о том, что впоследствии гяньгуни возвратились на свои земли и возродили своё государство – нет. Следовательно, и никаких преемников государства Гяньгунь не может быть. Более того, помните, что при перечислении вариантов, как китайцы называли гяньгуней, был перерыв умолчания в 600 лет: с 49 г. до н. э. до 553 г. н. э. Не странно ли: шесть веков никаких сообщений ни о народе, ни о государстве, находящегося под боком. Напрашивается вывод, что кыргызы на Енисее совсем другой народ, не связанный с гяньгунями, и поэтому китайцы стали называть его по-другому – сяцзяцзи.
       В начале VI века в верховьях Енисея возникло Государство Кыргыз, прекратившее своё существование под натиском монголов в начале XIII века. Сторонники древности также объявляют его предшественником Республики Кыргызстан. Тоже неплохо, 1500 лет! Больше, чем, например, у Российской империи. Но уже не 2200. Но и от государства Кыргыз вести отсчёт нельзя. Ведь Тянь-Шань, а тем более Памиро-Алай в государство Кыргыз не входили. В своих завоеваниях кыргызы дошли только до Восточного Туркестана. Вот если бы эти области входили бы в состав государства Кыргызов, но потом в результате внутренних междоусобиц, распадов, внешних нападений и захватов от былого Кыргзского великодержавия осталась бы только часть, одна из провинций, расположенная на Тянь-Шане, тогда можно говорить о преемственности, о 1500-ах годах.
       И то при условии, если бы этот осколок бывшего великодержавия выстоял бы под натиском монголов, джунгаров, китайцев и кокандцев. И только пришедшие в XIX веке русские «колонизаторы» ликвидировали эту государственность, как, например, государственность Грузии. Но государство Кыргызов прекратило своё существование в начале XIII века и больше не возрождалось. А говорить о государственности, исходя только из одинакового названия двух народов, это несерьёзно. Как гласит русская пословица, в огороде бузина, а в Киеве дядька. Вспомните высказывание М. В. Ломоносова, русского учёного-энциклопедиста, в том числе и историка, которое приведено в качестве эпиграфа к этой статье: иные народы от соседей одинаково называются. Одинаково называются, но разные народы.
       Пример такого одинакового названия государств в мировой истории есть. Например, Македония. По поводу этого названия сейчас идёт спор между Грецией и Македонией, государства, образовавшегося после распада Югославии и взявшего название древнего эллинского государства. Александр Македонский представитель не совремённой Македонии, а древней Македонии, располагавшейся южнее нынешней, на территории Древней Греции. Если следовать принципу одинакового названия, то Италия может претендовать на Румынию, а Румыния на Рим.
       Что является, если не мостом, то, хотя бы, ниточкой, связывающей эти два государства, разделённых территориально в пространстве и веками во времени? Часть бывшей территории, правящая династия? Ничего такого нет, только упоительные заявления. Совремённый Кыргызстан никогда не входил в состав государства Кыргыз, а только кратковременно был его дальним соседом. Государство Кыргызов прекратило своё существование в XIII веке, а киргизы обрели государственность только при Советской власти в начале XX века.
       Говорить о государственности можно только с 1924 года, и то, по-моему мнению, с натяжкой. Российская империя была разделена на губернии. Большевики, захватив власть, чтобы привлечь на свою сторону националистов, начали создавать национальные округа, автономные области и республики. Нате, порадуйтесь, только переходите на нашу сторону. Причём, все равны, но некоторые ровнее: одним национальный округ, другим республику. Не так, как в Швейцарии – все одинаково кантоны, или в США – штаты. В частности с Киргизией. С 1924 по 1936 год в Центре думали, решали, что же дать киргизам: автономную область или союзную республику.
       Итак, краткое резюме. Часть центрально-азиатских племён Западной Монголии и часть племён государства Кыргыз на Енисее (не кыргызы) в несколько этапов переселились в Обь-Иртышское междуречье, где смешались с восточными кипчаками. Кыштымы (данники), как выходцы из государства Кыргыз, привнесли в Прииртышье название кыргызы. После распада Моголистана здесь образуется кыргыз-кипчакский Токмокский каганат. В XV веке под натиском джунгаров с востока и Ак-Орды с запада кыргыз-кипчаки уходят на Тянь-Шань, где в слиянии кыргыз-кипчаков, монголов и местных племён в XVI веке создаётся кыргызская нация. Государство Кыргыз на Енисее в начале XIII века, после завоевания монголами, перестало существовать, а сами енисейские кыргызы в XVIII веке были рассеяны джунгарами. Енисейские и тянь-шаньские кыргызы – это два разных народа с одинаковым названием, привнесённым на Тянь-Шань выходцами из полиэтничного государства Кыргыз, которое правильнее бы называть его вторым именем – Хагас или Хакас.
                                                         Конец.

Категория: Мои статьи | Добавил: Борис (07.01.2018)
Просмотров: 150 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0