Главная » Статьи » Мои статьи |
Вот и красное солнце из снега встаёт, О, Русь, ты заслужила этот миг, Так клировые ведомости Беловодской церкви оказались разбросаны по архивам Ташкента, Алматы и Талдыкургана. В клировой ведомости за 1908 г. записано, что летопись церкви «за неимением образца не ведётся». Пришлось восстанавливать историю Беловодского храма по различным источникам и архивов. Одной из главных достопримечательностей села Беловодского является храм Архангела Михаила, яркий образец деревянного зодчества для безлесной Чуйской долины. Первая церковь в Семиречье была открыта в 1850 году в казачьей станице Копальской (впоследствии город Копал Семиреченской области). В Чуйской долине в 1868 году в Токмаке была открыта военная церковь. В марте 1872 г. жители Беловодского обратились к губернатору области с просьбой о постройке церкви в их селе: «В течение 1871 г. было 5-6 случаев, когда не младенцы, а взрослые люди умирали без покаяния и причащения Святой тайны, потому что ближайший к нам священник в укреплении Токмак живет в 100 верстах, и ехать за ним, чтобы причастить больного или вести туда больного, бывает почти бывает невозможно. То же ожидает каждого из нас в будущем до тех пор, пока не построится церковь и не будет в селении нашем священника. Мы желаем, чтобы священник укрепления Токмак наезжал к нам в год, по крайней мере, раза четыре». [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 59]. В мае Токмакскому уездному начальнику губернатором области было предписано объявить крестьянам села Беловодского, что докладная записка, поданная ими на имя губернатора о постройке церкви в их селении и назначении священника доведена до сведения Туркестанского генерал губернатора. Что касается приездов священника, то это препровождалось на разрешение уездного начальника. [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 63-63об]. Туркестанский генерал-губернатор фон Кауфман, «желая со своей стороны способствовать скорейшей постройке церквей», дал указание отчислить из доходов Зеравшанского округа на строительство трёх церквей, в Беловодском и ещё в двух сёлах Семиреченской области, 18 тысяч руб., по четыре тысячи рублей именно на строительство трёх церквей и по две тысячи рублей на строительство трёх домов для притча. О назначении священников с выплатой им жалованья из казны генерал-губернатор пообещал обратиться с представлением к Военному министру. Однако он просил принять меры к тому, чтобы «независимо от столь фундаментальной субсидии от казны на сооружение православных церквей, местное православное население приняло участие в этом святом деле, которое может состоять в денежных пожертвованиях, в подвозке камня, вывозке леса и в особенности в выборе лиц для хранения и расходовании денег». [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 64-65]. Губернатор области в августе дал указание заведующему строительной частью Семиреченской области архитектору П. М. Зенкову разработать проекты церквей и домов для причтов и назначил торги на строительство церквей на 16 ноября 1872 г. [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 96]. Туркестанский епископ Софония понятно, что тоже дал добро на строительство церквей и назначил двух священников, представителей при проведении торгов на строительство церквей. В октябре архитектор Зенков представил проект, в котором, «для успешности составления», все три церкви были «проектированы по одному плану» на 120 человек. [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 148]. 2-го ноября Зенков представил губернатору области проекты и сметы на церковь и дома для причтов. Дополнительно он объяснил, что дом в Беловодском вышел по смете в 3 тыс. руб. и уменьшить эту стоимость, в соответствии с предложениями епископа, уже нельзя. Но нужно иметь ввиду, что «крестьяне для этих построек заявили лично Преосвященному, что они помогут перевозками, доставками и черными работами, и дом будет стоить меньше и при самих торгах подрядчику должно поставить на вид, определив предварительно со стороны жителей меру содействия». [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 157]. 4-го ноября губернатор области Токмакскому уездному начальнику представил проекты и сметы на строительство в Беловодском церкви «во имя Св. Михаила Архистратига сил небесных» и дома для причта. По смете строительство церкви стоило 4312 р. 26 коп., дома для причта – 3011 руб. 92 коп. В связи с тем, что стоимость строительства церкви и дома превысило отпущенный кредит, губернатор просил поручить комитету, который будет наблюдать за строительством, проверить смету по существующим ценам и составить к торгам кондицию на строительство объектов, «обратив в ней внимание на прочность материалов, сроки постройки дома в один год, а церкви, по крайней мере, не позже лета 1874 г., если не получится в течение 1873 г.» и предложил для церкви «предположенный к строительству саманный кирпич на жженый для большей прочности этого здания». Крестьяне села Беловодского обещали епископу оказывать всяческое содействие в деле строительства церкви [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 176-176об], собрали для этого пожертвований 1000 руб. [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 178], но не согласились с представленным типовым проектом и пообещали представить губернатору свой, более «обширный» проект на рассмотрение и утверждение, а поскольку это вызывает дополнительные расходы, то они пообещали, что лес и камень на строительство церкви подвезут за свой счет [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 208-208об], а более «не можем, потому что мы еще сами малосильные». Из-за недостаточности средств проект беловодских крестьян не был принят, и церковь строили по ранее утверждённому проекту, но с заменой самана на жжёный кирпич. Руководил строительством церкви заведующий Строительной частью Семиреченской области, архитектор П. Зенков. В мае 1873 г. токмакский священник Кречетов освятил место под строительство церкви. [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 302]. Иконы стоимостью 400 руб. для Беловодской церкви были заказаны у иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Симеона. [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 421об] за счёт пожертвования купца Кузнецова. 6-го августа 1874 г. был подписан акт о приёмке построенной церкви и дома для причта. От общества села Беловодского подписал выборный попечитель строительства крестьянин Степан Иванович Шапарев. [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 511]. По описи, приложенной к акту о приёмке, церковь построена на каменном фундаменте и жжёного кирпича, на извести, наполовину из «железняка», который употреблен на цоколь и на облицовку стен снаружи. Полукруглые рамы 8-и окон и 3 двери с летними и зимними переплётами. Крыша покрыта досками в два ряда с окраской на масле. На церкви фонарь с куполом, купол покрыт железом, крест с главой обиты белой жестью. Перед дверями 3 крыльца из кирпича железняка, с настилкой ступенек досками. Внутри – все как должно быть в церкви – иконостас, царские врата и прочее. Потолки оструганы и подбелены, полы настланы досками. [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 512-514об]. С какой тщательностью и дотошностью крестьяне принимали новую церковь говорит заключительная расписка: «Квитанция от 17 августа 1874 г. Я, крестьянин Токмакского уезда села Беловодского, попечитель по постройке церкви Степан Иванов Шапарев даю сию Токмакскому комитету в том, что по сдаточной описи оставалась работа ещё не окончена, по сие число окончена чисто, прочно и хорошо, только не доставлен господином Зенковым висячий замок к западной двери. В том и подписуюсь». [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 556]. Для заключительного освидетельствования построенной церкви в селе Беловодском из Ташкента генерал-губернатором был командирован полковник Зацепин – председатель строительной дорожной комиссии Сырдарьинской области. Акт о приёме был составлен 27 октября 1874 г. При подписании присутствовали полковник Зацепин, начальник Токмакского уезда полковник Лисовский, священник местной церкви Георгий Иванович Богоявленский, попечитель, сельский и церковный старосты и понятые: Иван Ляхов, Алексей Пухов, Антип Соловьев, Трофим Мащенко, Степан Шапарев, Андрей Соколов и Петр Бачевский. [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 575]. К открытию церкви и. д. генерал-губернатора подарил церковные облачения, а и. д. губернатора – занавес к царским вратам и напрестольные одежды, а жители Беловодского собрали 350 руб. на церковную утварь. [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 579 и 592]. В июле 1875 г. из Троице-Сергиевой лавры были получены и установлены в иконостас 11 икон: 9 больших и 2 маленьких. Приёмочная комиссия признала стоимость икон завышенной, и иеромонах Симеон дал согласие нарисовать ещё одну икону, как дар иконописной мастерской к открытию церкви. [ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 664]. Первоначально церкви Семиреченской области были подведомственны Томскому епископу, а Сырдарьинской области – Оренбургскому. В 1869 году Туркестанский генерал-губернатор К. П. Кауфман обратился в Синод о создании отдельной Туркестанской епархии. В Российской Империи в это время Патриаршества не было, и делами Церкви управлял Священный Синод. В представлении Синода в Государственный Совет говорилось: «Туркестанский генерал-губернатор представляет о неудобствах зависимости туркестанской паствы от двух епархий: Оренбургской, к которой причислена Сырдарьинская линия, и Томской, в ведении которой находится Семиреченская область, как в административном отношении, так и по положению духовенства, и по влиянии его на паству. Отдалённость местопребывания архиереев лишает их возможности надлежащего наблюдения за духовенством и паствою и делает их взаимные сношения весьма затруднительными. Ввиду сего генерал-адъютант Кауфман ходатайствует об учреждении во вверенном ему крае отдельной архиерейской кафедры». С расширением Туркестанского края, как с присоединением новых территорий, так и с переводом Закаспийской области (Туркменистан) из Грузинской епархии в Туркестанскую, расширилась и епархия. Управление церквями из Верного, находящегося почти на окраине, в северо-восточной части генерал-губернаторства и удалённого от центра управления краем (Ташкента), стало неудобным. В 1897 году возникло предложение о переносе Туркестанской архиерейской кафедры из Верного в Ташкент. Но, так как этот переезд был связан с большими расходами (постройка нового кафедрального собора, архиерейского дома, здания управления епархией), то перенос был отложен. Способствовало этому и заключение генерал-губернатора Степного края (Семиреченская область в это время входила в Степной край). Он отмечал, что перенесение кафедры нежелательно, так как в Семиречье численность православного населения, число церквей, духовенства и церковно-приходских школ больше, чем во всём остальном Туркестане. К тому же в Семиречье, на Иссык-Куле находится единственный в то время в епархии мужской монастырь. В результате, перенос кафедры был отложен. Перенос Туркестанской епископской кафедры из Верного в Ташкент был утверждён царём 16 декабря 1916 года. Одновремённо в Верном была учреждена кафедра викарного епископа Семиреченского. Первым викарным епископом Семиреченским и Верненским был назначен преосвященный (титул викарного епископа – Б. М.) Сергий. Епископ Туркестанский Софония также об этом писал: «Разночинцы и простолюдины из переселенцев особенно усердны к святым храмам и так дорожат ими, что всякое селение, отстоящее на большом расстоянии от своего приходского храма, хочет и всемерно домогается иметь свою церковь. Если же нельзя иметь свою церковь, то хотя бы часовню, как предначатие церкви». Причём, заботились переселенцы о храмах не только после прихода сюда, в Семиречье, а ещё на родине думали о том, что на новом месте придётся строить храм. Так, крестьяне села Тюп на Иссык-Куле закупили колокола для своей будущей церкви ещё в Саратове, когда направлялись на новое место жительства. 12-го марта 1872 г. доверенные от сельского схода села Беловодского вновь обратились к губернатору области с прошением, в котором говорилось: «В течение 1871 г. было 5-6 случаев, когда не младенцы, а взрослые люди умирали без покаяния и причащения, потому что ближайший к нам священник в укреплении Токмак живет в 100 верстах, и ехать за ним, чтобы причастить больного или вести туда больного, почти бывает невозможно. То же ожидает каждого из нас в будущем до тех пор, пока не построится церковь и не будет на месте в селении нашем священника». [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 61]. Колпаковский пообещал просителям доложить об их просьбе генерал-губернатору при ближайшей поездке в Ташкент. 25 апреля 1872 Кауфман сообщил Колпаковскому: «Желая со своей стороны способствовать скорейшей постройке церквей …, признаю необходимым ныне же отчислить из доходов Заравшанского округа в распоряжение Вашего Превосходительства на строительство новых церквей в селениях: Кунгей-Аксуйском, Кызыл-Тогайском и Беловодском по 4 тыс. руб. на каждую, всего 12 тыс. руб. На постройку при 3-х этих церквях домов для причетников по 2 тыс. руб., всего 6 тыс. руб.». [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 64об]. 2-го августа 1872 г. Колпаковский через начальника Токмакского уезда сообщил жителям Беловодского: «На постройку церкви в с. Беловодском ассигновано 4 тыс. руб. и на строительство там же дома для церковного причта 2 тыс. руб. . . . Так как на постройки эти не составлено ни проекта, ни смет, то о составлении таковых сделано распоряжение. . . . Проекты и сметы могут быть сделаны в течение 2-х месяцев. . . . Торги на отдачу постройки церквей в подряд назначить на 16 ноября 1872 г. [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 89-90]. Одновременно Колпаковский даёт указание Заведующему Строительной частью в Семиреченской области составить проекты на постройку трёх каменных церквей, из которых одна в с. Беловодском, где предположено водворить 60 семей – на 100 человек и на постройку дома для причта, который будет состоять из одного священника и одного псаломщика. Разработка проекта церквей была поручена главному архитектору города Верного Павлу Матвеевичу Зенкову. 22-го октября 1872 года, «для спешости составления», губернатору был представлен типовой проект на все три церкви, поэтому были «все проектированы на 120 человек». 28 октября епископ Софония одобрил планы и фасады двух церквей с некоторыми замечаниями. В документе не сказано каких именно, но, судя по более позднему отзыву путешественника, проезжавшему из Ташкента в Верный, и который отмечал особенность Беловодской церкви, неутверждённым был проект церкви для села Беловодского. Видимо, епископ учитывал, что Беловодская церковь будет находиться на почтовом тракте. Доработка проекта церкви по замечаниям епископа вызвала удорожание проекта против установленной сметы. Тогда жители села представили губернатору области приговор сельского схода о пожертвовании одной тысячи рублей на строительство церкви. [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 178]. Учитывая количество жителей села в то время – 50 дворов, причём большинство из н х были вновь прибывшие и ещё не обосновавшиеся, то это большая сумма. Кроме того жители села «заявили лично Преосвященному, что для этих построек они помогут перевозками, доставками и черными работами». Губернатор области одобрил этот почин и призвал и жителей окрестных сёл помочь делу постройки церкви, «чем смогут: денежными пожертвованиями, в подвозке камня, вывозке леса и в особенности в выборе лиц для хранения и расходовании денег». Назначенные на 16-ое ноября торги для строительства церкви не состоялись, поскольку объявился всего один подрядчик. А главное, жители села Беловодского, ознакомившись с проектом, заявили, что они выбрали себе другой «план, который и представят губернатору на рассмотрение и утверждение, и добавили, что желают выстроить церковь во имя Чудотворца Николая». Хотя крестьяне села Беловодского и заявили, что лес и камень на строительство церкви они подвезут сами, но план, представленный жителями, требовалось утвердить и составить новую смету вследствие чего торги не состоялись. [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 208-208об]. К сожалению у меня нет сведений, кем был разработан другой проект и чья это была инициатива. Губернатор области проект, предложенный жителями села Беловодского не утвердил «за неимением средств у жителей на постройку церкви в их селении по этому, более обширному, плану», и что «таковая будет строиться по проекту, составленному заведующим Строительной частью Семиреченской области и благословенному епископом». В феврале 1873 г. по указанию губернатора жители села Беловодского на общем сельском сходе составили приговор в том, «что крестьяне селения Беловодского вполне обязуются выполнить прежде пожертвованные деньги одну тысяча рублей и доставить камня на фундамент и лесу, сколько нужно будет на постройку церкви. Но свыше же не обязуемся ни в чем, . . .потому что мы еще сами малосильные и в чем подписуемся». Что интересно, «крестьяне селения Беловодского отказались от назначения содержания священнику и псаломщику». 28-го апреля губернатор сообщил начальнику Токмакского уезда: «Передаю, благословенный епископом проект и смету на постройку церкви в с. Беловодском, где сырцовый кирпич, заменен жженым. . . . Прошу вас образовать комитет под своим председательством или своего старшего помощника, а так же из почетных жителей с. Беловодского по выбору и одобренных вами и священником. Комитет должен наблюдать за приготовлением работ. . . . Постройка должна быть начата немедленно и окончена в течение лета этого года, хотя бы вчерне, без штукатурки и окраски и иконостаса и окончательно завершена к июню 1874 г. Наблюдающим за этими постройками назначается и. д. областного архитектора, почетный гражданин Зенков, который должен быть членом комитета, а так же разобьет место и даст подрядчику наставления». [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 268-268об]. 3-го мая Туркестанская духовная консистория дала указание священнику Токмакского укрепления Григорию Кречетову освятить место под церковь и причтовый дом в с. Беловодском. [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 302]. В 1873 г. на строительство церквей в Токмаке и Беловодском соглашался омский мещанин Афанасий Иванович Коптев. Его поддержал Токмакский уездный начальник, подтвердив, «что он исправный подрядчик, говорит удовлетворительная постройка им пикетов Джиль-арыкский, Кок-майнанский и Кутемалдинский». Но заведующий Строительной частью Семиреченской области П. М. Зенков выступил против, обосновывая это тем, «что, по его сведениям, мастеровых людей в Причуйском крае нет. Для строительства церквей в Токмакском уезде нужно доставлять из гор. Верного не только добротные строительные материалы, но и рабочих, для чего нужно иметь предпринимателя со средствами, гарантирующего затраты». Зенков попросил строительство церкви отдать ему на коммерческих условиях и пообещал уменьшить сумму затрат при строительстве Беловодской церкви. Токмакский уездный начальник согласился с доводами Зенкова. Общее присутствие Областного правления, «не видя другого исхода» в деле строительства церкви Беловодском, решением от 13 июня 1873 г. отдает постройку Зенкову на его условиях. В августе 1874 г. строительство церкви было закончено. 6 августа 1874 г. члены комитета по постройке церквей в Токмакском уезде по представлению Зенкова освидетельствовали церковь и дом со службами в с. Беловодском, построенные Зенковым, проверили работы по описи и дали заключение: «1. Постройки произведены согласно проекта и сметы, за исключением тех изменений, какие были приняты в условие. 2. Все работы произведены прочно. 3. Неоконченные работы, что отмечено подробно в описи, производятся и по исполнении их, выборный из крестьян попечитель Степан Иванов Шапарев, обязался донести комитету. 4. Церковь и дом со службами сданы на охранение выборному попечителю крестьянину Степану Шапареву, расписавшемуся в том по описи». [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 511]. В приёмном акте дано следующее описание церкви, построенной в с. Беловодском. Церковь построена на каменном фундаменте, из жженого кирпича, на извести, наполовину из железняка, который употреблен на цоколь и на облицовку стен снаружи. Закладные полукруглые рамы для восьми окон и три двери с летними и зимними переплетами. Перед дверями три крыльца из кирпича железняка, с настилкой ступенек досками. Крыша покрыта в два ряда досками с окраской на масле по обрешетчатым стропилам. На церкви фонарь с куполом, обшивка окрашена, купол покрыт железом, крест с главой обиты белой жестью. Внутри подборные потолки, оструганы и подбелены. Полы насланы досками. Внутри – все как должно быть в церкви – иконостас, царские врата и прочее. «Печей в церкви не складено, они отменены вовсе по желанию жителей» [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 512-514об]. Начальник 1-го участка Кульджинского района 3 мая 1874 г. доложил губернатору, что псаломщик Кульджинской церкви Пресняков, написал две иконы: Спасителя и Божией матери и представил их губернатору. На этом рапорте помощник Колпаковского Россицкий написал резолюцию: «Иконы показать Преосвященному, прошу об этом г-на Зенкова». Зенков ответил Россицкому: «24 июня я представлял иконы преосвященному Софонии. Он их согласился допустить в иконостас Беловодской церкви за неимением лучших до времени, чтобы не задерживать начала богослужения в уже почти полностью построенной церкви». На что Россицкий сообщил, что «для Беловодской церкви заказаны иконы у иеромонаха Симеона в Сергиевом посаде». (ЦГА РКаз, ф. 44, оп. 1, том 34, д. 50250, л. 421-421об). Иконы для Беловодской церкви были заказаны в Сергиевом Посаде. 21 августа губернатор Семиреченской области отправил запрос начальнику иконописной школы при Троицко-Сергиевой лавре иеромонаху Симеону: «Ваше преподобие отец Симеон! В настоящее время в Семиреченской области строятся несколько церквей и одна из них, в селении Беловодском Токмакского уезда, уже совершенно готова, не достает в ней икон для открытия богослужения». Далее губернатор просил сообщить по телеграфу, сколько будут стоить иконы и о времени их изготовления. При этом он просил изготовить иконы, как можно скорее, так как указанная церковь не открывается именно из-за отсутствия икон. [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 502-503]. 16-го сентября из Сергиева Посада сообщили, что иконы будут стоить 400 рублей, срок исполнения четыре месяца. 9-го октября губернатор информировал начальника Токмакского уезда, что иконы для Беловодской церкви заказаны в школе иконописи при Троицко-Сергиевой лавре за 400 руб. за счет пожертвований жителей гор. Верного, купца Кузнецова и других, и просил «уведомить об этом крестьян села Беловодского». [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 560]. В феврале 1875 г. церковь была освящена. [ЦГА РУз, ф. И-961, оп. 1, д. 114, л. 151]. Однако изготовление икон затянулось, и они были отправлены в Ташкент только 3-го апреля 1875 г. Всего для Беловодской церкви было написано 11 икон – 9 больших и 2 маленьких, и получены они были только 7-го июля 1875 г. После ознакомления с полученными иконами, по замечанию знатоков «иконы были написаны не дешево». Поэтому Россицкий Евсевий Андреевич, исполнявший в это время обязанности губернатора области, попросил Симеона проявить благотворительность и написать для Беловодской церкви ещё одну икону бесплатно. Симеон дал согласие, сообщив «что касается икон, как уступки в цене, то пришлите размеры иконы с обозначением содержания ее». Россицкий попросил: «Как дар школы, если угодно, то запрестольную, содержание – по усмотрению школы», размерами 2 аршина с четвертью и 1 аршин с четвертью (1,6 х 0,9 м. – Б. М.), «а если это невозможно, то любую». Для Семиречья, отдалённого и от Ташкента, и от Омска, были затруднения и с оснащением церкви, поэтому жители Беловодского обратились к губернатору с просьбой выписать из Москвы или еще откуда-нибудь утварь для церкви и церковные книги и собрали для этого 350 руб. [ЦГИА РКаз, ф. 44, оп. 1, т. 34, д. 50250, л. 592]. Власти откликнулись на эту просьбу, из Ташкенте от генерал-губернатора были присланы церковные облачения, а от губернатора области – занавес к царским вратам алтаря и напрестольные одежды. Начальник Туркестанского края 30 мая 1873 г. сообщил губернатору области, что по представлению генерал-губернатора о назначении священнослужителей в поселения Кунгей-Аксу Иссык-кульского уезда, Беловодское Токмакского уезда и Кызыл-Тогайское Сергиопольского уезда Военный Совет постановил: «1) Разрешить генерал-губернатору назначить по 1 священнику и 1 причетнику в названные выше поселения с производством им, в видах временной меры, содержания: священникам по 600 руб. и причетникам по 250 руб. в год. 2) Отпуск сего содержания начать с 1 января 1874 г. если же церковь не будет построена к этому времени – со дня окончания строительства». Первым священником в Беловодской церкви с августа 1874 г. был Григорий Иванович Богоявленский, псаломщиком Андрей Филиппович Наумов. Если в 1874 г. при описании церкви кратко сказано, что церковь «зданием кирпичная, без колокольни, холодная», то в 1879 г. добавлено, что «покрыта тесом и внутри оштукатурена». И уже говорится о колокольне «на четырёх столбах, на ней четыре колокола: первый весу 12 пудов 4 фунта, второй 6 пудов 28 фунтов, третий 3 пуда и четвертый 32 фунта». К 1882 г. колокольня была дооборудована: «При церкви имеется колокольня на четырёх столбах, покрыта тесом, глава и крест обиты белым железом, нижний этаж её обложен кирпичными стенами. Устроенное помещение служит теплой комнатой для совершения в зимнее время таинства крещения». [ЦГА РУз, ф. И-961, оп. 1, д. 147, л. 148.]. Вот как описывал первые церкви в Семиречье епископ Туркестанский Софония: «За исключением Кульджинской церкви, все прочие храмы в Семиречье имеют вид обыкновенных православных церквей – церквей незатейливых и негромоздких, но довольно вместительных для прихожан и довольно благообразных. Много храмов деревянных, но больше каменных с приличным иконостасом, достаточной утварью, относительно, небедной ризницей, при некоторых есть даже колокольни. Наконец, есть в церквях необходимые богослужебные книги, и даже небольшие библиотеки, состоящие из духовных книг и разных церковных поучений». | |
Просмотров: 1468 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |