Главная » Статьи » Мои статьи

ИСТОРИЯ ХРАМА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В СЕЛЕ БЕЛОВОДСКОМ. ЧАСТЬ 2-АЯ.

Окончание, начало в 1-ой части.

Вот как описывал эту временную церковь епископ Туркестанский Неофит: «Пропели молебен во временной, кое-как сбитой из досок Михайловской церкви села Беловодского, пострадавшего от землетрясения». Встретил ещё одно добавление: «Строго говоря, это суть церковь, ибо в ней имеется Св. Антиминс, при ней существует приход и учреждён причт, а если и именуется «молельным домом», то лишь потому, что недостаточно благовидна и малопоместительна». Клировая ведомость Беловодской церкви за 1888 год приводит следующее описание.
       «Беловодская церковь, построенная в 1874 году, была разрушена землетрясением 22-го июля 1885 года. В том же году и на прежнем месте, на оставшемся после землетрясения фундаменте была построена временная деревянная церковь. Церковь эта, построенная по инициативе прихожан и на их средства, была освящена во имя Архангела Михаила исполняющим дела Благочинного Пишпекского округа 17-го декабря 1885 года. Фундамент церкви из жжёного кирпича высотой 1,5 аршина, от фундамента до крыши 3,5 аршина. Длина церкви 19 аршин, ширина – 8 аршин, высота – 6,5 аршин.
       «Здание церкви малопрочно, печей нет, три входных двери, восемь окон с одинарными рамами, имеющими решётки. Колокольня на трёх деревянных столбах, без крыши, высотой четыре аршина. Колоколов четыре: 1-ый весом 12 пудов и 4 фунта (198 кг.), 2-ой – 6 пудов и 28 фунтов, 3-ий – 3 пуда, 4-ый – 32 фунта. При церкви сторожка из сырцового кирпича, крыша камышовая с заливкой. Ограда вокруг церкви из сырцового кирпича, оштукатуренная, без крыши, длиной 40 сажен, шириной 33 сажени, высотой 3 аршина.
       «Священник и псаломщик живут в общественных домах. Дома отапливаются на средства причта, а ремонтируются прихожанами. Больниц и богаделен при церкви не имеется. Приписной церкви, домовых церквей кладбищенских часовен и молитвенных домов нет. В церковной библиотеке имеются книги богословского, исторического и другого содержания. Из периодических изданий имеются «Руководство для сельских пастырей», «Церковный вестник», «Христианское чтение с 1880 года, «Церковно-общественный вестник» за 1880 – 1885 годы, «Вестник Красного креста» с 1885 годов и «Церковные ведомости». Число названных книг и периодических изданий 28, число томов 250». [ЦГА РУз, ф. И-961, о. 1, д. 232, л. 180 – 182].
       И хотя церковь была маленькой, но так как она была единственной в округе, то в её приход входили селения Сокулук, Карабалта, Николаевское и Чалдовар. Всего дворов 403, населения мужского пола 1269 человек, женского пола 1170 человек. [Там же, лист 185]. В циркуляре Туркестанской епархии от 1888 года в перечне книг, обязательных для церковных библиотек, говорилось: «Наконец, причты больших по народонаселению приходов обязаны завести все книги, показанные не только в 1-ом и 2-ом, но и в 3-ем отделении Филаретовского списка». Далее шло перечень таких церквей, в котором наряду с церквями Ташкента, Верного, Токмака, Каракола, Джаркента и Копала упоминалась и Беловодская церковь.
       28 мая 1887 года случилось Верненское землетрясение силой 10 баллов (М=7,3). Верненское землетрясение более мощное, чем Беловодское, произошло в более населённом районе. Поэтому его последствия были более трагичными, чем Беловодского. Был разрушен областной город Верный. Это всколыхнуло всю страну, вплоть до Императорского дома. Александр III перечислил в фонд пострадавших 50 тысяч рублей, императрица Александра Фёдоровна – 10 тысяч рублей и стала председателем Комитета по сбору пожертвований в пользу пострадавших. Вспомнили и о Беловодском землетрясении.
       Комитет по распределению пособий пострадавшим от Верненского землетрясения 1887 года, руководствуясь указом Священного Синода от 17.09.1887 г. №3901 о том, что «комитет не должен упускать из вида заботы об удовлетворении религиозных потребностей пострадавших от землетрясения жителей», 10-го марта 1888 года принял решение: «Сознавая необходимость помощи жителям в восстановлении разрушенных землетрясением церковных зданий, Комитет постановил отпустить на восстановление церквей: … в селениях … Беловодском – 8.000 рублей». [(160), №15 от 09.04.1888 г.].
       Всего на постройку разрушенных храмов по области из пожертвований выделялось 100 тысяч рублей. Пожертвования поступали от частных лиц, по гражданскому и духовному ведомствам. В счёт этой суммы Комитет постановил включить 79.025 руб. 32 коп., пожертвованных по духовному ведомству. Неизвестно, чем руководствовался глава Туркестанской епархии Неофит, но он «категорически заявил, что деньги эти он не передаст в распоряжение Комитета, пока не получит разрешение Святейшего Синода». Комитет, «не находя по этому предмету точных указаний в законе», обратился к генерал-губернатору, а тот – в Синод. Синод телеграммой от 28.03.1888 года разрешил Туркестанскому епископу передать Комитету «расчетную банковскую книжку и деньги, хранящиеся в казначействе».
       Генерал-губернатор также подтвердил полномочия Комитета в расходе собранных пожертвований. Руководствуясь этими указаниями, Комитет решил: «Выдавать деньги обществам на постройку церковных и училищных зданий через областное начальство, постановив непременным условием, чтобы суммы, определённые на эти постройки, были отпускаемы городскому, станичному и сельскому обществам лишь тогда, когда будут доставлены областному начальству утверждённые сметы, когда будет действительно приступлено к производству построек и в доказательство будут доставлены надлежащие документы». Поэтому, пока сельчанами были собраны необходимые средства на разработку проекта и начала строительства, прошло ещё четыре года после принятия решения о строительстве церкви. Строительство новой церкви в Беловодском началось в только 1892 году.
       Кроме духовного служения народу церковь заботилась и об его просвещении. Так, Оренбургское епархиальное управление в 1858 году предписывало священникам создавать школы для детей во всех укреплениях и фортах. 1-го января 1890 года, кроме существующей в селе школы Министерства народного просвещения, при Беловодском приходе открылась одногодичная смешанная (совместное обучение мальчиков и девочек) церковно-приходская школа. Содержалась она частью на средства церкви и частью на средства сельского общества, попечителей и благотворителей. Обучение в школе было бесплатное.
       Кроме своего главного назначения, религиозного воспитания и начального богословского образования, школа давала и светские знания. Учащиеся обучались чтению, письму, арифметике и русскому языку. В школе был ученический певчий хор и библиотека из книг «различного содержания». Судя по формулировке отчёта, в ней были книги не только богословской тематики. Это была первая библиотека в нашем селе. Обучая и воспитывая детей, школа не оставляла своим вниманием и взрослых. Для них в воскресные дни проводились воскресные чтения, на которых «взрослое население получало просветительное влияние, находило разумную пищу и отвлекалось от грубых уличных развлечений». Кроме религиозно-нравственных бесед, темами для чтений служили и важнейшие события в стране.       

Из-за скудных запасов леса в крае, Положением о строительстве в Семиреченской области "постройка зданий, хозяйственных заведений, заборов и т. п. из дерева" запрещалась. Исключение допускалось только при строительстве амбаров, так как в саманных постройках зерно отсыревало, но не более одного строения на хозяйство, и бань – одной на несколько дворов. По предварительному согласованию с губернатором области, с обоснованием невозможности применения других строительных материалов, "только в случае неотлагательности построек разрешается таковые из дерева, донося о том Генерал-губернатору". Под впечатлением разрушительных землетрясений – Беловодского и Верненского – «неотлагательность» строительства деревянной церкви в селе Беловодском было признано официально.
       В Обзоре Семиреченской области за 1892 год сообщается, что "в селении Беловодском начата постройкою новая деревянная церковь на суммы, собранные в пособие пострадавшим от землетрясения, с расходом 8.000 рублей". Закончилось строительство в 1894 году. Некоторые авторы утверждают, что лес для строительства церкви возили с Иссык-Куля. Возить лес с Иссык-Куля в Чуйскую долину стали с 1913 года, после улучшения дороги в Боомском ущелье и моста через реку Чу. Например, в "Семиреченских ведомостях" № 35 от 01.05.1907 года было помещено объявление: "Нужны подрядчики на поставку брусьев из Б. Кеминской и Шамсинской дач на постройку интерната в г. Пишпеке". Поэтому откуда (из Иссык-Атинского, Шамсинского или Кеминского ущелий) привозили лес для строительства Беловодской церкви мне точно не известно. Также неизвестно имя архитектора. Предположительно это был верненский архитектор А. П. Зенков.
       И вот уже более ста лет стоит наша рубленая красавица, одна из красивейших в крае. Священником в Беловодском с 1885 по 1897 годы был Иоанн Петрович Харламов, он же был назначен и настоятелем вновь построенной церкви, Затем (с 1897 г.) – Сергей Алексеевич Удальцов. Впоследствии настоятелями Беловодской церкви были Волокитин – в 1904 году. В 1907 – 14 годах (с перерывами) – Леонид Лаврентьев, награждённый в 1911 году постановлением св. Синода наперсным крестом, Пётр Ладухин – в 1909 и Иоанн Ткачёв – с 1914 по 1918 годы. С 1915 года вторым священником Беловодской церкви был Симеон Мятыга.
       В 1897 году "на средства церкви – 727 руб. 73 коп; на пожертвования – 995 руб. 83 коп.; всего – 1.723 руб. 53 коп." была сделана пристройка к церкви – колокольня. Высочайшим повелением царя медные пушки, взятые в сражениях со среднеазиатскими ханствами, общим весом 2.000 пудов были пожалованы Туркестанской епархии. Епархией был выписан колокольный мастер, который устроил в Верном литейную мастерскую. В. Яковлев в "Очерке церковной жизни Туркестана" писал: "Колоколов при церквях почти всюду достаточно, и весом они уже не так малы, как это было здесь во времена преосвящённого Софония (первый Туркестанский епископ – Б. М.).
       "Значительные по весу колокола в настоящее время встречаются не только при городских храмах, но даже и в сельских. Например, в селении Беловодском большой церковный колокол весит 106 пуд. 10 фунтов" (1.740 кг.). Для сравнения, самый большой сельский колокол в Туркестане был в селе Николаевском Самаркандской области – 108 пуд. 38 фунтов (наверное, потому, что там строительство церквей курировал Великий князь Николай Константинович); в Токмаке – 99 пуд. 11 фунтов.

Клировая ведомость за 1908 г. так описывает Беловодскую церковь. Церковь построена в 1894 году на средства казны, освящена 3-го февраля 1895 г. благочинным церквей Пишпекского округа священником о. Димитрием Дамаскиным с местным священником о. Иоанном Харламовым Прежняя церковь была построена в 1874 г. и разрушена землетрясением 1885 г. Церковь имеет форму креста, построена из дерева, на каменном из жженого кирпича фундаменте, покрыта железом, которое окрашено зеленой краской. Длина церкви 13 сажень 28 м.), ширина 8 ½ саж. (18 м.), высота до купола 7 саж. (15 м.) Окон в церкви 41 все с железными решетками. Печь в церкви одна. Дверей входных двухстворчатых три. Двери снаружи обшиты листовым железом и имеют запоры изнутри церкви, за исключением западной двери, которая запирается внутренним запором.

Кроме наружных дверей в паперти есть еще три внутренних двери, ведущие в церковь, колокольню и кладовую. Запираются они висячими замками. При церкви кладовая с одним окном  с решеткой. Главы на церкви две; крестов на церкви и колокольне десять, все они железные, позолоченные. Колокольня устроена над церковью, тоже деревянная, крыта железом, которое окрашено зеленой и синей краской. Ее высота 8 саженей (17 м.), ширина и длина по 5 аршин (3,5 м.). Колоколов на колокольне 7: 1) 106 пудов (1736 кг.); 2) 24 п. 10 фунтов (397 кг.); 3) 12 п. 10 ф. (205 кг); 4) 6 п. 28 ф. (100 кг.); 5) 3 п. (49 кг.); 6) 36 ф. (15 кг); 7) (13 кг). 

Престол в церкви один. Св. Антиминс священнодействовал преосвященный Аркадий, епископ Туркестанский и Ташкентский 30 декабря 1901 г., а выдал преосвященный Паисий, епископ Туркестанский и Ташкентский 24 апреля 1903 г. (Антиминс – это четырёхугольный кусок ткани из льна или шелка, украшенный изображениями положения Христа в гроб, четырех Евангелистов и надписями. В него вшита небольшая реликвия какого-нибудь православного мученика. На нем архиерей письменно указывает, какому храму он выдается, когда и кем освящен. Он является необходимой принадлежностью для совершения полного, главного богослужения).  Запасные Св. Дары имеются в достаточном кол-ве и хранятся на Св. престоле в серебряном позолоченном ковчежце. Утварью церковь снабжена достаточно. Престольный праздник празднуется 8 ноября.

Причт (группа лиц, служащая при храме) утвержден в 1874 году и состоит из священника и псаломщика. Содержание получает из казны в размере: священнику 600 руб., а псаломщику 250 руб. в год. Причту нарезано в 1886 г. усадебной земли из крестьянского надела 49, 5 десятины, в т .ч. пахотной 35 дес. 2000 саженей и сенокосной 13 дес. 1600 саженей. Земля в собственность церкви не передана.  Копии метрических книг ведутся с 1874 г. прошнурованы, скреплены и припечатаны печатью духовной консистории, ведутся исправно и хранятся в церкви. Исповедные росписи ведутся с 1874 г. и хранятся в церкви. Летопись за неимением образца, не ведется. Имеется церковно-приходская женская, одноклассная школа, открытая в 1889 г. [ЦГА РКаз, ф. 153, оп. 1, д. 400, л. 309-311. Сокращённый пересказ].  

Интересный факт в истории Беловодской церкви. События революции 1905 – 1907 годов докатились и до Семиречья. Брожение усилилось до такой степени, что Пишпекский уезд в конце 1905 года был объявлен на "положении усиленной охраны". Кроме других ограничений, этим положением запрещалось "распространение произведений печати, запрещённых цензурой". Преследовались все либерально настроенные граждане, у которых обнаруживалась такая литература. В донесении Беловодского участкового пристава начальнику Пишпекского участка сообщалось: "По полученным сведениям, настоятель церкви в селе Беловодском Леонид Лаврентьев в 1907 – 08 годах имел у себя нелегальную литературу, каковую давал для чтения учителю Александру Бабкину". За Лаврентьевым было установлено наблюдение. Церковным руководством он был заменён, и настоятелем Беловодской церкви был назначен Пётр Ладухин.
       Предписанием епископа Туркестанского № 1780 от 12 декабря 1910 года определялось: "Ввиду увеличения церквей и приходов в Пишпекском уезде, слишком большого расстояния между церквями и неудобств путей сообщения Благочиние Пишпекского уезда разделено на два отдельных благочинных округа. Церкви сёл Ново-Троицкого, Беловодского, Ново-Николаевского, Кара-Балты, Чалдовар, Мерке, Степное и прихода 4-го Чуйского участка (к этому же приходу принадлежат 5-ый и 6-ой Чуйские участки и село Ново-Троицкое Аулиеатинского уезда) составят Благочиние 2-го Пишпекского округа. Благочинным 2-го Пишпекского округа назначается священник Леонид Лаврентьев". Центром нового церковного округа определялось Беловодское.
       Указом Святейшего Синода № 1709 от 31 января 1911 года были открыты приходы в сёлах Петровском и Фольбаумовском (Садовое). В мае 1914 года на 6-ое июля были назначены «торги на отдачу работ по поднятию колокольни храма села Беловодского Пишпекского уезда» Интересна формулировка – «по поднятию колокольни». После землетрясений 1910 и 1912 годов о разрушении церкви не сообщалось. Значит, имеется в виду увеличение высоты колокольни.
       20 июля (2-го августа) 1914 года Россия вступила в Первую мировую войну. Церковь не осталась в стороне от общей беды. Были созданы приходские попечительские советы для оказания помощи семьям воинов, находящихся в действующей армии. Этими приходскими попечительствами во 2-ом Пишпекском благочинии было собрано пожертвований 1936 руб. 23 коп. Из этой суммы была оказана помощь 172-ум семействам. Епископ Туркестанский резолюцией от 19 мая 1915 года выразил благодарность церкви села Беловодского за активный сбор пожертвований в 1914 году в пользу попечительства.
       В декабре 1914 года Леонид Лаврентьев был переведён в Ферганскую область, а настоятелем Беловодской церкви и Благочинным 2-го Пишпекского участка был утверждён Иоанн Ткачёв, известный по Беловодскому восстанию как член Военно-народного совета, руководившего восстанием. В 20-ых годах прошлого века, в период гонений на церковь храм был закрыт. В период атеистического безвременья нашей церкви, можно сказать, повезло. Если другие храмы были разрушены, или превращены в смрадные склады, то в беловодской церкви был спортзал. 28 ноября 1943 года правительство приняло решение о расширении деятельности церкви и определило процедуру возобновления деятельности храмов и приходов. Богослужения в церкви были возобновлены. В настоящее время Беловодская церковь занесена в список охраняемых архитектурных памятников.
       Архангел Михаил был особо почитаем в туркестанских войсках. Его изображение было на знамёнах 15-го Туркестанского стрелкового батальона, 19-го Туркестанского линейного батальона, 10-го Туркестанского стрелкового полка и 14-го Туркестанского стрелкового генерал-адъютанта Скобелева полка. С другими материалами о Беловодском храме можно познакомиться в очерке «Опавшие листья» при описании событий села 70 – 90-х годов XIX века.
       Дальнейшее описание истории храма в советский период взято у Екатерины Евгеньевны Озмитель из её книги «Православные храмы Киргизии» страницы 88 – 91. «Село Беловодское при советской власти долго ещё ассоциировалось (с антисоветским Беловодским восстанием 1918 года) и политической неблагонадёжностью. Именно поэтому, опасаясь народного возмущения, как считает митрополит Владимир (Иким), советские власти не разрушили Свято-Михайловский храм и вернули его верующим. Возможно, причиной этому было также сохранение веры в Бога даже среди представителей местных органов власти, которые набирались, в большинстве своём, из местных жителей, всегда славившиеся свои благочестием.
       «Но если само здание уцелело, это не значит, что церковь в Беловодском и её прихожане не подверглись гонениям. Вот интересный факт, свидетельствующий о том, что у Михайловского храма села Беловодского судьба была обычная для всех церквей того времени. 24 июля 1920 года церковь была, как сказано в акте, «ограблена» – исчезли «антиминсные приборы, Евангелие в серебряном окладе, два серебряных ковшика, дарохранительница, престольное облачение». Судя по перечню исчезнувших предметов, это было не ограбление, а спасение святынь от поругания. Как раз в это время церкви Киргизии со всем их имуществом передавались в ведение властей: по всей стране проводилась национализация церковной собственности.
       «Под предлогом борьбы с голодом из церквей изымалось всё ценное. Богатая (по семиреченским меркам) серебряная утварь Беловодского храма, конечно, привлекла внимание экспроприаторов. Чтобы предотвратить реальную угрозу ограбления храма со стороны советского государства, кто-то, скорее всего настоятель, мог спрятать церковные святыни, которые, по церковным уставам, не должны попадать в руки нехристиан. В пользу этой версии говорит тот факт, что во время этого «ограбления» другая церковная утварь, даже серебряная, была оставлена в храме.
       «В 20-ые годы община села Беловодского была зарегистрирована. Церковь действовала, оставаясь «тихоновской», или «патриаршей», как тогда говорили. Но в 30-х годах, когда объявили перерегистрацию церквей, совершение богослужений было запрещено. Так проводили «чистку», лишая под каким-нибудь предлогом религиозные общины права на существование. Предлог был явно надуманным: упразднение в Пишпеке викариатства Туркестанской епархии. Церковный совет пытался перерегистрироваться, приписавшись к Алма-Атинскому викариатству.
       «Беловодская религиозная община до этого была зарегистрирована, как синодальная. Поэтому, согласно заявлению от 27 декабря 1930 года, подписанному председателем церковного совета о. Павлом (Домашовым), члены церковного совета просили внести в регистрацию поправку: «вместо синодальной приписать (общину) к Православной Патриаршей епархии, находящейся в г. Алма-Ате на основании того, что Пишпекская Синодальная епархия упразднена». Но власти позволили начать службу в церкви только после того, как изменённый состав церковного совета и новый священник Иоанникий Харитонович Нижутин внесли в наименование Беловодской общины слово «обновленческая», определив тем самым принадлежность прихода к обновленческой Туркестанской митрополии.
       «В марте 1931 года обновленческому церковному совету села Беловодского было разрешено открыть церковь, принять по описи имущество и продолжать исполнение своих обрядов. Эта опись рассказывает нам о состоянии храма в 30-х годах: «Церковь деревянная, крытая железом, на кирпичном фундаменте, оштукатуренная внутри, снаружи окрашена масляной краской». Кроме здания церкви, на церковном участке располагались глинобитная сторожка, деревянный амбар, кладовая. Колокольня в описи не упоминается. В церкви имелись серебряная утварь, Евангелие с «серебряной крышкой», иконы, лампады, два паникадила.
       «В середине 30-х годов обновленческая Ташкентская Митрополия прекратила своё существование. Был снят с регистрации и обновленческий приход в Беловодском. Можно предположить, что обновленческим он был только на бумаге, так как священники, присоединившиеся в 30-х годах к обновленчеству, не воплощали в жизнь крайних модернистских программ «Живой церкви». Храм был закрыт. По воспоминаниям старожилов Никанора Пахомовича Масютенко и его супруги Матрёны Константиновны, которая много лет исполняла должность церковного старосты, В 1930году власти забрали оба церковных дома (в одном из них расположен военкомат) и предложили приходу добровольно передать храм под клуб оборонного общества.
       «Прихожане с этим не согласились, тогда власти закрыли храм насильственно, сняли с куполов кресты, спустили колокола, вынесли иконы. Некоторое время иконы хранились в клубе, потом исчезли и дальнейшая их судьба неизвестна. Через несколько лет разобрали колокольню и переоборудовали паперть. Большой колокол до 1941 года находился на заводе сельскохозяйственного машиностроения во Фрунзе, потом был переплавлен. В здании храма сначала располагались склады, а во время Великой Отечественной войны – курсы по подготовке санинструкторов и связистов.
       «Но община сохранялась, собрания верующих нелегально продолжались в приспособленном помещении. Как только в 1943 году Советская власть смягчила своё отношение к церкви, беловодские православные жители в числе первых подали заявку о регистрации прихода. Сразу после войны храм был вновь открыт для верующих. Жители собирали по домам иконы и несли их в храм. В 50-ые годы беловодский приход, в котором насчитывалось 3 тысячи верующих, для советских властей был одним из «образцово-показательных. Его собирались демонстрировать международной делегации, как доказательство того, что в СССР нет гонений на Церковь. Районный уполномоченный Я. Гритчин писал властям: «Настоятель не судим, лоялен, сносный собеседник, в политике разбирается. Церковь деревянная, приличная на вид». Настоятелем храма в это время был иерей Александр (Якимович), 1887 года рождения, уроженец Черниговской области.
       «В 60-ые годы власти опять активизировали борьбу с Церковью. В 1962 году собирались закрыть 14 (из 30-и) храмов Киргизии, среди них и Беловодский. Уполномоченные искали повод, чтобы закрыть приход и отобрать храм. Но это решение не было осуществлено. С тех пор церковная жизнь в селе Беловодском не прерывалась. В настоящее время отличительной чертой этого прихода является участие Беловодского казачества в церковной жизни. Казаки здесь принимают присягу, изучают основы православной веры, следят за порядком, придавая особый колорит праздничным богослужениям.
       «Настоящее возрождение Беловодского храма началось в 1995 году, когда он получил статус памятника культуры, охраняемого государством. В 1996 году к приезду патриарха Московского Алексия II на празднование 125-илетия Среднеазиатской епархии в храме были проведены реставрационные работы. По проекту архитектора Е. Г. Смирнова были восстановлены в первоначальном виде колокольня и паперть. На ЗИЛе были заказаны семь колоколов, составляющих полный мажорный ряд. Главный колокол весит 218 кг., а самый маленький – 4 кг. С большими трудностями настоятель храма о. Дмитрий (Линников) доставил их из Москвы, и 9-го сентября 1997 года они были установлены на отреставрированной колокольне.
       «Особенно активное участие в восстановлении храма приняли местные предприниматели: директор и сотрудники корпорации «Датка» А. А. Патрахин, А. М. Астафьев, В. А. Трофимов; председатель ОКХ им. Энгельса Б. Г. Бажан; директор кирпичного завода В. А. Порхачёв; полковник УВД П. Д. Пискулёв и многие другие. Правящим архиереем епископом Бишкекским и Кыргызстанским владыкой Владимиром благотворители были награждены орденами и медалями Преподобного Даниила Московского II степени. Реконструкцией храма руководил иерей Дмитрий, которого патриарх Алексий II « за усердные труды по проведению ремонта и реставрации храма» наградил наперсным крестом.
       «Благодаря тому, что Свято-Михайловский храм в Беловодском сохранился до наших дней и восстановлен, мы имеем редкую возможность судить о том, насколько он хорош, не только по документам, старым фотографиям и воспоминаниям старожилов. План этой деревянной церкви представляет собой модификацию традиционной крестово-купольной схемы. Как это было принято в Туркестане, колокольню поставили над притвором. Над входом с западной стороны, включив её в общий объём здания. Барабан не круглый, а восьмигранный, купол – гранёный, над колокольней – шатёр, апсида (примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания) – тоже гранёная.

"Все эти особенности вызваны тем, что дерево не допускает округлых объёмов и плавных очертаний. Внешний облик храма определяется сочетанием нескольких гранёных объёмов (восьмерики на четвериках), умеренным количеством куполов и шатров, спокойной линией карнизов, оконных проёмов цоколя. Неповторимое обаяние Беловодскому храму придают открытая поверхность сруба и резной декор наличников и карнизов. Это – прекрасный образец деревянного зодчества Туркестана и редчайший памятник старины на территории Киргизии".

Стараниями действующего настоятеля храма иерея Александра (Пелин) с 2007 г. при храме действует воскресная школа. В том же году было выкуплено здание бывшего Дома пионеров, которое ранее было достоянием храма, но реквизированное советской властью, теперь оно снова принадлежит храму. В нём проводятся занятия с детьми, и общаются прихожане после службы. В 2016 г. было знаменательное событие в жизни храма - совершено Великое освящение храма. Архиерейским чином он не был освящён с тех пор, как был закрыт советской властью. Можно сказать - это было обновление храма. Чин Великого освящения совершал епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил (Кузнецов). В настоящее время храм действует и благоустраивается благодаря пожертвованиям прихожан, например, предприниматель Петручик Василий Васильевич постоянно, с 2007 г., и активно поддерживает содержание и ремонт храма.   
                                                СПИСОК
               служителей Беловодской церкви в 1874 – 1918 гг.
   1874. Богоявленский Георгий Иванович, священник Беловодской церкви, род. в 1842 г. в семье дьяка, по окончании курса  Тульского духовного училища, в 1860 г. поступил в Святодуховский монастырь на послушание. В 1863 г. определен к церкви Одесского архиерейского дома пономарем, через год в той же церкви назначен псаломщиком. В 1867 г. назначен келейником при архиепископе Одесском со званием иподьякона. В 1874 г. архиепископом Херсонским и Одесским Димитрием рукоположен 13 февраля в дьяконы, а 19 – в священники. В 1874 г. по прошению преосвященного Софония  принят в Туркестанскую епархию и причислен на священническое место  к Туркестанскому кафедральному собору. В том же году 6-го июня определен и. д. ключаря и того же 1874 г. определен Настоятелем Беловодской церкви. Жена Мария Филиппова, род. 1855 г., дочь Евгения род. 30.10.1874 г., сын Николай род. 20.11.1875 г.

 Наумов Андрей Филиппович, псаломщик, купеческий сын, род. 1857 г., по прошению уволен из 4-го класса гимназии и в 1874 г. определен в Михайло-Архангельскую церковь с. Беловодского и. д. псаломщика.
       1878. Попов Александр Андреевич, священник Беловодской церкви.
       1879 – 81. Доброумов Иаков (Яков) Львович, род. 1846 г., сын священника, окончил Томскую семинарию, священник Беловодской церкви.
       14.12.1879 – 86. Бредников Александр Зиновьевич, дьякон Беловодской церкви.

С 31.12.1881 г. Зубков Виссарион Николаевич, священник Беловодской церкви, род. 1845 г., уроженец Херсонской губернии, сын мещанина.
       28.11.1885 – 1897. Харламов Иоанн Петрович, (род. 1833 г.), настоятель Беловодской церкви. Уроженец Владимирской губернии, Покровского уезда, погоста Данутина, сын священника. В 1856 окончил Владимирскую духовную семинарию. С 1857 по 1885 служил стихарником (низший служитель культа в православной церкви, церковный чтец, дьячок) в Богославском киоте. 19-го июля 1885 предоставлено место священника в Беловодской церкви. 26-го августа 1885 в Москве, в Сретенском монастыре рукоположен в диаконы. По ходатайству епископа Туркестанского Неофита 29-го августа 1885 в Москве, в Архангельском соборе рукоположен в священники. 28-го ноября 1885 вступил в управление Беловодским приходом. Жена Мария Петровна род. 1837 г. Дочь София род. 26 августа 1859 г. (ЦГА РУз, ф. И-961, о. 1, д. 232, л. 183 – 184).
       1890. Солнцев Симеон псаломщик Беловодской церкви в 1890-х годах.
       1890. Козырев, псаломщик Беловодской церкви в конце 1890-х годов.
       1892. Чижов Леонтий Ефимович, в 1892 – 1896 гг. псаломщик Беловодской церкви, церковный староста (1904 г.).
       1895. Забелин Дмитрий, псаломщик Беловодской церкви в 1895 г.
       1897 – 99. Удальцов Сергей Алексеевич, настоятель Беловодской церкви в 1897 – 1901 гг.
       1897 – 1902. Симонов Василий Александрович, псаломщик Беловодской церкви в 1897 – 1902 гг.
       1898. Мятыга Симеон, дьякон (1898 – 06.09.1915 г.), с 07.09.1915 г. второй священник Беловодской церкви.
       1899. Серебряков Василий, священник Беловодской церкви в октябре 1899 г.
       1901. Ладухин Пётр, священник Беловодской церкви в августе 1901 г..
       1903 – 04. Волокитин, священник Беловодской церкви в 1904 г., законоучитель Беловодского приходского училища (1903 г.).
       1904. Протопопов Леонтий Николаевич, псаломщик Беловодской церкви с 1904 г., дьякон в 1905 – 05.06.1906 гг.
       1907 – 14. Лаврентьев Леонид, священник Беловодской церкви в 1907 – 14 годах (с перерывами). С 12.12.1910 благочинный 2-го Пишпекского округа. В 1911 году постановлением св. Синода награждён наперсным крестом.
       1911 – 12 гг. Муромцев Николай, псаломщик Беловодской Церкви (с 05. 09. 1906 г.), в 1911 – 1912 гг. священник Беловодской церкви.
       1912. Марковский Митрофан, псаломщик Беловодской церкви в 1912.
       1913. Орлов Владимир, дьякон Беловодской церкви до 1913 г., потом переведён в Пржевальск.
       1913. Пономарёв Антоний, церковный староста Беловодской церкви (1913 г.).
       1911 – 12 гг. Муромцев Николай, псаломщик Беловодской Церкви (с 05. 09. 1906 г.), в 1911 – 1912 гг. священник Беловодской церкви.
       1914 – 1918. Иоанн Ткачёв, священник Беловодской церкви с 1914 по 1918 годы.
       1915. Мятыга Симеон, дьякон (1898 – 06. 09. 1915 г.), с 07.09.1915 г. второй священник Беловодской церкви.
       1916. Долиндо Матфей, священник Петровской церкви в 1916 году.
                     СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНЫХ ТЕРМИНОВ СТАТЬИ.
       Алтарь (от латинского «высокий») – главная, восточная часть церкви, отделённая от общего помещения иконостасом.
       Ангел (от греческого «вестник») – в иудейской, христианской и мусульманской религиях сверхъестественные духовные существа, сотворённые Богом. Они служат Богу, возвещают людям Его волю, исполняют Его повеления.
       Антиминс (греч. «вместо престола») – в православии четырёхугольный платок из шёлковой или льняной ткани с особыми изображениями. На совремённых (с XVII в.) антиминсах изображаются положение в гроб Иисуса Христа после снятия с креста, орудия Его казни и по углам четыре Евангелиста. Антиминс обязательная часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Антиминс освящается и подписывается епископом, что означает разрешение совершать литургию. Также указывается, где, когда и для какого храма состоялось освящение. Антиминс в сложенном виде и обёрнутый в платок большего размера постоянно лежит на престоле под напрестольным Евангелием. Для совершения литургии он разворачивается, и на нём стоят сосуды со Святыми дарами (хлеб и вино).
       Апостол (от греческого «посланник») – так называются 12 лиц, избранных Христом для распространения его учения. Они были постоянными спутниками и учениками Христа, а после его смерти стали во главе христианских общин. Самостоятельная деятельность апостолов первоначально проводилась в Иерусалиме, а потом они стали распространять христианство и среди язычников в других землях.
       Архангел (от греческого «начальник ангелов») – в небесной иерархии ангельский чин, старший ангел.
       Архи… (от греческого «старший, главный») – здесь первая составная часть сложных слов, обозначающая старшинство в церковном звании, например, архиепископ.
       Архистратиг (от греческого «стратег» - военачальник, главнокомандующий) – в старославянском языке то же, что и архангел.
       Библия (от греческого «книга») – свод книг, написанных по вдохновению и откровению освящённых от Бога людьми, называемых пророками и апостолами. Евреи свои священные книги называли «писания, священные писания, завет, книги завета или закон». Христиане новозаветные писания называют Евангелие и Апостол. Библия состоит из двух отделов – Ветхий и Новый завет. К Ветхому Завету относятся книги, написанные в дохристианское время на древнееврейском языке. К Новому Завету принадлежат книги, написанные на древнегреческом языке боговдохновенными людьми христианской церкви – евангелистами и апостолами.
       Ветхий Завет – библейский термин, имеющий два значения. В первом значении под Ветхим заветом подразумевается договор, который Бог заключил с представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди заблуждений. Во втором значении под Ветхим Заветом разумеется собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, в отличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственно христианского происхождения.
       Викарий – церковная должность, связанная с исполнением обязанностей помощника епархиального архиерея. Викарные епископы не могут принимать самостоятельных решений о рукоположении в сан. 
       Грех – у верующих нарушение религиозных предписаний и правил.
       Духовный – относящийся к умственной деятельности, к внутреннему началу, определяющему действия и поведение человека, к душе.
       Евангелие (от греческого «благая весть») – общее название первых четырёх книг новозаветной части Библии. В этих книгах излагается «добрая весть о жизни и учении Иисуса Христа.
       Евхаристия – см. причащение.
       Елеосвящение – обряд в христианстве, заключающийся в помазании тела верующего освящённым растительным маслом (елеем), служащее по служению церкви духовным врачеванием телесных и душевных недугов.
       Епархия – церковно-административная территориальная единица, округ.
       Епископ – духовное звание в христианской церкви, присваемое обычно главе церковного округа, епархии.
       Иерей (от греческого «жрец») – в Русской православной церкви женатый священник низшего ранга.
       Икона (от греческого «изображение, образ») – изображение Христа, Богоматери, святого или святых, являющееся предметом религиозного поклонения.
       Иконостас – покрытая иконами перегородка, отделяющая в церкви алтарь от общего помещения.
Кафедральный собор – собор, храм, в котором богослужение совершает епископ.
       Клир (от греческого «жребий», первоначально христианское духовенство избиралось по жребию) – в широком смысле слова духовенство. В узком смысле слова – штат служителей данного храма, совершающих в нём богослужение.
       Литургия (греч. «общее дело, служение») – главное из общественных богослужений, во время которого совершается главный один из главных церковных обрядов – причащение (см. словарь). Литургия в главных храмах совершается ежедневно, в других – каждое воскресенье. Литургию часто называют обедней, так как её положено совершать в предобеденное время, с рассвета до полудни.
       Молебен – богослужение.
       Молитва – установленный текст, произносимый при обращении к Богу или к святым.
       Монастырь (от греческого «уединённое место») – религиозная община монахов или монахинь, существующая в соответствии с определёнными нормами и правилами, предписанными церковью. Также территория, храм и все помещения, принадлежащие такой общине.
       Монах (от греческого «уединённый, одинокий») – член религиозной общины, живущий, как правило, в монастыре, прошедший обряд посвящения и давший обет крайнего воздержания, строгого образа жизни и отказа от жизненных благ.
Новый Завет – богословский термин, заключающий два понятия. В первом смысле Новый Завет – это новый договор между Богом и людьми. Это установление такого взаимоотношения между Богом и человеком, по которому человек, искуплённый от первородного греха и его последствий добровольной смертью Христа, вступил в иной, по сравнению с ветхозаветным, этап развития, перейдя из подзаконного в свободное состояние. Тем самым человек получил новые возможности к достижению нравственного совершенства, как необходимого условия для вечного спасения.
       В древнем мире взаимоотношения между Богом и человеком основывались как бы на обыдённых условиях юридического договора. В Новом Завете такое человеческое существование было признано недостаточным. Выдвигается новый принцип – вера, как средство усвоения искупительных заслуг Христа. Вследствие этого и сама организация человечества получила совершенно иной характер. Ветхий Завет ограничивался одним избранным народом. Новый Завет разрушил рамки национализма и провозгласил благодатный закон для всего человечества. Во втором смысле под Новым Заветом подразумевается собрание книг второй части Библии, в которых излагается жизнь Иисуса Христа, история новозаветной церкви и основы её вероучения.
       Первородный грех – первоначальное грехопадение Адама и Евы.
       Преосвященный – титул, чествование архиерея или епископа.
       Престол – стол в алтаре, расположенный напротив, так называемых, «царских ворот» и предназначенный для некоторых религиозных служб. Обновленческий престол – престол, вынесенный на середину храма.
       Причащение (Евхаристия) – церковный обряд, заключается в принятии верующим хлеба и вина, как символа тела и крови Иисуса Христа. Через это верующий соединяется с Иисусом Христом, а его душа приобщается к вечной жизни.
       Приход – община верующих, принадлежащих одной церкви.
       Причт – в христианских церквях священнослужители (священники и дьяконы) и церковнослужители (псаломщики, чтецы, певчие и др.).
       Риза – верхнее облачение священника при богослужении.
       Ризница – место в алтаре или отдельное помещение в христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (в частности риз) и церковной утвари.
       Синод (от греческого «собрание») – высший орган по делам Русской православной церкви, учреждённый Петром I вместо упразднённого им патриаршества.
       Собор – главная или большая церковь в населённом пункте или монастыре.
       Храм – здание для богослужений размерами больше, чем церковь, более внушительное.
       Церковь – здание для богослужений, а также организация, ведающая религиозной жизнью верующих.
       Часовня – небольшая постройка для молений и богослужений, но, в отличие от церкви, без алтаря.

                                                     Конец.

Категория: Мои статьи | Добавил: Борис (05.02.2018)
Просмотров: 1202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0