Главная » Статьи » Мои очерки

ДРЕВНОСТЬ КРАЯ И ОКРЕСТНОСТЕЙ СЕЛА БЕЛОВОДСКОГО. ЧАСТЬ 1-АЯ

                                                  ВСТУПЛЕНИЕ.
Года идут и уходят, поэтому решил обобщить и систематизировать результаты своего многолетнего увлечения – историей своего родного села Беловодского, находящегося в Чуйской долине Киргизии. После начальной школы, в пятом классе началось предметное обучение. Преподавателем истории к нам пришёл Николай Николаевич Сторожков. То, что он был фронтовик, сразу у нас, у мальчишек, создало его авторитет для нас. К тому же он оказался прекрасным рассказчиком, особенно греческих мифов. Для нас, одиннадцатилетних подростков, только что ушедших от сказок и приступивших к «Робинзону Крузо» и «Трём мушкетёрам», увлекла эта полусказка, полужизнь греческих мифов, к тому же интересно преподнесённая одарённым рассказчиком. Настолько это было увлекательным, что уйдя дальше по программе от разделов Древнего Египта и Древней Греции, мы время от времени просили его начать урок истории с рассказа ещё одного мифа.

Так началось моё увлечение историей. Я записался в исторический кружок, который вёл тот же Николай Николаевич. Впоследствии он направил моё увлечение историей в конкретное русло – изучение родного села. В 1953 году, будучи учеником восьмого класса, я начал работу над историей села. В книгах нашей районной библиотеки начал выискивать сведения о нашем селе и, главное, начал ходить расспрашивать старожилов о прошлых событиях в селе. Отправным пунктом моей работы послужили материалы, предоставленные преподавателем литературы Беловодской средней школы №2 Неумывакиным Николаем Ивановичем, который проводил свои исследования в селе Беловодском в 1948 году. Хотя его очень интересная работа «Украинский говор села Сталинского» (в 1930-х – 50-х годах село Беловодское называлось Сталинское) относится к языкознанию, но в ней много интересных сведений по истории, этнографии и топонимике села Беловодского.

Естественно, что большую методическую и практическую помощь в работе оказал, уже упоминавшийся, преподаватель истории Беловодской средней школы №2 Н. Н. Сторожков. Своим содействием в работе помогли сотрудники редакции районной газеты «Сталинец». Поделились своими воспоминаниями в 1953 – 55 годах старожилы Беловодского Ахумбаев Абдулла, Бачевский Карп Игнатьевич, Волков Николай Митрофанович, Дудко Моисей, Колесиков Алексей, Куцев Илья, Неумывакин Борис Михеевич, Пухов Григорий, Семененко Александр, Соколов Василий, Чехов Илья. Старожилы, которые названы без отчества, это те, которые скромно представились мне, тогда семнадцатилетнему парню. Всем названным товарищам я приношу искреннюю благодарность и разделяю с ними этот труд.

С тех пор в зависимости от моих жизненных обстоятельств работу над историей села я продолжал с различной степенью интенсивности и даже длительными перерывами. После службы в армии работал во Фрунзе и в поисках по истории села пользовался фондами республиканской библиотеки. В 80-х годах, в связи со 120-илетием села, благодаря инициативе заведующей районной библиотекой Юлии Никитичны Вислевской, работа над историей села активизировалась. В 1986 году был написан и сдан в районную библиотеку первый очерк «Истории села Беловодского», хотя он и имел недостатки.

Недостатки эти были вызваны, во-первых, ограниченностью имеющегося тогда у меня материала, а во-вторых, надо учитывать коммунистическую идеологизированность нашей тогдашней жизни. Мне оказали помощь в распечатке очерка, разрешили этот «самиздат» поместить в читальный зал районной библиотеки, но при определённых условиях райкома партии (не спрашивайте какой, партия была одна – Коммунистическая). Мне было указано, чтобы дореволюционный период истории села был освещён с позиций классовой борьбы, а послереволюционный – с позиции руководящей роли Коммунистической партии. Более того, намекнули некоторые факты убрать или изменить. Чтобы рассказать односельчанам большее, главное, основное о нашем селе, я был вынужден согласиться на эти условия. Поэтому читателей, знакомых с очерком 1896 года, прошу учитывать реалии того времени и быть снисходительными к указанным недостаткам.

В 1989 году я расстался с родной Киргизией. А в 1997 году ушёл на пенсию и переехал в Санкт-Петербург. Появилась возможность поработать в Государственной Российской Национальной библиотеке с использованием дореволюционных источников и в Российском Государственном историческом архиве с использованием архивных первоисточников. Нашёл много новых материалов и фактов по истории села, которые позволили не только расширить объём материала, но и заставили пересмотреть оценку некоторых положений. Пусть это обстоятельство не будет поводом для критики в мой адрес. Изменилась сама жизнь, меняется видение того или иного события, нередко проясняются детали, причины и взаимосвязи, которые ранее были недоступны мене опытному и менее информированному взгляду. Да и позиция, становящаяся догмой, не способствует развитию, не служит истине.

Историография села Беловодского немногочисленна и не изучена. Мне известно около 200-от работ, в которых в той или иной степени освещаются события или факты по истории села Беловодского. Из отдельных опубликованных работ, касающихся именно истории Беловодского, я знаком только с одной – это работа Б. Элебаева «Очерк разгрома Беловодского мятежа». В остальных работах, как уже сказал, освещаются с различной полнотой отдельные периоды истории села (главным образом Беловодское восстание 1918 года) или приводятся отдельные факты.

Из работ краеведов выделяется уже упоминавшаяся работа Н. И. Неумывакина «Украинский говор села Сталинского», первая из известных мне работ по истории села. Истории села в этой работе отведена одна глава, рассказывающая о переселенческом движении и возникновении села. Относится критически или желать большего в историческом описании не следует, так как это работа языковедческая. Следующая работа, заслуживающая внимания, – это работа Л. В. Катющенко (Валитовой) «История села Беловодского», наиболее полно рассказывающая об истории села и наиболее полно освещающая советский период истории села.

Другие работы краеведов каждая по-своему интересна, своеобразна и каждая внесла вклад в изучение и описание истории села. Работа И. И. Романова «Беловодский мятеж» рассказывает о событиях, предшествовавших и о первых днях восстания. Но ничего не говорится о последующих событиях и очень мало о последних днях восстания. В работе М. Д. Никитина «Из истории села Беловодского» много интересных фактов из истории села периода конца XIX – начала XX вв. Но так как очерк написан на основании воспоминаний только братьев Романовских, то в нём имеются неточности, касающиеся возникновения села, его роста и топонимики.

Работы В. Г. Катющенко «Беловодское в прошлом» и «Беловодское в период строительства социализма», опубликованные в районной газете в 1974 году, схематичны, конспективны, в них опущены многие периоды истории села, хотя названия очерков настраивают на большее. Очерк В. Скопинцева «Вехи большого пути» рассказывает о советском периоде истории села и интересен сообщениями о конкретных людях нашего села. Активную краеведческую работу (причём не только информативную, но и практическую, просветительскую) вёл А. В. Типеров. Его очерки в районной газете рассказывали о беловодчанах интересной судьбы, и примечательных событиях из истории села.

Все перечисленные краеведческие работы по истории села, по моему мнению, имеют два общих недостатка. Первый. Описание начинается, как правило, с момента основания села без учёта того, что на территории села Беловодского и его окрестностей есть памятники далёкого прошлого: остатки стоянки эпохи бронзы, усуньские курганы, городище, известное под названием «Беловодская крепость» – следы средневекового города Нузкета и другие. Поэтому в первых главах этого очерка даётся краткое описание событий далёкого прошлого и происшедших перед возникновением села.

Второй недостаток, исключая работу Л. В. Катющенко и очерки, посвящённые отдельным событиям села, – разрозненность. Они интересны, но в них нет общего описания, что приводит к потере нити рассказа о последовательности и развитии событий в истории села. Описание имеет фактографический характер. Приводятся перечисление и описание событий, происшедших в Беловодском, без указания их экономических, социальных и политических причин; без освещения их объективных закономерностей и без увязки с общегосударственными событиями страны. В данной работе делается попытка как-то восполнить этот пробел с целью более глубокого понимания и осмысления событий в истории села. Я хочу показать, что история и жизнь нашего небольшого, в масштабах государства, села неразрывно связаны и неотделимы от истории и жизни всей страны.

При этом хочу особо подчеркнуть, что указанные недостатки – это не упрёк тем, кто исследовал историю до меня, не напоминание об их ограниченности или некомпетентности. Напротив! Всё, что они сделали до меня и для нас, послужило для меня исходной точкой, отправным пунктом и солидным подспорьем в моей работе. Также хочу отметить, что предлагаемый очерк не научный труд. Это мой рассказ о моём селе. Поэтому в работе есть, возможно, излишние отступления. Но мне хотелось, чтобы какой-нибудь вдумчивый читатель при упоминании о ком-либо или о чём-либо, связанных с нашим селом, получил на это возможно более полный ответ. Например, «А кто такие несторианцы? А как сюда пришли русские?» или другие вопросы.

Ответ на вопрос: «Как сюда пришли русские?» (третья глава «Присоединение Северной Киргизии к России»), возможно, покажется излишне обширным и растянутым. Конечно, на этот вопрос: «Когда, как и откуда?» можно коротко ответить, что русские прибыли в мае 1864 года из Верного. Но такой ответ перенесёт все эти вопросы на город Верный. Потому что где Алматы, а где губернии, из которых прибыли переселенцы: за тысячи вёрст, за бескрайними казахскими степями, за широкой Волгой, за лесами Русской равнины. А, кроме того, это событие является базой и точкой отсчёта истории села Беловодского, начиная с его основания, и последующих событий.

В очерке не освещён советский период истории села. Вызвано это тем, что после распада Союза моя семья уехала из Киргизии. По сложившимся обстоятельствам, уезжала она без меня в нелёгких условиях. В результате чего мой архив по истории Беловодского был утрачен. В данное время я ограничен в возможностях проведения исследований советского периода из-за проживания вдали от Киргизии. Нет контакта со свидетелями событий. После распада Союза прекратилось действие правила отправки обязательного экземпляра в главные библиотеки, а средства, выделяемые Российской Национальной библиотеке на закупку иностранных газет и литературы, ограничены.

Ведь Кыргызстан теперь хоть и ближнее зарубежье, но всё же заграница. А сами правительство республики и Кыргызская АН, видимо, не заботятся о пропаганде своей страны за рубежом и ничего не присылают даже в Российскую Национальную библиотеку. Поэтому оставляю этот период местным, новым, молодым краеведам. Надеюсь, что они есть и найдутся в будущем. А интересующие сведения по советскому периоду истории села читатель найдёт в прилагаемых очерке Л. В. Катющенко и воспоминаниях старожилов.

Ссылки в тексте очерка означают номер источника, из которого взят этот факт, дата или цифра. Например, ссылка [(194), стр. 22] означает, что приведённые цифры взяты из источника №194 «Керенский А. Ф. Доклад на заседании Государственной Думы 13 декабря 1916 года. Журнал «Исторический архив», 1997 год, №2, стр. 22». Указатель источников приведён в конце очерка. Длинный список источников говорит не о солидности моего исследования, а, во-первых, об ограниченности моих возможностей. Не являясь научным сотрудником, я не имею доступа к некоторым источникам, например, в библиотеку Академии наук.

Во-вторых, список говорит о скудости материалов и сведений по истории села Беловодского. Исследователь Туркестана Н. Н. Торнау писал, что нельзя «не обратить внимания на крайнюю бедность литературы по истории наших среднеазиатских окраин» и «особенно это обстоятельство бросается в глаза при изучении, так называемого «Киргизского (или «Киргизско-степного») края». (Торнау Н.Н. К истории приобретений России в Азии). Это утверждалось об обширном Туркестанском крае, а что же тогда говорить об отдельном селе этого края. Поэтому сведения по истории нашего села приходилось выискивать по крупицам не только в исторической литературе, но и в газетах, журналах, различных отчётах, воспоминаниях старожилов, описаниях путешественников, мемуарах, художественных произведениях и в литературе по другим отраслям знаний (например, о Беловодском землетрясении в литературе по сейсмологии).

И, в-третьих. Приводимый перечень источников, я считаю необходимой частью очерка. С одной стороны, он исполняет роль доказательства достоверности изложенного материала. С другой стороны, перечень подсказывает и позволяет читателю самостоятельно продолжить поиск по заинтересовавшему его вопрос, углубить знания по интересующему его разделу. Также в конце очерка приведён перечень имён и фамилий, встречающихся в очерке. В этом перечне приведены некоторые дополнительные сведения о персоналиях, связанные с Туркестаном. Надеюсь, что это позволит больше узнать о людях и событиях, описанных в очерке. В случаях, когда мне не удавалось найти дополнительные сведения, кроме тех, что приведены в очерке, то это имя в перечне не упоминается. 

Очерк написан без изменения ныне переименованных административных названий населённых пунктов и улиц. Отдельно надо сказать об этнониме «кыргыз». Настаивающим на обязательном употреблении «кыргыз» напомню, что самоназвание народа не всегда совпадает с тем, как его называют другие народы. По-русски – Германия, по-украински – Неметчина, сами же немцы называют свою страну Дойчланд; широко известное Финляндия – Суоми. Своего восточного соседа киргизы называют Кытай, а сами китайцы – Чжунго. Мы говорим Грузия, международное название – Джорджия, а грузинское – Сакартвело. Примеры можно продолжить, особенно о том, как другие народы мира называют Россию.

Некоторым представителям советского поколения, заявляющим, что в течение двух веков были киргизы, а теперь кыргыз, советую прочитать у А. В. Каульбарса – русского географа, одного из исследователей Киргизии, основателя города Пржевальска. В 1870 году в работе «Материалы по географии Тянь-Шаня, собранные в 1869 году» он писал: «В прилагаемых материалах принята обыкновенная орфография слова «киргиз», хотя иногда встречается «кыргыз», которое, по моему мнению, следовало бы ввести в употребление». Почему в советское время, при создании Киргизской республики и проводимой тогда национальной политики, предложение А. В. Каульбарса не вспомнили и этот вопрос не поднимался – не знаю. Хотя у соседей такие попытки были: Казахстан – Казакстан.

Сохранение произношения «киргиз» среди русскоговорящих, на мой взгляд, объясняется, во-первых, разностью фонетик. Вспоминаю, как во времена моего детства старики-киргизы, из-за отсутствия буквы «ф» в киргизском языке вместо Фрунзе произносили «Пурунзе». Во-вторых, подсознательным сопротивлением забвению и даже очернению провозгласившими независимость республиками прошлого «русского»; протестом против, не возвращения ранее существовавших названий, а переименования населённых пунктов, основанных русскими на пустом месте. Лично для меня трудно произношение «кыргыз, Кыргызстан» из-за сочетания шести согласных и двух «ы», возникновением звуковой ассоциации с чем-то с треском ломающимся, с чем-то грызущим. И, по-прежнему, гораздо ближе нежное, лирическое название страны моего детства – Киргизия.

Беловодское основано русскими переселенцами в 1866 году. Но я считаю необходимым рассказать о древней истории края, где расположено село; о памятниках старины, обнаруженных на территории села; о событиях, происшедших здесь, до его возникновения. Поэтому очерк начинается с краткого описания древней истории Семиречья, края, в котором расположено село Беловодское. Что получилось в результате – судить Вам, уважаемые читатели. Надеюсь, Вы не будете слишком строги ко мне. Я искренне и добросовестно хотел рассказать Вам о нашем селе. Работу над историей села я продолжаю. Поэтому, уважаемые читатели, все Ваши замечания, дополнения и уточнения к очерку я с благодарностью приму в Гостевой книге сайта.
         
Дорогу дальнюю начну
Сквозь снег и половодье
В одну прекрасную страну
С названьем Беловодье.
Борис Романов.
           ДРЕВНОСТЬ КРАЯ И ОКРЕСТНОСТЕЙ СЕЛА бЕЛОВОДСКОГО.
Эта глава – краткий очерк истории Семиречья и Чуйской долины, края, где расположено село Беловодское, – с древнейших времён до XIX века.
           ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ В ИСТОРИИ СЕЛА                                   БЕЛОВОДСКОГО И  ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ.
       300 – 100 тысяч лет до н. э. – период, к которому относятся первобытные каменные орудия, найденные у озера Иссык-Куль.
        100 – 40 тысяч лет до н. э. – каменные изделия мустьерского периода из Георгиевского бугра.
      10 тысяч лет до н. э. – росписи пещеры Ак-Чункур на юго-востоке от Иссык-Куля.
        6 – 3 тысячи лет до н. э. – стоянки первобытного человека на реке Аламедин и у Токмака.
       III тысячелетие – VIII век до н. э. – андроновские племена (арии) Казахстана и Средней Азии.
       XX – X века до н. э. – клады бронзовых предметов в сёлах Садовое и Сокулук.
      XV – XIV века до н. э. – стоянка эпохи бронзы у села Беловодского.
       VIII в. до н. э. – возникновение сакской кочевой цивилизации.
      VI –IV века до н. э. – сакские наскальные рисунки у Чумышской плотины.
       160 г. до н. э. – переселение усуней из Восточного Туркестана на Тянь-Шань и вытеснение саков на запад.
       II в. до н. э. – конец I в. до н. э. – Беловодско-Карабалтинская группа усуньских курганов.
       123 г. до н. э. – начало существования Великого Шёлкового пути.
       42 г. – разгром усуней гуннами.
Конец I в. – V в. – гуннское государство Юэбань в Семиречье и Восточном Казахстане.
       551 – 745 годы – существование Тюркского каганата, в который входил Северный Кыргызстан.
       603 г. – раздел Тюркского каганата на Восточный и Западный каганаты.
      603 – 699 годы – Западно-Тюркский каганат, в который входило Семиречье.
       699– 766 годы – Тюргешский каганат.
      740 г. – вторжение китайских войск в Семиречье, установление протектората Китая.
       751 г. – Таласская битва арабов и калмыков с китайцами. Разгром китайцев, прекращение их экспансии.
       766 – 940 годы – Карлукский каганат.
       VIII – XIII века – возникновение и существование первого оседлого поселения – город Нузкет – на территории села Беловодского (городище Беловодская крепость).
       X в. – условная дата возникновения киргизского эпоса «Манас».
       Середина X в. – 1140 г. – Караханидский каганат.
       1140 – 1211 годы – государство кара-кытаев.
      1211 – 1218 годы – правление найманского предводителя Кучлука.
       1218 г. – завоевание Семиречья монголами Чингизхана.
       1227 – 1269 годы – монгольский улус Чагатая (Джагатая).
       1269 – 1348 годы – государство Хайду.
       1348 – 1680 годы – государство Моголистан.
       1371, 1375 и 1377 годы – походы Тимура в Моголистан по Чуйской долине.
       5-го марта 1425 г. – сражение на реке Аксу (Беловодское) между Улугбеком и моголами.
     Конец XV – середина XVI веков – государственное объединение киргизов на Тянь-Шане.
       1457 и 1472 годы – нападения ойратов на Северный Кыргызстан.
       1635, 1643, 1652, 1683 и 1723 годы – нападения джунгаров на Северный Кыргызстан. Вытеснение северных киргизов на Алай и Памир.
       1723 г. – посещение Иссык-Куля российским посольством в Джунгарию во главе с Иваном Унковским.
       1758 г. – вторжение китайских войск на Иссык-Куль, в Чуйскую и Таласскую долины.
       1778 – 81 годы – нападения хана Среднего жуза Аблая на таласских и чуйских киргизов.
       1784 – 85 годы – набеги казахского султана Бердыкожо на чуйских киргизов.
       1785 г. – отправление сарыбагишским бием Атаке-батыром первого киргизского посольства в Россию.
       1812 г. – первое посещение кочевий киргизов на Иссык-Куле русским казачьим отрядом под командованием сотника И. Старкова, сопровождавшим торговый караван в Аксу.
       Октябрь 1813 – январь 1815 годов посещение Иссык-Куля А. Л. Бубённовым с целью изучения обстановки и настроений в племени бугу.
       1814 г. – первое вторжение кокандцев в Чуйскую долину, сражение у Иссык-Ата.
       1815 г. – первое посольство киргизов племени бугу (Иссык-Куль) в составе Качибека Шералиева и Джакыпа Ниязбекова в Омск с пожеланием покровительства России.
       1824, 1844, 1848, 1851, 1852 и 1854 годы – делегации киргизов к российским властям с просьбами о принятии их в подданство России.
       1825 г. – завоевание Чуйской долины Кокандским ханством.
       1830, 1838, 1842, 1857, 1858 и 1862 годы – восстания киргизов против Кокандского ханства.
       1830 г. – основание кокандского укрепления Аксу на территории нынешнего села Беловодского.
       1846 – 47 годы – вторжение казахского хана Кенесары Касымова в Чуйскую долину.
       1847 г. – разгром киргизами Кенесары у Токмака.
       1854 г. – основание укрепления Верный (Алматы), опорного пункта военных операций русских против Кокандского ханства.
       17 января 1855 года – принятие в российское подданство иссык-кульского племени бугу.
       Сентябрь 1856 г. – экспедиция П. П. Семёнова (Тянь-Шанского) в Чуйскую долину и к западной оконечности озера Иссык-Куль.
       Июль 1858 г. – назначение на должность начальника Алатавского (Верный) округа «устроителя Семиречья» Герасима Алексеевича Колпаковского.
       Май – июнь 1859 г. – первая разведочная экспедиция капитана М. И. Венюкова в Чуйскую долину.
       Май 1860 г. – вторая разведочная экспедиция Венюкова в Чуйскую долину, к западной оконечности озера Иссык-Куль и на Кочкор.
       9-го июля 1860 г. – нападение кокандцев на укрепление Кастек и их разгром.
       26 августа 1860 г. – первое взятие русскими войсками кокандского укрепления Токмак.
       4-го сентября 1860 г. – первое взятие русскими войсками кокандской крепости Пишпек.
       21 октября 1860 г. – разгром под Узунгачом 2-хтысячным русским отрядом под командованием подполковника Колпаковского 16-итысячного кокандского корпуса.
       Апрель 1862 г. – русский отряд под командованием капитана А. П. Проценко впервые занял кокандское укрепление Аксу.
       24 октября 1862 года – второе взятие и окончательное разрушение кокандской крепости Пишпек.
       10 мая 1864 г. – экспедиционный корпус под командованием полковника М. Г. Черняева, наступавшего на Кокандское ханство с севера, вступил в Чуйскую долину. Заложено укрепление Токмак.
       Май 1864 г. – присоединение Чуйской долины к России.
       20 мая (1-го июня по новому стилю) 1864 г. – на месте села Беловодского поставлен казачий пикет.
       18 июля 1864 г. – создание Кокандской военной линии с одним из промежуточных постов на месте села Беловодского.
       1865 г. – создание Туркестанской области, в которую входил и Северный Кыргызстан.
       Весна 1866 г. – у пикета Аксу поселились первые русские крестьяне-переселенцы.
       1867 г. – образование Туркестанского генерал-губернаторства, в которое входила и Семиреченская область, включавшая и Чуйскую долину.
       1867 г. – установлено регулярное почтовое сообщение Ташкент – Верный – Семипалатинск, на Аксуйском пикете открыта почтовая станция.
       1868 г. – Аксуйский пикет преобразован в выселок (как уже обжитое место, снижение льгот переселенцам). Возникло соседнее село Новотроицкое (Сокулук).
       27 августа 1870 г. – поселению у Аксуйского пикета утверждено наименование «Беловодское».
       1872 г. – в Беловодском открыт православный приход.
       1874 г. – в Беловодском построена церковь во имя Михаила Архангела и открыта школа.
       1880 г. – школа преобразована в Беловодское мужское приходское одноклассное училище.
       1882 г. – Семиреченская область включена в Степной край с центром в городе Омске.
       4-го августа 1883 г. – образована Беловодская волость из селений Беловодского, Сукулукского и Карабалтинского.
       22 июля (3-го августа по н. с.) 1885 г. – разрушительное, с жертвами Беловодское землетрясение.
       1888 г. – в Беловодском создан контрольный ветеринарный пункт.
       31 июля 1889 г. – селению Беловодскому выдана владенная запись на землю.
       1-го января 1890 года – открылась одногодичная смешанная церковно-приходская школа.
       1891 г. – из села призван первый рекрут Карп Игнатьевич Бачевский.
       1892 г. – начато и в 1894 году закончено строительство новой деревянной церкви. В 1897 году построена колокольня.
       1892 г. – образовалось соседнее село Петровка.
       1894 г. – археологической экспедицией под руководством востоковеда В. В. Бартольда впервые были обследованы городище Беловодская крепость.
       1897 г. – открыт Беловодский врачебный участок.
       1899 г. – Семиреченская область возвращена в Туркестанский край.
       1901 г. – ветеринарный пункт преобразован в Беловодский ветеринарный участок.
       1902 г. – в июне месяце восточнее села Беловодского поселились переселенцы-самовольцы, образовав посёлок Свинячая выселка – Фольбаумовское – Садовое.
       1903 г. – Пишпекский уезд в административном делении разделён на три участка. Образован Беловодский участок.
       1905 г. – Пишпекский уезд в связи с событиями революции 1905 – 07 годов объявлен на особом положении.
       1-го мая 1908 г. – в Беловодском открыто почтовое отделение. 20-го сентября 1908 года оно было преобразовано в почтово-телеграфное.
       Январь 1910 г. – в Беловодском открылась сберегательная касса.
       22 декабря 1910 года (1-го января 1911 года по новому стилю) – 12-ибалльное Кеминское землетрясение. Пострадало и Беловодское.
       1911 г. – в Беловодском создаётся пожарная охрана.
       1913 г. – создан Беловодский мировой (судебный) участок.
       23 августа 1914 г. – на переселенческом участке Ак-Курчо создаётся соседнее село Сретенка.
       5-го июля 1915 г. – создаётся соседнее село Предтеченское.
       1915 г. – создан и начал действовать Беловодский комитет Российского общества Красного Креста.
      1916 г. – открылась библиотека-читальня (публичная библиотека).
       3-го августа 1916 г. – началось восстание 1916 года в Семиречье (Верненский уезд).
       7-го августа 1916 г. – началось восстание в Чуйской долине (с, Орловка и Боомское ущелье).
       10 августа 1916 г. – начало восстания в Беловодском участке (Белогорка, Теменсу).
       17 августа 1916 г. – с прибытием войск из Ташкента волнения в Беловодском участке прекратились.
       Март 1917 года – в Беловодском узнали об отречении царя от престола.
       Июнь 1917 года – в Беловодском образовался Совет крестьянских и солдатских депутатов.
       Сентябрь 1917 года – в Беловодском возникает организация кустарей ремесленников – Союз инвалидов. Впоследствии в нём оформилась группа большевиков.
       1-го июля 1918 г. - в беловодском Союзе инвалидов оформилась беловодская сельская партийная (большевиков) ячейка.
       Июль 1918 г. – Беловодский эсеровский совет был смещён и заменён большевистским.
       7 – 28 декабря 1918 г. – Беловодское крестьянское восстание против Советской власти.
       4-го января 1919 г. – конференция большевиков Беловодского участка по ликвидации последствий Беловодского восстания и создание Беловодского комитета бедноты (комбед).
       Март 1919 г. – в урочище Теменсу бедняки сёл Беловодское и Полтавка организовали коммуну им. Карла Маркса.
       Весна 1919 г. – создание товариществ по совместной обработке земли (ТОЗы).
       14 января 1920 г. – создание Беловодского революционного комитета (ревком).
       Весна 1920 – создание Беловодской коммунистической молодёжной ячейки.
       Конец 1920 - начало 1921 гг. – создание союза сельхозпроизводителей "Кошчи" ("Пахарь").
       Февраль 1921 г. – создание Беловодской комиссии по ликвидации неграмотности (ликбез).
        Март 1921 – октябрь 1922 гг. – проведение земельно-водной реформы.
       Конец 1921 г. - создание Беловодского "Единого потребительского общества" (союз кооперативов).
                  ЭПОХА ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ НА                                               ТЕРРИТОРИИ  СЕВЕРНОГО КЫРГЫЗСТАНА
История народов Кыргызстана начинается в древнекаменные века около 300 тысяч лет тому назад, когда человечество проходило один из начальных этапов первобытнообщинного строя. Об этом свидетельствуют находки примитивных каменных орудий труда, обнаруженных на реке Он-Арча в Нарыне, в местностях Бос-Бармак и Тоссор на Иссык-Куле. Этим находкам насчитывается от ста до 300 тысяч лет, и принадлежали они первобытным людям, проживавшим на территории Кыргызстана.

В период от 100 до 40 тысяч лет тому назад человечество переживало важную веху своего развития, получившую название в периодизации памятников каменного века Мустьерской – по названию пещеры Ле Мустье в юго-западной Франции, в которой были впервые найдены каменные изделия такого типа. Этот период характеризуется прогрессом в технике изготовления каменных орудий и их новых видов. Это наконечник для копья и скребло для выделки шкур. Люди в это время по-прежнему жили в пещерах, но уже начали строить и искусственные жилища из шкур, добытых животных. К памятнику мустьерского периода относится Георгиевский бугор, находящийся на левом берегу реки Чу, слева от дороги Бишкек – Алматы. На нём было найдено около 4.000 каменных изделий мустьерского типа.

На юго-восток от Иссык-Куля, в горной пещере Ак-Чункур были обнаружены красочные росписи. Созданы они были примерно 10 тысяч лет назад. На стенах и своде пещеры первобытный художник нарисовал людей и животных, небольшие сюжетные сценки охоты и танцев. Следов постоянной жизни в пещере не обнаружено. Скорее всего, она была каким-то древним храмом, где совершались какие-то ритуальные обряды. Однако даже совремённые люди не всегда заботливо хранят памятники прошлого, не всегда ценят их значение и для истории, и для будущего. Примерно через 30 лет после открытия, в 70-х годах XX века, пещера оказалась уже в плачевном состоянии. Судьба древних росписей оказалась трагичной: чабаны жгли в пещере костры и закоптили рисунки.

Постепенное дальнейшее развитие первобытнообщинного строя приводит к большим переменам в технике изготовления каменных орудий, в хозяйстве и в общественных отношениях. Совершенствование составных орудий привело к важному изобретению, было создано новое охотничье оружие – лук и стрелы. Другими важными новшествами были изготовление глиняной посуды, переход к скотоводству и земледелию. Стоянки этого периода (6 – 3 тысячи лет до н. э.) были найдены на реке Аламедин у Бишкека и близ Токмака. Это были стоянки под открытым небом, но люди этого времени продолжали жить и в пещерах.

Изучая древнеиндийские священные тексты «Ригведы» и «Авесты», филологи обнаружили сходство древнеиндийских и древнеиранских слов со словами почти всех языков Европы, включая русский. Сходство корней слов и даже самих слов оказалось неслучайным. Оно свидетельствовало о древнем родстве языков, которые получили название «индоевропейские». Возьмём слово «отец». По-английски оно звучит как «фаде», по-немецки – «фатер», по-латински – патер», по-французски – падре». А древнеиндийское и древнеиранское слово «питар» тоже означает «отец». Сравните с русскими словами «папа, предок, пращур».

Если посмотреть на карту народов Евразии, то ясно видно соседство и проникновение друг в друга двух громадных объединений – славянского и тюркского. Это сосуществование имеет тысячелетние корни. Древнейшие очаги тюркских народов и языков связаны с центром Евразии – Южной Сибирью и Центральной Азией. Индоевропейские языки, к которым относятся германские, романские, славянские, иранские и языки Индии, связаны с западом Евразии. Индоевропейская общность сформировалась примерно к 5-му тысячелетию до н. э. между Рейном, Дунаем и Волгой.

Язык, его слова оказались хорошим источником для историков, причём таким, который не могли изменить правители, жрецы, летописцы, сказители и переписчики. Вернёмся к слову «отец», его общий индоевропейский корень означает «хозяин». Значит, индоевропейцы уже прошли эпоху матриархата, и у них был патриархат. Точно так же язык показал, что индоевропейцы были знакомы с земледелием. Сравните с русским «зерно» с немецким и английским «корн», латинское «гранум». А сходство названий домашних животных свидетельствует о том, что основным занятием индоевропейцев было всё же не земледелие, а скотоводство. Этот факт и позволил предположить прародину индоевропейцев. Она не могла быть в горах или лесах, например, Скандинавии. Напрашиваются просторы Причерноморских, Приволжских и Казахских степей. Последние исследования и открытия учёных подтверждают это.

В III тысячелетии до н. э. с развитием скотоводства и заимствованием из стран древневосточной цивилизации Двуречья и Египта колёсной повозки началось передвижение индоевропейцев на восток. Причина этого перемещения была следующая. Занятие земледелием в степи, хотя и было необходимым подспорьем, но являлось менее продуктивным по сравнению со скотоводством. Увеличивающиеся стада и демографический взрыв, обусловленный хозяйственным развитием, требовали новых пастбищ. Редконаселённые и обильные ковыльные степи к востоку от Волги стали объектом хозяйственного освоения племенами, накопившими огромные стада скота.

Эти переселившиеся племена постепенно обособились под самоназванием «арья» или «арии», что в различных древних индоевропейских языках означало «воин», «благородные» или «полноправные люди», в отличие от соседних или покорённых народов. От слова «арии» происходит ряд географических названий и наименований народов. Например, совремённое название страны Иран (от «ариаман» – «страна ариев»). Одно из племён северо-западного Ирана называлось «аризанты» – «племя ариев». Осетины, народ на северном Кавказе, в своих преданиях называют себя «аланами» – название, которое происходит от древнеиранского «ариана».

Эти племена, так называемого андроновского типа, перевалив через Волгу, постепенно освоили юг Западной Сибири, на востоке дошли до долины верхнего Енисея, на юге достигли Центрального Тянь-Шаня, Таджикистана, Афганистана и Ирана. По верховьям Енисея, по горным хребтам Саян, протянувшимися на юг до пустыни Гоби, прошёл раздел, к востоку от которого расселялись предки тюркских и монгольских племён, а к западу – андроновские европеоидные племена. Однако на этом громадном пространстве основным районом проживания андроновцев был Казахстан и прилегающие к нему территории, в том числе и Северный Кыргызстан.

Эти пастушеско-земледельческие племена селились по берегам рек, ручьёв и озёр, где имелись пастбища для скота и участки земли, пригодные для выращивания урожая без искусственного орошения. Посёлки обычно состояли из 10 – 15 просторных землянок Основой хозяйства этих племён был молочный скот. С годами скот вытаптывал ближайшие к посёлку пастбища и люди были вынуждены время от времени переселяться на новые места. Был освоен металл для изготовления орудий. Из бронзы изготавливали ножи, кинжалы, топоры, серпы и иглы. Кроме бронзы было известны золото и серебро, из которых изготавливались украшения.

В 1978 году при обследовании средневекового городища Беловодская крепость к северу от цитадели (центральное, главное укрепление города – крепости) был обнаружено городское кладбище. Само кладбище относится к раннему периоду существования крепости и датируется второй половиной VIII века. Но в траншеях, заложенных на некрополе, а также в засыпях средневековых могил была найдена керамика эпохи бронзы. Условия её нахождения указывают, что захоронения нарушили культурный слой поселения эпохи бронзы. Находки обнаруженного поселения показывают, что оно относится к XV – XIV векам до н. э.

В Чуйской долине также найдено два клада бронзовых изделий. В 1938 году возводили мост через реку Сукулук. Почти в конце строительства, когда на правом берегу производилась зачистка откосов, был найдён клад из 17-и бронзовых предметов. В 1953 году в селе Садовом был найдён клад из 16 бронзовых предметов: топора, зеркал, ножа, долота и других изделий. Также на окраине села Садового была найдена каменная форма для одновремённой отливки двух топориков. На территории Беловодского был найдён бронзовый нож эпохи бронзы. Техника изготовления предметов этих кладов показывает, что им 3 – 4 тысячи лет.

Все эти находки являются следами ариев или арийцев (не путайте с лженаучной фашисткой теорией об арийской расе). В своих дальнейших переселениях часть ариев ушла в Северную Индию (откуда и приставка индо-), а часть – в Персию и Мессопатамию. Оставшиеся арии Казахстана и Средней Азии прекратили соё существование в начале I тысячелетия до н. э., когда на севере сформировался новый тип скотоводческого хозяйства – кочевой, а на юге, в области оседлого земледелия и городского ремесленничества, развилось поливное земледелие. Преемниками ариев в Великой Степи стали их потомки саки.
                   ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОЧЕВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ                                                        ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
На рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры в жизни пастушеско-земледельческих племён, населяющих Центральную Азию, происходят значительные изменения в развитии общества. Наиболее важной из них – это переход пастушеско-земледельческих племён к новой форме ведения скотоводческого хозяйства: к систематическим сезонным перекочёвкам. Родовой посёлок стал дважды в год переселяться: весной с зимних пастбищ, где находились посевы, на летние; а осенью, ко времени созревания урожая, обратно на зимние. При таком способе ведения хозяйства, называемого полукочевым, площадь используемых пастбищ увеличивалась вдвое. Следовательно, можно было почти вдвое увеличить поголовье стад, намного больше получать продуктов скотоводства.

Следующим важнейшим событием в жизни пастушеско-земледельческих племён был переход полукочевого населения к новой, более совершенной в то время, форме ведения скотоводческого хозяйства – к кочевому скотоводству и кочевому образу жизни. Это произошло на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры. Теперь, кочуя по просторным степям, пастушеские племена могли прокормить стада скота более многочисленные, чем при полукочевом образе жизни, и почти безгранично увеличивать свои стада.

Размеры стад определялись теперь не столько качеством пастбищ в районах зимовок и летовок, сколько числом способных к труду пастухов общины. Большое значение имело и то, что кочевники получили значительные военные преимущества перед оседлым и полуоседлым населением. Обладая верховым конём и не будучи привязанным к постоянному месту жительства, они могли легко совершать набеги на оседлые оазисы и соседние племена и столь же стремительно отступать, не давая обороняющимся собрать силы для отпора. Кочевники совершали всё это, почти не нарушая нормального хода своей кочевой жизни.

С переходом к кочевому скотоводству изменилась и жизнь степных племён. Скотоводческое хозяйство при кочевом способе ведения потребовало значительного сокращения возделываемых площадей, а часто и полного отказа от них. Жизнь в перевозимых с места на место крытых повозках или в других легко разбираемых и переносимых жилищах изменила весь бытовой уклад. Домашнее хозяйство, утварь, одежда были приспособлены к неожиданным отъездам и постоянным перемещениям. Яркий пример пиала, позволяющая вкладывать одну в другую.

Увеличивающиеся стада скота, перешедшие в частную собственность отдельных лиц или семей, неравномерно обогащали их, вели к имущественному неравенству в патриархальном роде и были заманчивой добычей для противников. Война стала своего рода промыслом. Настало время беспрестанных войн, набегов и различных военных походов за добычей, за владение лучшими пастбищами и кочевыми путями. В обществе значительно возросла роль военных предводителей, присваивавших себе лучшую и большую часть военной добычи и обогащавшихся за счёт этого. Повседневная жизнь общества перестроилась на военный лад. Род и племя стали жить и управляться по законам военной демократии.
                                       ДРЕВНЕКОЧЕВОЙ МИР.
В VIII веке до н. э. возникла цивилизация древних скотоводов-кочевников. Они занимали территории Северного Причерноморья, низовий Волги, Казахстана, Южной Сибири и Средней Азии. В индийских источниках их называли туры, в китайских – сэ, в греческих – скифы, в персидских – саки. Предполагают, что термин «сак», означал «могучий муж, воин». Азиатские саки были потомками андроновских племён, говорили на восточно-иранском языке и имели европеоидный облик. В то же время установлено, что в сакскую эпоху у обитателей казахских степей появляются монголоидные черты центрально-азиатского происхождения – жёсткие чёрные волосы и раскосые глаза.

Археологические памятники характеризуют саков как группу племён близкую другим племенам ранних кочевников степной полосы. Историки древности упоминают о саках в описаниях походов персидских царей и называют их пастухами овец. Известный древнегреческий историк Геродот сообщает, что «саки – скифское племя, имели на голове остроконечные шапки из плотного войлока, стоявшие прямо, имели короткие луки и короткие мечи». Жили в пещерах и шатрах. Были храбрыми воинами и хорошо стреляли из лука. Главная сила саков заключалась в коннице, поэтому отряды саков были лучшими в персидском войске.

Сведения о социальном строе саков очень скудны. Предполагают, что они составляли несколько племенных объединений, возглавляемых вождями. У саков существовал обычай, по которому каждый юноша, искавший руки девушки, должен был вступить с ней в единоборство. Кто побеждал, тому и принадлежала власть в семье. Поэтому женщины у саков играли активную роль в политической жизни племён, у них были даже правители-царицы, которые даже прославились в борьбе с персами. В 530 году до н. э. саки стали очередным объектом подчинения персидской державы. Подойдя к границам владений саков, персидский царь Кир II решил добиться своей цели без борьбы, для чего посватался к вдовой царице саков-массагетов Томирис

Царица понимала, что не жена нужна персидскому владыке, а земля, богатства и храбрые воины-саки, поэтому Томирис отказала. Отказ стал поводом для войны. Персы, переправившись через реку Амударью, начали наступление. Кир углубился в земли саков и решил устроить западню. После первой же стычки с саками он начал отступление, оставив в брошенном лагере большое количество вина. Для преследования врага Томирис направила треть своего войска во главе со своим сыном Спаргаписом. Заняв оставленный лагерь, саки принялись пировать. Дорого обошлось сакам это пиршество. Персы ночью вернулись и перебили пирующих саков. Погиб в этом побоище и Спаргапис.

Томирис отправила к царю посла с требованием покинуть земли саков и вернуть ей тело сына. Послание заканчивалось угрозой Киру, что если он не выполнит эти требования, то она напоит его кровью. Могущественный Кир, конечно, пренебрёг угрозой. Вскоре во втором сражении теперь уже саки заманили персов в ловушку и полностью уничтожили персов. В сражении погиб и Кир II. По преданию, Томирис, помня свою угрозу напоить Кира кровью, велела поместить его голову в курджум (кожаный мешок), наполненный кровью убитых врагов. У саков Томирис была не единственной женщиной-царицей.

Древнегреческий историк Ктесий писал, что «сакские женщины отважны и помогают мужьям своим в военных опасностях», что во время войны с мидянами (Мидия – западная часть Ирана) над «саками царствовала Зарина, женщина воинственная», сама принимавшая участие в битвах и раненая в одной из них. Следующий персидский царь Дарий I Гистасп в 519 году до н. э., перейдя реку Сырдарью, внезапно напал на саков, разгромил их и взял в плен их царя Скунху. После этого поражения саки стали платить дань персам, но полностью они покорены не были.

В IV веке до н. э. сакам Ташкентского оазиса, Семиречья и Тянь-Шаня вместе с другими народами Средней Азии пришлось отражать нашествие Александра Македонского. В 329 году до н. э. армия Александра подошла к Сырдарье, где на её правом берегу произошла ожесточённая битва, в которой саки потерпели поражение. Но поход в Индию отвлёк Александра от движения вглубь сакских земель, хотя по легендам Искандер – так звали Александра Македонского в Средней Азии – достиг Иссык-Куля.

Вот одна из этих легенд о возникновении Барсхана, города на берегу Иссык-Куля. Александр Македонский, завоевав Персию, направился через Туркестан в Китай. Боясь восстания в завоёванной стране, он взял с собой заложниками сыновей знатных вельмож из каждого персидского рода. Достигнув Иссык-Куля, Александр узнаёт, что в Китае не хватит провианта для его войска. Он приказал снять с лошадей всё лишнее и спрятать это, а лошадей загрузить провиантом. Здесь же он оставил ждать своего возвращения и заложников. Впоследствии они, узнав, что Александр из Китая вернулся через Индию и, отчаявшись попасть на родину, отправили посла в Китай, откуда пригласили «мастеров обжигания глины», плотников, каменщиков, живописцев и велели им построить в этом месте город, по подобию городов Фарса (область в Иране) и назвали его Фарсхан – Барсхан (Барскан). Но это, повторяю, из области легенд.

На юго-западных отрогах Чу-Илийских гор, на восток от села Георгиевка, у Чумышской плотины находятся наскальные рисунки, относящиеся к сакскому периоду VI – IV веков до н. э. Рисунки были открыты краеведами 10-ой школы города Фрунзе. Расположены рисунки в нескольких ложбинах, преимущественно на южных склонах, на выходах коренных залеганий. Здесь обнаружено более десяти больших комплексов петроглифов (наскальных рисунков), в которых насчитывается несколько тысяч рисунков. Тематика рисунков содержит практически все известные в Средней Азии образы петрографического искусства. Особого внимания заслуживают сцены поединков людей со звероподобными лучниками.
                                              УСУНИ И ГУННЫ
В середине II – начале I тысячелетия до н. э. на востоке Евразии окончательно сформировались два отличных друг от друга хозяйственно-культурных региона. Китайский регион занимал среднее и нижнее течение реки Хуанхэ, центрально-азиатский охватывал огромную территорию от Тянь-Шаня на западе до Маньчжурии на востоке, от пустыни Гоби на юге и до Алтая и Байкала на севере. Племена, населявшие Центральную Азию, создали кочевую культуру скотоводства, сочетавшуюся с примитивным земледелием и охотой.

На рубеже III – IV веков до н. э. на севере Центральной Азии выделяются племена гуннов, а на западе – юэчжи, занимавшие вместе с родственными им усунями территорию от Тянь-Шаня до Монголии. В последние десятилетия III века до н. э. гунны создают государство, положившее начало их могуществу. В 203 – 202 году до н. э. вождь гуннов – шаньюй – Маодунь подчинил племена Алтая, Саян и верхнего Енисея, отразил нападение китайцев и начинает борьбу с юэчжами. В 165 году до н. э. гунны одержали окончательную победу, и юэчжи были вытеснены из Восточного Туркестана (совремённый Западный Китай) в Среднюю Азию, в земли саков.

(Туркестан – историко-географический регион, включавший территорию совремённой Средней Азии и Казахстан, а также часть Центральной Азии, населённой тюркскими народами. Условно Туркестан делился на Западный – Средняя Азия и Казахстан; Восточный – Синьцзян и часть Центральной Азии; Афганский – северный Афганистан, населённый тюркскими народами). Юэчжи, вытеснив саков за Сырдарью, недолго задержались на Тянь-Шане и в Семиречье, и основная их часть двинулись на юго-запад на Амударью и далее в Бактрию (царство на юго-западе Средней Азии). Вместе с ними ушла и часть саков.

В середине II века до н. э. оставшихся на Тянь-Шане и в Семиречье саков и юэчжей завоевали усуни, ранее кочевавшие в Восточном Туркестане рядом с юэчжами и оттесненные гуннами на запад. Значение названия народа «усунь» не выяснено. Происхождение усуней также остаётся загадкой. Примечательно, что внешне усуни резко отличались от других жителей Центральной Азии: у них были рыжие волосы и голубые глаза. Некоторые исследователи считают усуней предками киргизов. Тогда цвет волос и глаз совремённых киргизов ещё одна загадка.

В 160 году до н. э., разбив саков и юэчжей, усуни обосновались на Тянь-Шане и в Семиречье. Образовался новый племенной союз. Царь усуней носил титул кунбаг – «князь над племенами». Его ставкой был город Чигу у восточной оконечности озера Иссык-Куль. История усуней весьма показательна. В течение нескольких веков они защищали свою автономность, в связи с чем им приходилось вести борьбу с Китаем и гуннами. Китай, заинтересованный в спокойствии караванного пути на запад и в приобретении союзника в борьбе против гуннов, стремился к тесным взаимоотношениям с усунями. 

К ним неоднократно приезжали китайские посольства и путешественники, китайские принцессы выдавались за усуньских владык. Владыки гуннов также хотели иметь влияние на усуней и тоже выдавали своих дочерей за кунбагов. Династические браки усуньских правителей с принцессами империи Хань и державы гуннов заключались неоднократно. Жёны кунбагов исполняли роль политических агентов своих стран. Со временем потомки иноземных принцесс садились на трон или претендовали на него. Они образовали две постоянно соперничавшие между собой ветви в династии кунбагов: «ханьскую» и «гуннскую».

       Продолжение во 2-ой части.

Категория: Мои очерки | Добавил: Борис (19.02.2018)
Просмотров: 355 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0