Главная » Статьи » Мои статьи

О ПРОИСХОЖДЕНИИ КИРГИЗОВ И О КИРГИЗСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ЧАСТЬ 1-АЯ.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ КИРГИЗОВ И О КИРГИЗСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

«Народы от имён не начинаются, но имена народам даются. Иные от самих себя и от соседов единым называются». (М. В. Ломоносов. Древняя Российская история).

Автор статьи уроженец Киргизии, но в настоящее время является гражданином Российской Федерации и проживает в России. Поэтому название государств в статье приводится согласно «Общероссийскому классификатору стран мира». Полное название описываемой страны по классификатору – Кыргызская Республика, сокращенное название – Киргизия, самоназвание – Кыргызстан.

Пространство евразийского континента от 45 до 55 градусов северной широты и от Маньчжурии и до Карпат в разные времена и разные народы называли Арьян Вайшья – Арийский простор, затем Великой Скифией, после Великой Сарматией, потом Дешт-и-Кыпчак, а современные историки – Великой степью. Для историков изучение прошлого этой части евразийского континента всегда было трудным потому, что народы, проживавшие здесь и переселявшиеся по этой степи не оставили своих исторических летописей.

Об этих народах мы получаем отрывочные и порой противоречивые сведения от их соседей. Это китайские хроники, труды персидских и арабских авторов, греческие и византийские источники. Этой скудостью, разрозненностью и отрывочностью сведений иногда и пользуются недобросовестные историки и политики. Примером является утверждение о преемственности и родстве тянь-шаньских киргизов с гяньгунями и енисейскими кыргызами, о двухтысячелетии киргизской нации и даже двухтысячелетии киргизской государственности.

И всё это основывается на одинаковом названии народов, одного существовавшего в древности на Енисее и другого проживающего сейчас на Тянь-Шане. Историк Коломийцев И. П. по этому поводу пишет: «Ещё более нелепыми выглядят попытки некоторых историков или этнографов создать целые теории происхождения этносов на основе созвучия отдельных племенных названий». (Коломийцев И. П. Тайны Великой Скифии. М. 2005, стр. 15).  

Исследователь И. И. Крафт в конце XIX в. писал: «О прошлом киргизского народа, а тем более о его происхождении, в литературе имеется очень мало сведений. Но и те немногие исследования, которые появлялись когда-либо в печати, отличаются неполнотой, сбивчивостью и имеют тот недостаток, что выводы разных авторов, в особенности о происхождении киргизов находятся между собой в противоречии». (Сборник узаконений о киргизах Степных областей. СПб, 1898 г., стр. 2).

С упомянутого рубежа – конца XIX в. – прошло немало времени, и многие другие авторы занимались исследованием происхождения киргизского народа, но к единому мнению пока не пришли. Существует несколько версий его происхождения. Одна из них гласит, что современные киргизы являются прямыми потомками енисейских кыргызов. Предлагаемое обсуждение именно этой версии вызвано тем, что она даёт повод для необоснованных заявлений о двухтысячелетии киргизского народа и киргизской государственности.

Этнограф, видный специалист по происхождению и культурно-историческому взаимоотношений именно киргизов С. М. Абрамзон отмечал: «Этнографические данные свидетельствуют о том, что этническая история киргизов имела чрезвычайно сложный характер. Поэтому следует считать обречёнными на неудачу попытки однолинейно сводить появление киргизов на современной территории их расселения к передвижению какой-то крупной группы племён с одной территории на другую». (Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе. 1990, стр. 81).

В работе «Киргизы» русский востоковед-тюрколог В. В. Бартольд писал: «Киргизы (кыргыз) принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии». Но часть исследователей не поддерживают эту версию. Например, историк Г. Нуров отмечает, что утверждение В. В. Бартольда «базируется на отождествлении этнического коллектива, известного ещё до нашей эры под названием «кыргыз», с совремённым киргизским народом», но «для такого отождествления двух этнических коллективов, хотя и носящих одно и то же название «кыргыз», нет никакого серьёзного основания».

Да, название «кыргыз» является одним из древних наименований народов тюркского происхождения. Только относится это к кыргызам, проживавшим на Енисее и прекратившим своё существование в середине XVIII в. А современные киргизы, проживающие на Тянь-Шане, наоборот нация молодая, если такое определение применимо к нациям, сформировавшаяся в середине XV-начале XVI в. Ещё в XVIII в в русской историографии в нескольких вариантах была высказана гипотеза о переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань.

Первым, высказавшим версию о связях тянь-шаньских киргизов с енисейскими кыргызами, был российский историк, исследователь Сибири Г. Ф. Миллер. Позднее российский историк, археолог И. Э. Фишер высказал мысль, что киргизы были переселены с Енисея на Тянь-Шань в XVII веке джунгарами. В конце XIX в. между российским востоковедом-тюркологом В. В. Радловым и востоковедом-этнографом Н. А. Аристовым была дискуссия о происхождении киргизов. Аристов считал, что тянь-шаньские киргизы – народ местного происхождения.

Радлов же сначала предполагал, что тянь-шаньские киргизы происходят от енисейских кыргызов, покинувших берега Енисея в X в., а потом уточнил, что кыргызы были вытеснены с Енисея монголами в XIII в. В исследованиях о тянь-шаньских киргизах – дореволюционных и советского периода – их связь с енисейским кыргызами была одна из версий образования киргизской нации. В 40-х гг. XX в. советский востоковед-археолог А. Н. Бернштам протянул ниточку от енисейских кыргызов к гяньгуням (народность Центральной Азии, упоминаемая в китайских хрониках в связи с завоеваниями хуннов) и объявил о двухтысячелетней истории тянь-шаньских киргизов.

Если в первых изданиях «Истории Киргизской ССР» (1956, 1963, 1968 гг.) енисейские кыргызы рассматривалась как часть истории киргизского народа, то в четвёртом издании (1984 г.) эта версия уже не упоминается. «Киргизская народность сложилась главным образом на базе древних и средневековых племён и племенных объединений Тянь-Шаня и Притяньшанья. Определённую роль в её образовании сыграли племена, переместившиеся сюда из Прииртышья и Алтая". (История Киргизской ССР. Т. 1. Фрунзе. 1984. Стр. 408). Как видим, енисейская версия не упоминается. Несостоятельность этой версии отметил д. и. н. К. И. Петров:

«В научной литературе пошлого столетия высказывались гипотезы о происхождении тянь-шаньских Тянь-Шань. … Хотя современный уровень развития антропологии, лингвистики, общей тюркологии, археологии и других смежных наук показывает их несостоятельность, тем не менее некоторые исследователи до сих пор делают безуспешные попытки найти какие-либо «подтверждения» этим устаревшим гипотезам». (Петров К.И. Очерк происхождения киргизского народа. Фрунзе. 1963, стр. 47).

Поэтому в последнем издании «Истории Киргизской ССР» «гипотезы о происхождении киргизов – о переселении их из Минусинской котловины в период возвышения государства енисейских кыргызов в IX-X вв. или в период монгольского завоевания Средней Азии в XIII в.» были признаны необоснованными. (История Киргизской ССР. Т. 1. Фрунзе. 1984, стр. 427). После распада Советского Союза национальные историки вновь образованных государств стали изыскивать и доказывать древность своих народов и извечность обладания данной территорией, подчёркивать особую роль и весомый вклад своей нации в историческом развитии региона. Тамерлан и Бабур стали узбеками, Чингисхан – почти казахом.

Встали на этот путь и киргизские исследователи, реанимировав енисейскую версию. Если раньше связь тянь-шаньских и енисейских кыргызов рассматривалась, как версия, то теперь происхождение киргизов от племени гяньгунь, их две тысячи двухсотлетняя древность и преемственность «кыргызского великодержавия» громко преподносится, как непреложный факт. Киргизы стали самым древним народом в Центральной Азии. Понимаю и приветствую такой патриотизм, стремление к своим корням, но не надо увлекаться и перегибать палку.

Великая степь, пространство от Карпатских гор до лесов Маньчжурии, с древнейших времён и до средних веков из-за кочевого образа жизни её обитателей была бурлящим водоворотом народов. Племена, её населяющие, постоянно воевали друг с другом и перемещались. Одни покоряли соседей и ассимилировали их, другие, наоборот, принимали бежавших, воспринимая их язык и элементы культуры. В таких условиях проследить этническую историю какого-либо народа Великой степи очень сложно, а иногда вообще невозможно.

Исследователь истории народов Средней Азии С. П. Толстов (1907-1976), говоря о процессах образования совремённых среднеазиатских народов, подчёркивал, что ни один из современных среднеазиатских народов «не восходит непосредственно к какой бы то ни было из этнических групп древности». И вот в этом водовороте событий, переселений, поглощений и слияния народов некоторые политики и политизированные историки пытаются ловить рыбку, заявляя о двухтысячелетней истории киргизского народа.

«Сообщения мусульманских авторов и китайских хроник показывают, что (енисейские) кыргызы в VII-начале IX в., ещё до крушения Уйгурского каганата и расширения сферы своего политического влияния, не были цельной этнической общностью. К числу «кыргызских» племён средневековые историки относят и те племена, которые были подчинены власти кыргызского кагана, но ни по языку, ни по культуре к кыргызам не относились». (История Киргизской ССР. Т. 1. Фрунзе. 1984, с. 427).

Основываясь на этих сообщениях, тюрколог-этнограф С. М. Абрамзон (1905-1977), историк К. И. Петров и ряд других исследователей придерживаются версии, что этноним «кыргыз» принесли на Тянь-Шань не собственно енисейские кыргызы, а племена, входившие в состав государства енисейских кыргызов. Различие позиций авторов состоит только в районах, откуда пришли эти племена. Абрамзон считал, что они пришли из Восточного Притяньшанья, а Петров – что из Енисейско-Иртышского междуречья. Востоковед Е. И. Кычанов уточняет эту область территорией Горного Алтая и Обь-Иртышского междуречья.

Целью данной статьи является не уточнение, откуда пришли киргизы на Тянь-Шань, а то, что тянь-шаньские киргизы не являются потомками не только гяньгуней, но и енисейских кыргызов, и, следовательно, что они к «кыргызскому великодержавию» никакого отношения не имеют или, в крайнем случае, имеют только косвенное. Этноним «кыргыз», как уже было сказано, принесён на Тянь-Шань из Южной Сибири, где он был известен с середины 1-го тысячелетия нашей эры. Подчёркиваю: этноним «кыргыз», а не народ киргизы. Т. Р. Рыскулов отмечает, что «на теперешней территории киргизы появились значительно позже, и нет сведений, когда и при каких обстоятельствах они пришли сюда». (Рыскулов Т. Р. Киргизстан. М. 1929, стр. 24).

Атаке-батыр Тынайбиев (1738 - ?) – предводитель племени сарыбагиш в своём послании от 23 августа 1785 г. российской императрице Екатерине II называет себя, происшедшим «родом (из) славных и чиновных людей, бывших при древних царях Соломоне и Александре Македонском, а ныне по колену рода своего управляющего народом диких киргисцев». (Государственный архив Омской области, ф. 1, оп. 1, д. 237, л. 157). Можно предположить, что Атаке пришлый правитель, так сказать, «киргизский Рюрик». Но его биографы сообщают, что он потомственный киргиз, родившийся близ Андижана.

И если Атаке сообщает, что он родом из чиновных людей, бывших при царе Соломоне, правителе Израильского государства, и Александре Македонском, то, значит, предки киргизов жили совсем в другой стороне – на западе от Тянь-Шанских гор. С заявлением о древней прародине киргизов на берегах Средиземного моря (но без объяснения, как киргизы оказались на Тянь-Шане) выступал не только Атаке-батыр. Киргизские делегаты  в объяснении Президиуму ТуркЦИКа причин ухода киргизов в Китай после восстания 1916 г. писали: «Время Николая для нас (было) тяжелее времени бывшего египетского фараона». [ЦГА КырР, ф. И-75, оп. 1, д. 43, л. 14].   

И хотя этот вариант древности киргизского народа на 700 лет старше (царь Соломон правил в 965-928 гг. до н. э.), оставим эту экзотическую версию на совести Атаке-батыра и рассмотрим не менее экзотическое утверждение, что предками тянь-шаньских киргизов являются гяньгуни. В древних китайских хрониках сообщается о народе гяньгунь (другие варианты этого этнонима гэгунь, кигу, гэгу). Большинство историков гяньгунями считают племена, носившие название «кыргыз», в написании китайскими иероглифами читаемое гяньгунь.

Существует изречение, что история – это спор версий. Так вот, сторонники древности киргизского народа объявляют гяньгуней прямыми предками киргизов, не давая при этом, кроме одинакового названия, стройного, подробного и чёткого обоснования преемственности тянь-шаньских киргизов с гяньгунями. А обсудить в этой версии есть что. То, что гяньгуни – кыргызы, это только одна из версий о происхождении киргизов. Востоковед Е. М. Залкинд предостерегает:

«Чтение слов языка хун-ну (хуннов), сохранившихся в первых китайских династических историях и изображённых китайскими иероглифами, совершенно искажающими звучание чуждых китайскому уху звуков, служит до сих пор предметом спора. Каждый исследователь, подходя к фонетическим приёмам китайской транскрипции со своей индивидуальной, а иногда и предвзятой, точки зрения, по своему реконструирует слова давно умершего языка». (Залкинд Е. М. Древние народы китайских хроник. // Советская этнография. 1937, №1, стр. 71).

Сомнение в правильности перевода (гяньгунь – киргизы) высказывал и исследователь Сибири и Центральной Азии С. В. Киселёв, утверждая, что перевод «кыргыз» – это  «сохранённое в искажении китайской транскрипцией» летописями «Шицзы» и «История старших Хань». (Киселёв С. В. Древняя история Южной Сибири. М. 1951, стр. 560). Поэтому есть другая версия, что обозначение «гяньгунь» китайскими иероглифами является написанием не названия народа, а местности.

В старину в верховьях Енисей назывался Кем. В XVII в. это южно-сибирское название реки в документах даже конкурировало с северным  топоним. В Туве в Енисейское водохранилище впадает левый приток Енисея река Хемчик (Кемчик). В древности местность верховий Енисея носила название Кем-Кемчик, в переводе на китайский по иероглифам оно читалось Кань-кан, Гянь-гянь, Ге-гунь, Гянь-гунь. (Аристов Н. А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы. Бишкек. 2001. Стр. 144).

Более того, у сторонников древности киргизов нет единого мнения о местонахождении гяньгуней. Одни из сторонников этой версии полагают, что гяньгуни занимали территорию у озера Кыргыз-Нур (Хяргас-Нуур, Монголия), другие – поближе к Киргизии (наверное, для придания большей весомости своей версии происхождения киргизов от гяньгуней), у хребта Боро-Хоро (северо-восточный Тянь-Шань, Китай). В работе В. Воропаевой и других авторов «История отечества» (Бишкек. 2006) сообщается третье место проживания гяньгуней: по карте на странице 15 показано, что гяньгунь расселялись на западных склонах Джунгарского Алатау и Тарбагатая между рекой Или и озером Зайсан.

Получается, что пришли неизвестно откуда, ушли непонятно куда, но они наши предки, а мы их потомки. Если согласиться с версиями проживания гяньгуней-кыргызов у хребтов Джунгарского Алатау, Тарбагатая и Боро-Хоро и с утверждением о енисейском происхождении киргизов, то гяньгуни превзошли евреев, 40 лет блуждавших по Синайской пустыне.

Гяньгуни по каким-то причинам с этих мест уходят в верховья Енисея, оттуда после гибели государства Кыргыз идут на Алтай (вспомним Манаса), где, вопреки традиционному пути кочевников по Дешт-и-Кипчаку на запад, резко поворачивают на юг. В таком сложившемся пути переселения гяньгуни, в любом случае, попытались бы побороться за свои прежние места обитания на склонах Джунгарского Алатау, но история об этом умалчивает, сообщений нет. Гяньгуни-кыргызы, спокойно минуя места, якобы, своего прежнего проживания, двигаются дальше на юг, на Тянь-Шань и Памиро-Алай.

Суммируя и сопоставляя сведения китайских летописей, место обитания гяньгуней устанавливается довольно определённо: северо-западная Монголия, долина Больших озёр. От кыргызов там остались топонимы – название озера Хяргас-Нуур (Кыргыз-Нур) и урочищ (пос. Хиргиси и др.), а также монгольское название древних курганов, которые монголы приписывают ранее жившим там кыргызам – "хиргисур" («киргизское гнездо»). Скорее всего, что эти названия связаны с некогда обитавшими здесь кыргызами. Исследователи, отрицающие связь енисейских и тянь-шаньских кыргызов, также определённо указывают место обитания гяньгуней в северо-западной Монголии.

Что же является основанием, вернее поводом, для утверждения о двухтысячелетней истории киргизов? Сыма Цянь, (145 г. до н. э. - 86 г. до н. э.) – историограф китайской династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.), автор «Исторических записок», рассказывающих историю Китая от мифических родоначальников и до современному ему времени. В связи с событиями, происходившими в начальные годы старшей (первой) династии Хань (202 г. до н. э. - 25 г. н. э.), т. е. примерно в 200 г. до н.э. (точная дата не указана), Сыма Цянь сообщает: "При Модэ дом хуннов чрезвычайно усилился и возвысился. … Впоследствии на севере они покорили владения Хуньюй, Кюеше, Динлин, Гэгунь и Цайли". (Модэ – основатель империи хуннов и её правитель с 209 по 174 гг. до н. э. Хунны – кочевой народ, с 220 года до н. э. и по II век нашей эры населявший степи к северу от Китая).

В других китайских исторических сочинениях этот же этноним – гэгунь - встречается в иной записи. В 49 г. до н. э. появляется форма гяньгунь, в 553 г. – кигу, в 638 г. – гегу (везде имеется в виду дата описываемого события, а не время составления текста, в котором упомянута соответствующая форма). Прошу обратить внимание, что в течение 600 лет, с 49 г. до. н. э. до 638 г. н. э. гяньгуни в китайских источниках не упоминаются. Позже мы поговорим об этом. В период династий Ляо и Сун (916-1279 гг.) в китайских источниках киргизов называют «сяцзяцзи». Позже, в XIII-XV вв., название, уже в который раз, меняется на «цзилицзисы». А современное название киргизов по-китайски «кеэркецзицзу».

В трактовке различных транскрипций термина «кыргыз» также нет явной определённости. Как уже сказано, в разных источниках и в разные времена он называется по-разному: гэгунь, гяньгунь, гегу, кигу (цигу), гегу (егу), сяцзяцзи, цзилицзисы (киликицзы). Возникает вопрос: почему один и тот же народ китайцы называют по-разному? Понятно существование синонимов, но не в таком же количестве – около десятка. Об одном ли народе идёт речь в китайских названиях?

Различные китайские транскрипции этого этнонима послужили причиной тому, что одни исследователи считают это, как уже говорилось, названием местности верховий Енисея; другие – разновременными транскрипциями термина «кыргыз»; третьи – (например, американский синолог и этнограф В. Эберхард) – что это совсем разные племена. В первой половине VIII в. появляется форма «хягясы», затем эта форма обозначает не только название народа, но и название государства.

Губернатор округа Аньси (на территории нынешнего Синьцзяна) Гай Цзя-юнь в книге «Записки о Западном крае» (713-741 гг.) писал, что «государство Гяньгунь... ныне некоторые изменённо называют Хэгусы». Так что, если и существовало какое-то объединение гяньгуней государственного типа, то оно прекратило своё существование с нашествием хуннов. Предложение сторонникам происхождения киргизов от гяньгуней. Коль говорите о двухтысячелетней истории киргизов, то, возможно, чтобы не было сомнений со стороны, вернуться к древнему названию народа: не просто киргизы, а гяньгунь-киргизы. А такие примеры есть: Саха-Якутия, Осетия-Алания.

Под натиском хуннов часть гяньгуней уходит на север, в Минусинскую котловину, где они, по сообщению «Истории династии Тан», «смешались» с европеоидными южно-сибирскими племенами, которых китайцы называли дин-лин. Подчёркиваю, не покорили, а смешались с ними. Смешиваясь с динлинами пришельцы принесли на Енисей и своё название «кыргыз». Что касается языка, то победителем вышло тюркское наречие. По сообщению специалиста по китайскому языкознанию С. Е. Яхонтова, точных сведений о языке гяньгуней до VII в. нет.

Существует только предположение, что первоначально гяньгуни говорили не на тюркском, а на каком-то другом языке, но оно основано на косвенных, не лингвистических, данных. Если верно это предположение, то, получается, что тюркское наречие гяньгуни приобрели уже на Енисее, что ещё больше отдаляет древних гяньгуней от современных киргизов. С уходом гяньгуней на север китайские источники местонахождение гяньгуней, позднее хягасы, связывали с Енисеем. Размещение кыргызов на Енисее подтверждают и центрально-азиатские источники – надписи орхонских тюрков.

Но ни в одной древней рунической надписи (руны – надписи древней письменностью на различных предметах из камня, металла, дерева или кости) до VIII в., найденных на Енисее в области расселения кыргызов, ни разу не встречается название "кыргызы". (Киселёв С. В. Древняя история Южной Сибири. М. 1951, стр. 561). В енисейских надписях господствуют наименования местных племён. Такое преобладание свидетельствует о превосходстве исконно енисейских племён, для которых долгое время наименование «кыргыз» было чуждым из-за малочисленности и не играющего особой роли племени. «История династии Тан», также подтверждает, что «хягас (гяньгунь) есть небольшой род».  

В борьбе племён Минусинской котловины с хуннами возникает военный союз. В начале 70-х гг. до н. э. динлины отбились от хуннов и даже стали совершать против них походы. По сообщению китайских «Исторических записок» в 69 г. до н. э. «динлины, пользуясь слабостью хуннов, напали на них с севера». Особенно сильным был натиск в 63-60-х гг. до н. э., когда «динлины сряду три года производили набеги на земли хуннов». Обратите внимание, что в летописных сообщениях речь идёт о динлинах, кыргызы не упоминаются. Значит, действительно кыргызы были малочисленным народом, в то время не играющим особой роли.

В 55 г. до н. э. хуннское государство распалось на южную и северную части. В 49 г. до н. э. правитель северных хуннов Чжи-Чжи завоёвывает владения динлинов. Однако в борьбе с южными хуннами, динлинами и гяньгунами Чжи-Чжи не смог окончательно закрепиться и около 40 г. до н. э. ушёл в Семиречье, где погиб в 36 году до н. э. в долине Таласа. (Изв. Кирг. филиала АН СССР. 1945 г., вып. 1, стр. 72). Сторонники переселения енисейских кыргызов на Тянь-Шань, используя этот эпизод, утверждают, что вместе с Чжи-Чжи в Семиречье ушла и часть кыргызов. Однако, далее (там же, стр. 107) Бернштам А. Н. пишет, что «движение с Чжи-Чжи связало киргизов с западом».  Так переселились или только установили связь с Тянь-Шанем?

Назовём эту версию по хронологии описываемых событий версией №1. Сомнительно, чтобы вчера упорно сопротивлявшийся народ сегодня ушёл бы вместе с завоевателем со своих земель. Скорее, воспользовавшись моментом, будет преследовать уходящих. Второе. Из-за малочисленности кыргызов уходить-то особо было некому. Третье. Как раз-то после ухода хуннов началось возвышение кыргызов над динлинами. Динлино-кыргызский союз стали возглавлять кыргызы, объявившие себя преемниками ушедших хуннов. Значит, никто никуда не уходил.

В истории нередки случаи, когда в раннеклассовых государствах правитель со своей дружиной были чужеземцами. В данном случае кыргызы тоже стали правящим родом в среде местного разноплемённого населения. Приход к власти кыргызов подтверждается тем, что в китайских источниках перестают упоминаться динлины. Последний раз они упоминаются, когда речь идёт о событиях 147-156 годов. Китайская летопись, описывая деяния предводителя сяньби (кочевые племёна Внутренней Монголии) Тяньшихуая (141-181 гг.), сообщает: «Он на юге грабил пограничные места, на севере остановил динлинов».

Источник III в. вместо динлинов уже сообщает о «владении гяньгунь». С конца I в. хунны стали подвергаться ударам сяньби (древнемонгольские племена кочевников из Внутренней Монголии), и в середине II в. держава хуннов пала. После сяньби, с IV до середины VI века в монгольских степях властвовали жужани, монгольские племена Северного Китая. Их сменили тюрки (545-744 гг.), распространив своё господство в период наибольшего расцвета от Маньчжурии до Азовского моря. 

В тексте памятника военному деятелю Тюркского каганата Кюль-Тегину (умер в 731 гг.) при описании войны тюрков с кыргызами сказано: «Мы завели порядок в немногочисленном народе кыргызов». В китайской хронике «Синь Тан-шу» в 846 г. говорилось, что «гяньгунь есть небольшой род». Для сравнения, летопись там же добавляет, что население государства Кыргызов достигало «несколько сот тысяч семейств». То есть, в сообщениях о кыргызах речь идёт о немногочисленном племени, и эти факты дополнительно опровергают версию отселения кыргызов на Тянь-Шань в раннем средневековье.

В VI в. в Минусинской долине возникло государственное образование. Образовавшееся на Енисее государство было полиэтничным, но основное, наиболее многочисленное население называло себя «хакас» (кит. хагас). Поэтому некоторые исследователи называют его древнехакасским государством. Л. Р. Кызласов пишет: «Несправедливо называть государство енисейских племён VI-XIII веков по имени правящего рода. Создали это государство и населяли его древние хакасы. Поэтому историческая справедливость обязывает называть его государством древних хакасов». Кстати, и в китайских источниках оно называется «государство Хагас».

Наличие другой версии названия государства вполне естественно. Удивительно, что в киргизской историографии она замалчивается. Так как в данной статье речь идёт о киргизах, то я, отдавая предпочтение версии Л. Р. Кызласова, однако с большой неохотой буду называть «государство Кыргыз» вместо более соответствующего исторической справедливости «государство Хагас». Кроме китайских сообщений, первое известное и бесспорное упоминание о кыргызах относится к VI в..

По рассказу византийского историка Менандра, в 569 г. посланнику византийского императора в Тюркский каганат подарили пленницу «из народа, так называемых, херхисов». (Аристов Н. А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы. Бишкек. 2001, стр. 211). «Херхисы – это, конечно, кыргызы, но не тянь-шаньские, а енисейские. Примечательно, что это сообщение несколько предшествует времени появления названия «кыргыз» в орхонских и енисейских надписях. Это, наверное, и есть период формирования енисейской народности «кыргызы». В борьбе против Китая и тюрков гяньгуни и динлины объединились, слились, образовав в начале второй половины 1-го тысячелетия этнос енисейских кыргызов.

В 630 году Китай покорил Восточный тюркский каганат. В 682 г. тюрки выступили против китайцев и восстановили Восточный тюркский каганат, но в 744 г. потерпели поражение от уйгуров, создавших Уйгурский каганат. Все эти каганаты либо покоряли енисейских киргизов, либо осуществляли на них нашествия. Эти перечисленные нашествия в Южную Сибирь и покорения гяньгуней (хуннами, сяньби, жужанями, тюрками, китайцами и уйгурами) не могли не оставить след в их культуре и наследственности.

Если даже с превеликой натяжкой согласиться переселением енисейских кыргызов на Тянь-Шань, то возникает вопрос: многое ли осталось у тянь-шаньских киргизов от гяньгуней в результате всех этих наслоений, тем более, уже после их смешения с динлинами, древнемонгольскими племенами, уйгурами, кипчаками Прииртышья (об этом я расскажу позже) и местными тянь-шаньскими племенами. В таких случаях, когда речь идёт не о предках, а о сомнительном и туманном родстве, приводят русскую поговорку: седьмая вода на киселе. На этом я заканчиваю повествование о гяньгунях.

В орхонских надписях начала VIII в. уже упоминаются кыргызы, возглавляемые кыргызским правителем, с местным титулом ажо, Барс-бегом. Возможно, теперь можно твёрдо говорить о преемственности тянь-шаньских киргизов с енисейскими кыргызами, так как сообщений о них предостаточно. Но не будем спешить, а рассмотрим последующие события.

Этноним «кыргыз» расшифровывают по-разному. По первому варианту этноним "кыргыз" слагается из двух частей: "кыр" - холмистая степь и "гыз" (гуз, огуз) – племя, т. е. степное, кочевое племя. По второму варианту «кыргыз» видоизменённое «кырк жюз» – сорок сотен, «сорокасотенный, народ из сорока родов». По третьей версии термин «кыргыз» происходит от древнетюркского «кырыг» – красный, то есть «жители красных мест, красный народ». Это подтверждается широким распространением красноцветных почв и пород от Енисея до Алтая.

С этим связано и наличие в этом регионе многочисленных тюркских, монгольских и русских названий с определением «красный». Если согласиться с последней версией, то тогда гяньгуни с их китайскими написанием и переводом отпадают совсем. Но сторонники древности киргизов и здесь находят выход: гяньгунь читают, как цзяньгун и переводят, как «кыргун» – красная страна, забывая, что в этот период китайцы кыргызов называли уже «сяцзяцзи».  

В 745 г. в Центральной Азии возник Уйгурский каганат. В 758 г. уйгуры завоевали государство Кыргызов. Однако подчинение кыргызов уйгурами было номинальным, так как правителем в государстве Кыргызов  остался тот же Ажо (правитель), получивший на это право ценою откупа в виде дани. По термину Ажо существуют две версии. По одной – это титул, так назывался правитель государства Кыргызов. По другой – это имя правящей династии государства Кыргызов.

Эту вассальную зависимость кыргызы использовали в борьбе за полную независимость. В 820 г. кыргызский Ажо объявил себя каганом, независимым от уйгуров. По понятиям кочевников в степи мог быть только один каган, который должен был править народами, «живущими за войлочными стенами». Поэтому в ответ каган уйгуров Бао-и (808-821 гг.) начал войну с кыргызами. На протяжении двадцати лет кыргызы вели войну с уйгурами. Союзниками кыргызов в этой борьбе были тюрки-шато и карлуки на западе и байырку в Монголии.   

Однако, случившаяся многолетняя засуха в Центральной Азии подорвали мощь конницы уйгуров, а засилье аристократии и слабость династии привели к дезорганизации управления. Один из уйгурских министров Кюлюг-бага-тархан перебежал к кыргызам и сдал им все сведения про оборону уйгуров. Эти два фактора стали причиной гибели Уйгурского каганата. Объединённое войско кыргызов и союзников в 840 г. обрушилось на столицу каганата Орду-Балык (Монголия, на левом берегу верховьев р. Орхон). Город был взят штурмом и сожжен. 

В результате нашествия енисейских кыргызов значительная часть уйгуров ушла на юго-запад в сторону Восточного Тянь-Шаня, образовав Турфанское княжество (Турфан – город в Синьцзян-Уйгурском районе Китая.), просуществовавшее до нашествия монголов (Вопросы истории, 2020, №12(2), стр. 224). В 843 г., кыргызы возобновили военные действия против уйгуров и вторглись в Восточный Туркестан, захватив города Бешбалык (Западный Китай, район современного Урумчи) и Куча (Западный Китай, округ Аксу). 

Этим было положено начало господствующему положению енисейских кыргызов в Центральной Азии. Государство Кыргызов в период своего могущества с востока на запад простиралось от реки Керулен в Восточной Монголии и до Иртыша; на севере занимало Алтай, средний Енисей и Прибайкалье, на юге – северные районы Восточного Туркестана. В. В. Бартольд даже ввёл термин «великодержавие кыргызов». Обратите внимание: территория современной Киргизии в государство Кыргызов не входила, что важно при опровержении версии о двух тысячелетиях государственности Кыргызстана. 

В конце IX в. кыргызы вновь усиливают натиск на Восточный Туркестан. Они захватывают город Аксу и доходят до Кашгара. Однако "Хягас не мог совершенно покорить  хойху» (уйгуров). Уйгурское Турфанское княжество выстояло в этой борьбе, и енисейские кыргызы под давлением уйгуров оставили перечисленные города и отошли на север. (Вопросы истории, 2020, №12(2), стр. 228). (Джунгария – регион Центральной Азии на северо-западе Китая, занимающий северную половину Синьцзяна). Я подробно описал походы кыргызов в Восточный Туркестан, чтобы показать, что енисейские кыргызы на Тянь-Шане не были, и территория современного Киргизстана в государство Кыргызов не входила даже временно.  

К началу X в., неудовлетворённые скудостью ресурсов новых территорий, засушливым климатом для земледелия, а также с утратой «великодержавия» енисейские кыргызы покинули завоёванные территории и вернулись в Минусинскую долину. Уход кыргызов обратно  на север был вызван несколькими причинами. Во-первых, изначально кыргызы не ставили своей целью захват новых территорий, их походы  представляли собой противостояние уйгурам и обыкновенные военные грабежи. Именно поэтому, персидские летописи считали их варварами.  

А по мнению Ю. С. Худякова, «главная причина кратковременности «кыргызского великодержавия» … истощение людских ресурсов относительно немногочисленного кыргызского населения в длительной войне и их распыление на обширных территориях». (Худяков Ю. С. Вооружение енисейских кыргызов. Новосибирск. 1980, стр. 162). Поэтому и во всех разбираемых версиях о переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань не забывайте, что кыргызы были, во-первых, малочисленным и, во-вторых, главное, правящим родом, и им не было особой нужды куда-то уходить.    

Во второй половине X в. войска Караханидов в своих северо-восточных походах, выйдя на Кашгарскую равнину и к р. Иртыш, кыргызов не встречали ни в качестве врагов, ни в качестве союзников. В связи с занятием енисейскими кыргызами северной части Восточного Туркестана выдвигается версия №2: во время «великодержавия кыргызов», заняв Восточный Туркестан, часть енисейских кыргызов переселилась на Тянь-Шань. (Изв. Кирг. филиала АН СССР. 1945 г., вып. 1, стр. 73).

Перечисляя территории, занятые кыргызами в период наибольшего распространения их государства, историки называют Прибайкалье, Монголию, Алтай, Джунгарию, Восточный Туркестан. Но нигде не упоминается Тянь-Шань. Да и Восточный Туркестан, как район переселения кыргызов, под вопросом. Погребений енисейских кыргызов в Восточном Туркестане не обнаружено. Поэтому можно утверждать, что кратковременность пребывания кыргызов в Восточном Туркестане и других районах кыргызской экспансии во второй половине IX в. носило характер завоевания, а не миграции этноса. (Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб. 2005. стр. 265).  

Очень сомнительно переселение жителей господствующего государства в соседнюю, не завоёванную страну. Но если даже с натяжкой и предположить такое переселение, то это будет переселение очень незначительного количества, отдельного даже не племени, а какого-нибудь рода. Проследите процесс переселения: из малочисленного племени кыргызов на Енисее часть переселилась в Восточный Туркестан, а из них часть переселилась на Тянь-Шань. Если даже и признать эту версию, то опять будет слишком тонкая связующая ниточка, которая не могла сыграть даже незначительную роль в формировании киргизской нации.

В начале X в. на северо-востоке Китая образовалось государство монголоязычных племён киданей, известное в истории под названием империя Ляо (907-1125 гг.). Расширяя границы своего государства, киданьский император Елюй Амбагянь в 916 и 924 гг. совершил два похода в Монголию. Вторжение киданей в центрально-азиатские степи привело к кардинальным этническим изменениям в Центральной Азии. Оно вынудило многие тюркоязычные объединения уйти на запад, а на освободившиеся земли переселились монголоязычные племена из бассейна Амура и Маньчжурии.

Версия №3: под натиском киданей часть енисейских кыргызов уходит на Тянь-Шань. Во-первых, по поводу версий о переселении киргизов на Тянь-Шань в X в. и ранее В. В. Бартольд писал: «Если бы киргизы жили в Семиречье уже в эпоху Караханидов, то они, несомненно, приняли бы ислам в X или XI вв.». Напомню читателям, что государство Караханидов (840-1212 гг.) – средневековое государство в Центральной Азии, в которое входила и территория современного Киргизстана. Правитель караханидов Сатук Богра-хан (правил в 942-955 гг.) принял ислам с новым именем Абд ал-Карим.

Его сын Муса Бойташ Богра-хан (955-970 гг.), принявший титул Арслан-хан, объявил ислам государственной религией и всё население государства начал обращать в ислам. По легенде, нежелающим принять ислам Арслан-хан придумал оригинальную казнь – гвоздями прибивали чалму к голове. Таким же способом усердно заботился о распространении ислама в Моголистане, куда входила и Киргизия, и Мухаммад-хан, правивший в 1408-1415 гг. Межу тем, киргизы даже в XVI-XVII вв. были язычниками. В этот период у киргизов патриархальное обычное право, языческие верования и системы с культом предков и культом животных были укоренены глубже и распространены шире, чем ислам.

Что это? Стойкость в своей вере? Да нет, просто киргизов в этот период на Тянь-Шане ещё не было, их предки со своими верованиями пришли сюда позже. Ислам среди киргизов стал распространяться с завоеванием Киргизии Кокандским ханством в начале XIX в., когда сюда прибыли проповедники и муллы из Ферганы, а после присоединения к России вместе с предприимчивыми татарскими купцами проникли и татарские муллы, которым удалось укрепить позиции ислама среди кочевников, но всё же, по-прежнему, подверженных влиянию язычества. Констатируя такое положение, Ч. Валиханов писал, что даже казахи «мусульманнее» киргизов.

Во-вторых, здесь уже искажение исторических фактов. Переселение народов, вызванное нашествием киданей, не коснулось енисейских кыргызов, потому что к 20-ым гг. X в. они уже ушли из центральных районов Азии. В Монголии кидани кыргызов не встретили. Источники сообщают, что император киданей Абаоцзи в 924 г. «на западе захватил древние земли туцзею» (тюрков) и «вступил в землю уйгуров». Кыргызы не упоминаются. То, что нашествие киданей не коснулось кыргызов, и они не уходили на Тянь-Шань, свидетельствует установление мирных отношений киданей с кыргызами. По данным хроники династии Ляо-ши (907-1125 гг.) кыргызы с киданями сразу установили дружественные отношения.

Некоторые из кыргызов ездили в государство Ляо, даже для того, чтобы получить образование. Так, в источнике за 931 г. сообщается, что «западная граница (государства киданей) руководила приходом стремившихся к просвещению людей государства хягасы». (Опять хагасы, а не кыргызы!) В 948 году киданьский вельможа Бьен-ду был отправлен послом в государство хагасов. В 952 и 977 гг. хагасы присылали к Ляо посольства с подарками для установления торговых отношений. Так что кыргызам не было причин бежать от киданей на Тянь-Шань.

В 1125 г. подвластные киданям чжурчжени, проживавшие в Маньчжурии, восстали. Под натиском чжурчженей часть киданей, кара-кидани или кара-китаи, откочевала на Тарбагатай. Версия №4: вместе с кара-китаями ушли и енисейские кыргызы. Не могли кыргызы переселиться под напором чжурчженей и в XII в., когда в 1125 году кара-китаи во главе с гурханом Елюй Даши двинулись с реки Орхон сначала на северо-запад. По сообщению летописи, кара-китаи «подошли к границе кыргыз и нападали на племена в тех пределах. То племя оказывало им противодействие. Оттуда они (кара-китаи) тоже двинулись, пока не достигли Имиля». (Река Эмель в КНР и Казахстане, впадает в озеро Алаколь – Б. М.).

Абул-Гази (хивинский хан и историк XVII в.), опираясь на свои источники, об этом же событии пишет: «Многие семейства кара-китайские почему-то взбунтовались против своих государей и, убежав оттуда, перешли в земли кыргызские. Считая тамошних жителей за пришельцев, они начали похищать скот у них, а потому и там не могли ужиться, перешли в землю Имиль». То есть, кыргызы отразили нашествие кара-китаев.

Кара-китаи вынуждены были двинуться дальше на запад, в Джунгарию к реке Эмель, и кыргызам незачем было уходить вместе с кара-китаими. Разгром кара-китаев кыргызами подтверждается и сообщением Джувейни (персидский историк XIII в.), который сообщает, что когда гурхан кара-китаев обосновался в Семиречье, в 1133 г .«он отправил войско на Кашгар и Хотан и покорил их. Затем он послал войско к пределу кыргыз, чтобы отомстить за беспокойство, причинённое ими».

Кыргызы сохранили своё государство на Енисее и после того, как чжурчжени вытеснили киданей на Тарбагатай. Окончательный удар государству кыргызов был нанесён монголами. В начале XIII в. на политическую арену выдвигаются монголы. Весной 1206 г. Чингизхан был провозглашён Великим ханом. Свои завоевания он начинает походами на север против лесных племён. В 1207 г. армия под командованием старшего сына Чингизхана Джучи покорила все лесные народы, жившие в Южной Сибири от Байкала до Алтая.

Версия №5: во время нашествия монголов часть енисейских кыргызов уходит на Тянь-Шань. Но, во-первых, на Минусинскую котловину монголы наступали с юга, поэтому отступать кыргызы на юго-запад, на Тянь-Шань ну никак не могли. Во-вторых, они и не собирались никуда уходить. Правители государства Кыргызов, знавшие политическую ситуацию в соседней Центральной Азии, «выразили свою покорность Чингизхану». Они, вслед за ойратами и вместе с другими «лесными» народами, добровольно подчинились монголам.

Кыргызы, Минусинской котловины «выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями». Наоборот, экспансия монголов показывает, что под их натиском переселялись другие племена, но не кыргызы. Вытесненные Чингизханом группы меркитов и найманов при переселении разделились: меркиты двинулись в Дешт-и-Кипчак, а найманы во главе Кучлуком направились в Семиречье. Обращаю внимание: не кыргызы, а найманы.

Не могли кыргызы переселиться и во время монгольского господства, когда Минусинская котловина и Тянь-Шань находились в составе одной империи монголов. Дело в том, что Саяно-Алтайскому нагорью монголы отводили роль производственной и сырьевой базы. Поэтому завоевание северных районов, богатых рудными ископаемыми и населённых горняками, металлургами, кузнецами, ремесленниками и хлебопашцами, совершилось монголами по экономическим соображением и в первую очередь. Они стремились создать тыловую базу для снабжения своих войск хлебом, оружием и конским снаряжением.

В Южной Сибири монголами создавались ремесленно-земледельческие поселения. Туда, наоборот, принудительно переселяли захваченных в плен ремесленников. Китайская летопись «Юань-ши», составленная в 1310-1381 гг. сообщает, что «в 1269 г. правителем цзилицзисы (кыргызы) был назначен Лю Хао-ли».  Это сообщение «Юань-ши» подтверждает, что кыргызы после покорения монголами в 1207-1209 гг. не ушли на Тянь-Шань, а во второй половине XIII вв. по-прежнему находились на Енисее.

Читатель вполне резонно может заметить, что слишком много версий о переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань. Надо признать, что обсуждаемый вопрос охватывает довольно продолжительный промежуток времени, а тема сложная и до конца не исследованная, поэтому и несколько точек зрения. Но этим же пользуются и сторонники переселения киргизов с Енисея: не мытьём, так катаньем. Опровергли одну версию, вот вам другая, но нам всё равно две тысячи лет, и мы с Енисея.

Сторонники переселения с Енисея, взамен опровергнутых конкретно датируемых переселений, выдвинули гипотезу о поэтапном, растянувшемся на несколько веков, перемещении енисейских кыргызов на Тянь-Шань. Так, А. Н. Бернштам придерживался гипотезы о многоэтапном переселении киргизов с Енисея, что «Тянь-Шань свыше пятнадцати столетий принимал к себе енисейских гостей». (Изв. Кирг. Филиала АН СССР. 1945, вып. 1, стр. 74). Но без об объяснения , почему так сложилось и как это происходило.

Однако и эта гипотеза не получила признания на специальной сессии, занимавшейся проблемой этногенеза киргизского народа. Обоснованных версий, в чём заключаются связь тянь-шаньских киргизов с гяньгунями и преемственность государственности между енисейским государством Кыргызов и совремённым Киргизстаном, кроме одинакового наименования народов, в настоящее время нет.

Также настойчивый читатель нетерпеливо спросит: «Так что, с Енисея на Тянь-Шань никто и не переселялся?» Переселялись, но только не именно енисейские кыргызы, а подвластные им племена из государства Кыргызов. Сообщения мусульманских авторов и китайских хроник показывают, что население государства Кыргызов не было однородным. Оно представляло собой сложную этническую общность, состоявшую из этноса-элиты (кыргызов) и ряда племён, как привилегированных (булсары, ач), так и занимавших подчинённое положение в социальной иерархии (горно-таёжные племена дубо, милигэ, эчжи).

Но вследствие великодержавия енисейских кыргызов термин «кыргыз» в X в. приобретает не только этническое, но и политическое значение. В средневековых источниках кыргызами теперь называют не только племена, которые являлись кыргызскими по своему происхождению, но и другие тюркоязычные племена, входившие в государство Кыргызов и подчинённые кыргызскому правителю, но ни по языку, ни по культуре они к кыргызам не относились. Из-за главенствующей роли рода кыргыз в государстве на Енисее, тюрки и уйгуры все эти племена называли кыргызами, а за тюрками другие соседние народы и многие авторы прошлого также ошибочно называли кыргызами всё население этого государства.

Абрамзон С. М. В статье «Вопросы этногенеза киргизов по данным этнографии» отмечает: «Анализ историко-культурных данных и хода исторического развития в районах Центральной Азии, соприкасающихся с территорией современной Киргизии, заставляет признать, что этническим ядром киргизской народности могли стать только тюркоязычные племена южной окраины древнего объединения кочевых племён, носившего название «Кыргыз», имевшее само по себе не столько этническое, сколько политическое значение. Впоследствии это название политического союза, в который входили племена, образовавшие киргизскую народность, было, очевидно, перенесено этими племенами на образованную ими народность и приобрело этническое значение».

Сходное положение наблюдалось и на территории Киргизии во время существования государства Моголистан. При упоминаниях о населении государства Моголистан термин «могол» обозначал не только переселившихся и тюркоизированных монголов, но и различные кочевые племена и народности, проживавших в государстве Моголистан, независимо от их языка и религии.

В Южной Сибири вассальные, зависимые кочевые племена, плативших дань кыргызам, называли кыштымами, от слова «киш» – соболь. Дань платили, в основном, пушниной. Но они, как уже говорилось, ни по языку, ни по культуре к кыргызам не относились. В анонимном сочинении «Худуд ал-Алам» говорится, что имеется «род кыргызов по имени «кесим», который устанавливает свои войлочные юрты по склонам гор. Они являются племенем, отличающимся от кыргызов, их язык ближе всего к карлукскому, а одежда подобна одежде кимаков». Пользуясь сменой властей и стремясь покончить с зависимостью от кыргызов, некоторые кыштымы в нестабильные времена, при очередном нашествии инородцев уходили в другие края, в поисках лучших пастбищ и «хороших» правителей.

Подчинённые кыргызам племена, уйдя из своего бывшего государства, на новом месте получали новое обозначение по названию своего бывшего племени-гегемона. Похожие процессы были не редкостью в Центральной Азии. «Даже отколовшись от первоначального ядра и полностью изменив свой этнический состав и место обитания, новые племенные союзы в силу политической традиции зачастую сохраняли названия прежних племён-гегемонов. Иногда такие обозначения сохраняются и в современную эпоху. Так, татары Поволжья, ... этнически никак не связаны с монголоязычными татарами средневековой Центральной Азии, а турки Малой Азии отнюдь не являются потомками господствующего племени Тюркского каганата VI-VIII вв.» (История Киргизской ССР, т. 1. Фрунзе. 1984, стр. 428).

В Европе всех туристов из России, несмотря на их принадлежность к разным нациям, называют русскими, кроме тюркских народностей, по складу лица, схожих с китайцами. Вот и при нашествиях киданей в XII в. и монголов в XIII в. часть кочевых племён государства Кыргызов (не именно кыргызы) и часть центрально-азиатских тюркских племён ушли на запад в Или-Иртышское междуречье.

В Прииртышье кыштымы были ассимилированы восточными кыпчаками (кимаками), принявшими этноним «кыргызы», и впоследствии переселились на Тянь-Шань. (С. Г. Кляшторный, А. М. Мокеев, В. П. Мокрынин, К. И. Петров). По этой же причине у башкир, тувинцев, бурятов и якутов имеются группы киргис (хиргис), потому что их предки были выходцами из государства Кыргызов в разные времена, по разным причинам переселившиеся, кроме Тянь-Шаня, на Урал, в Западную Сибирь, на Алтай и в Забайкалье.

В период возвышения монгольских племён ойрат-монголы (калмыки), имея в своём подчинении енисейских и тянь-шаньских киргизов, первых именовали их самоназванием (кергуты), а вторых – буруты. Этим они отмечали, что енисейские кыргызы и тянь-шаньские киргизы – два разных народа. Вслед за ними китайцы и другие соседи называли тянь-шаньских киргизов бурутами. Но у самих киргизов такое название не встречалось.   

Историк В. А. Ромодин пишет: «Вопрос о времени распространения этнонима «киргиз» («кыргыз») на Тянь-Шане остаётся неясным и дискуссионным. Этот термин, ныне имеющий определённое этническое значение, как название и самоназвание киргизского народа, в прошлом мог иногда применяться в ином значении, с политической окраской в тех случаях, когда говорили о подданных киргизских ханов, или некиргизских племенах, подчинявшихся киргизам или входивших в состав объединения племён, возглавлявшихся киргизами».

В сочинениях арабских и персидских авторов IX-XV вв. киргизы упоминаются с привязкой, в лучшем случае, к окрестностям Тянь-Шаня, но не с территорией современной Киргизии. В 840 г. арабский географ Абу Далаф сопровождал посольство Китая, возвращавшееся из Бухары на родину. Они проезжали через Тянь-Шань и Восточный Туркестан. Абу Далаф оставил описание об этом путешествии, в котором содержатся данные о карлуках и киргизах. Карлуки обитали на Тянь-Шане и в Семиречье. Савка их правителей первоначально находилась в городе Суяб, на реке Чу. Киргизов автор помещает между территориями карлуков и уйгуров, т. е. вне Тянь-Шаня. (Вопросы истории, 2020, №12(2), стр. 227).

Арабский географ аль-Истахри (908-951 гг.) сообщает, что страна киргизов лежит за Уструшаной (северо-восточная часть Ферганской долины), Ферганой, Илаком, Шельджи и лабанцами. Средневековая область Илак находилась к востоку от Ташкента, г. Шельджи – в Таласской долине, а лабан, один из карлукских родов, обитал в долине Кемина. Все эти сведения, указанные аль-Истахри о местонахождении киргизов, подтверждает и другой арабский географ X в. ибн-Хаукаль в сочинении «Книга путей и стран». (Там же, стр. 226). В географическом трактате 982 г. неизвестного автора «Худуд-ал-алам» («Границы мира»), сообщается, что киргизы располагались на севере от карлуков и чигилей. Сам автор трактата упоминает карлуков в Чуйской и Таласской долинах, а чигилей – в Иссык-Кульской котловине. (Там же, стр. 225).

Книга «Природа животных» арабского автора ал-Марвази (1056-1124 гг.) состоит из двух трактатов: зоологического и посвящённого описанию людей и народов. Он также помещает киргизов в Восточном Туркестане. (Там же, стр. 228). Мухаммед Бекран из Хорасана (область Персии) в своём сочинении «Книга о мире», написанном в 1208-1209 гг., указывает расселение киргизов в верховьях р. Или. (Там же, стр. 229). Т. е., все перечисленные авторы раннего средневековья указывают местонахождение киргизов вне Тянь-Шаня.  

О киргизах на Тянь-Шане нет упоминания даже в описаниях походов Тимура в 1371-1390 гг. и Улугбека в середине XV в. в Моголистан, в состав которого входила территория современного Киргизстана. Но внук Тимура Искандер упоминает о киргизских красавицах. Он на рубеже XIV-XV вв. совершил поход в Моголистан и оттуда послал в подарок своему деду «несколько ... киргизских пишбалыкских чаровниц». (Бешбалык – средневековый город, его оставшиеся развалины находятся на севере Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР).

По сообщению «Тарихи-и-Рашиди» (исторический труд середины XVI в. государственного деятеля Моголистана Мухаммада Хайдара Доглата), после поражения моголов в 1503 г. от узбекского хана Шейбани хан моголов Махмуд, отойдя от активной деятельности, предоставил северо-восточную часть Моголистана своим двум племянникам. Мансур-хан получил в правление область Аксу, а его брат Халиль-Султан в Семиречье  стал во главе киргизов. Это первое упоминание о киргизах на Тянь-Шане.

Другие первоначальные упоминания о киргизах на Тянь-Шане также относятся к началу XVI в. [Вопросы истории, 2020, №12(2), стр. 231]. В это время о них появляются сообщения, связанные с событиями на Тянь-Шане, но не говорящие о том, как, когда и откуда киргизы пришли. Енисейские кыргызы, если и могли переселиться на Тянь-Шань, то в очень, очень незначительной численности, и при образовании современной киргизской нации и никак не могли составить не то, что её этническое ядро, но даже какой-нибудь существенной части.  

А. Н. Бернштам, после критики его смелой версии о прямой связи тянь-шаньских киргизов с гяньгунями и их переселении на Тянь-Шань, чтобы смягчить свою позицию, в статье «К вопросу о происхождении киргизского народа» уже писал: «Древние киргизы Енисея – это ещё не тянь-шаньские киргизы». М. Б. Джамгерчинов также пришёл к выводу, что «сибирские кыргызы не были этническим компонентом киргизской народности". Доказательством таким выводам являются следующие факторы.

В перечне археологических находок, обнаруженных на территории Киргизии и сходных с енисейскими, указываются стрелы и наконечники к ним, кресала, пряжки, стремена, детали поясных наборов, подвески и др. То есть предметы, принадлежащие мужчинам. Женских украшений, бытовых предметов археологи не находят. На основании этих находок ленинградский историк Д. Г. Савинов сделал вывод, что енисейские кыргызы если и были на Тянь-Шане, то только наездами, отдельными воинскими отрядами, что не означает переселение.

Первое время после покорения енисейских кыргызов монголы ограничивались только сбором дани. Но с началом в 1211 г. бесконечных завоевательных войн гнёт и поборы усилились, и кыргызы в 1218 г. восстали. Восстание было подавлено. Волнения были в 1251 и в 1273 гг. В 1293 г. кыргызы снова восстали при поддержке правителя Чагатайского улуса Хайду, который вёл борьбу с великим ханом Хубилаем. Наверное, восстание было настолько серьёзным и массовым, что для его подавления Хубилай посылает своего лучшего полководца, начальника личной гвардии – Тутуху. Я перечислил восстания енисейских кыргызов для того, чтобы показать, что и после монгольского нашествия кыргызы оставались на Енисее.

Остатки народа восставать не стали бы. Значит, и после нашествия монголов, до конца XIII в. основная масса  кыргызов, если не все, по-прежнему оставались на Енисее. Это подтверждает и «История Юань», сообщая, что в 1293 г. Тутуха покорил пять племён кыргызов, живших на Енисее. Против монголов восставал не просто сохранившийся, а единый, сплочённый народ, хотя сторонники енисейской версии представляют нам его уходящим на Тянь-Шань при каждом нашествии врагов или при каждом удобном случае. Значит, переселялись не кыргызы, а другие племена из государства кыргызов.

1293 г. стал годом окончательной гибели государства Кыргызов. Чтобы окончательно сломить сопротивление местных народностей, монголы наиболее неспокойные племена выслали, а на их земли водворили военных поселенцев из внутренней Монголии. Часть кыргызов была переселена в Манчжурию, в область На-янь (ныне уезд Фуюй, провинция Хэйлунцзян, Китай). Естественно, зачем переселять строптивое племя в благодатное Семиречье, да ещё к своему противнику Хайду для его усиления, в суровую Манчжурию их.  

Ещё при жизни Чингизхан разделил свою империю между своими сыновьями. Старший сын Джучи получил Енисейско-Иртышское междуречье и Дешт-и-Кыпчак, пространство к западу от Иртыша; второму сыну Чагатаю отошла Средняя Азия; третий сын Угэдэй получил Западный Китай, Западную Монголию и Тарбагатай; четвёртый, младший сын Толуй, согласно обычаю, унаследовал отцовский улус, где правил сам великий хан, и Маньчжурию. В результате Или-Иртышское междуречье, которое населяла особая общность восточных кыпчаков, именовавшаяся «кыргызами» (ранее я уже объяснял почему), а в официальных монгольских списках – кимаками, оказалось на стыке трёх улусов. Эта общность сформировалась в X в. в районе между Иртышом и Тарбагатаем в результате переселения сюда отдельных племён из Южной Сибири и смешения их с местными кыпчакско-кимакскими племенами. 

Джучи дополнительно получил ещё и четыре «тысячи» из монгольских племён. (Территория Монголии делилась на три округа. Каждый из трёх округов по военной системе делился на «тьмы» – 10 тыс. человек, «тысячи», «сотни» и «десятки»). В результате этого разделения кыпчако-киргизские племена Или-Иртышского междуречья и переселённые монгольские племена оказались в улусе Джучи вместе с кыпчаками, составлявших большинство населения улуса. Монгольские племена быстро растворились в массе кыпчаков и были отюречены.

Под влиянием влиятельных кыпчакских предводителей Джучи отказался повиноваться отцу. Влияние кыпчаков принижало роль монгольской верхушки, окружавшей Джучи, и её представители, с ведома Чингизхана, в 1225 г. отравили Джучи. Учитывая неприятный опыт, Чингизхан не стал передавать столь большое владение в одни руки и разделил улус между сыновьями Джучи.

Старший сын Орда-Эжен (Орду-Ичен) получил Прииртышье и земли далее на запад до Яика. Второму сыну – Бату передавались Поволжье и земли, предназначенные для будущих завоеваний на западе. Старшим являлся Орда-Эжен, который и должен был заступить на место отца, но старшим был назначен Бату. Орда-Эжен добровольно уступил старшинство своему гораздо более энергичному младшему брату – Бату. На основе Поволжских владений сложилось государство «Кок-Орда», другое название «Золотая  Орда», а из владений Орды-Эжена – государство «Ак-Орда». Разночтение в цветовых обозначениях восточной и западной частей улуса Джучи связано с тем, что у тюрок и монголов запад обозначался белым цветом, а восток – синим; у персов же, наоборот, восток был белым, а запад – синим.  

В 1248 г. умер хаган Монгольской империи Гуюк. (Хаган – у монголов верховный правитель, он «ведал всеми монголами»). Благодаря содействию Бату (Батыя), который сам отказался от претензий на трон, хаганом в 1251 г. избрали сына Толуя Мунке, который был ближайшим другом Бату, начиная с похода на Русь. Избрание хагана затянулось из-за сопротивления Угэдэидов и Чагатаидов, которые, естественно, хотели провести на трон своего ставленника.

С  этой борьбы между чигизидами за трон великого хагана в 50-х гг. XIII в. началась смута в Монгольской империи, которая непосредственно коснулась кыргызско-кыпчакских племён Или-Иртышского междуречья. Поэтому кратко расскажу о событиях в Монгольской империи в этот период. После утверждения Мунке хаганом многие Угэдэиды и Чагатаиды оказались в опале или были сосланы, а их сторонники казнены.
Продолжение во 2-ой части.

Категория: Мои статьи | Добавил: Борис (08.01.2018)
Просмотров: 3232 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0