Главная » Статьи » Мои очерки

ДРЕВНОСТЬ КРАЯ И ОКРЕСТНОСТЕЙ СЕЛА БЕЛОВОДСКОГО. ЧАСТЬ 2-АЯ.

Продолжение, начало в 1-ой части.

ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ

В древности и в средневековье через раскалённые солнцем пустыни Восточного Туркестана (в Китае он именовался Западным краем – совремённый Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), через оазисы Средней Азии, по бескрайним азиатским просторам пролегал торговый путь, который в 1877 году немецкий географ Карл фон Ритгофен назвал Великим шёлковым путём. Этим путём в давние времена и долгое время осуществлялась торговля между восточным и западным мирами.

Начало существования этого древнего торгового пути имеет точную дату – 123 год до н. э. Известно и имя первооткрывателя – китайский дипломат и путешественник Чжан Цян. В 138 году до н. э. молодой китайский посол невысокого ранга, но уже дважды побывавший в зарубежных государствах, был вызван к императору У-Ди и отправлен к западным соседям – кочевникам юэчжам. Северные соседи Китая, воинственные кочевники гунны были давними и постоянными врагами китайцев.

От их набегов не спасала даже мощная Великая китайская стена, и китайским императорам приходилось платить гуннам унизительную дань. Император отправлял дипломата к юэчжам, чтобы сделать их союзниками и договориться о совместной борьбе против общего врага – гуннов. Чжан Цян в сопровождении более сотни солдат, проводников, писцов, погонщиков и купцов, с богатыми дарами и дипломатическими посланиями к владыкам юэчжей отправился в путь.

В этом путешествии Чжан Цяну пришлось перенести много трудностей: десять лет плена у гуннов, бегство, но всё же он добрался до юэчжей, ушедших на Аму-Дарью. По пути Чжан Цян побывал в главной ставке усуней – в городе Чигу на  берегу озера Иссык-Куль. В усунях Чжан Цян увидел мощного союзника Китая, поставщика хороших лошадей для китайской конницы. С этой вестью он и вернулся на родину через тринадцать лет после своего отъезда. Так был разведан маршрут нового торгового пути. В 123 году до н. э. император У-Ди издал указ, поощряющий торговлю в других странах.

Первым по новому пути, но теперь уже с большим торговым караваном и с новой дипломатической миссией к усуньскому правителю снова пошёл Чжан Цян. Со временем этот торговый путь прокладывался дальше, пополнялся дополнительными путями и ответвлениями в разных направлениях. В результате образовалась трансконтинентальный торговый путь из Китая к Среднему морю, в Византию протяжённостью в 7 тысяч километров. Начинался он у западных ворот китайского города Сиань и за городом Ланьчжоу разветвлялся.

В зависимости от историко-экономических условий он имел несколько направлений. Южный путь огибал с юга пустыню Такла-Макан, через Памир пролегал в Персию и далее к Средиземному морю. Средний через Кашгар, Ферганскую долину и Самарканд шёл к южному побережью Каспийского моря и далее тоже в Византию. Северный путь огибал пустыню Такла-Макан с севера и через верховья р. Или шёл на Алматы или к оз. Иссык-Куль, переваливал в Кеминскую долину, выходил в Чуйскую долину, затем направлялся к р. Сыр-Дарье, затем к Ташкенту или, спускаясь по Сыр-Дарье, обходил Каспийское море с севера и далее в Крым.

По этому пути шли купцы с торговыми караванами, путешественники, дипломаты, а нередко и армии завоевателей. Везли шёлк и пряности, оружие и предметы быта, утварь и предметы роскоши, серебро и драгоценные камни, и многое, многое другое. Большие караваны иногда насчитывали до 10 тысяч вьючных животных. В Китай везли персидские ковры, сирийские драгоценные камни, кораллы и жемчуг Красного моря, ткани Египта.

Из Китая наиболее важным товаром был шёлк, а основным покупателем шёлковых тканей была Византия. Шёлк в Европе высоко ценили за его способность противостоять насекомым-паразитам. Потребность Византии в шёлке была огромна, так как помимо нужд знати, шёлк использовался как валюта наравне с золотом и драгоценными камнями. За шёлк Византия получала из Европы всевозможные товары, подкупала союзников и вербовала наёмников. За разглашение тайны шёлка в Китае полагалась смертная казнь.

По одной легенде личинки шелковичных червей были доставлены в Константинополь христианским монахом в пустотелом посохе. По другой – один из правителей Хотана (область в Восточном Туркестане) женился на китайской принцессе, которая и вывезла в своей причёске коконы шелкопряда. Во второй половине VI в. изантия завела собственное производство шёлка. К концу VI в. шёлк уже не имел прежнего значения, но торговля другими товарами по этому караванному пути сохранилась.

По территории Киргизии проходили все три  направления Шёлкового пути. Городища показывают, что северный путь от станции Луговая до Бишкека проходил ппо нынешней трассе, а далее – южнее: мимо Аламедина, Иссык-ата и Бураны до Невакета (ныне село Орловка). От Невакета путь шёл в Чон-Кемин, а затем через перевал Кок-Ойрок выходил на северный берег Иссык-Куля. Северная дорога была в полтора раза длиннее южной, но она почти на всём своём протяжении шла по равнинам, около городов и селений, кроме отрезка Чон-Кемин – Иссык-Куль.

Поэтому купцы предпочитали северный путь, считавшийся лучшей дорогой в Средней Азии. После соединения южной и северной дорог путь через перевал Сан-Таш шёл в Восточный Туркестан. С VIII века возрастает значение северного пути и по следующим двум политическим причинам. После распада империи тюрков на две части ханы западных тюрков преимущественно жили в Семиречье, а ставки кочевых владетелей всегда делались важными торговыми пунктами и привлекали купцов. Во-вторых, сказалось влияние смуты, происходившей в Фергане в VII веке и продолжавшейся несколько десятилетий. В средние века существовали торговые связи между Туркестаном и Поволжьем по Сыр-Дарье и далее по степям Прикаспия на Волгу.

Именно этим путём проезжали посольства Маниаха и Земарха, о которых будет рассказано далее. Этим же путём прошёл в XIII в. путешественник Плано Карпини. По трассам Великого Шёлкового пути располагались торговые центры. В VII-VIII вв. славилась ярмарка в городе Суяб (Ак-Бешим, 6 км. юго-западнее Токмака, ставка западно-тюркских каганов). На территории села Беловодского существовал средневековый город Нузкет, значит, и здесь было торговое местечко, и торговые караваны останавливались не только для ночлега, но и для торговли.

Основным назначением Великого Шёлкового пути была торговля между Западом и Востоком. Но он был не только торговым путём, но и мощной артерией, соединяющей народы и государства. По этому пути в оба конца, с запада на восток и с востока на запад, между государствами и народами шёл взаимный интенсивный обмен и усвоение иноземных знаний и умений, религиозных воззрений и обычаев, философских течений и письменности, изобразительных традиций и мирового кругозора. Яркие тому примеры – распространение буддизма или заключение договора между Византией и Западно-тюркским каганатом.

После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами значительной части Великого шёлкового пути. Главными посредниками в торговле шёлком были согдийцы (на восточно-азиатском участке пути) и персы, контролировавшие путь от Бухары до Сирии. Согдийцы выходцы из Согда – области в долине реки Зеравшана. Торговля шёлком приносила согдийским купцам и тюркским ханам огромные доходы. Кроме того, тюрки имели возможность сбывать через согдийцев военную добычу и дань, собираемую с покорённых народов. Открытие более дешёвых морских путей из Европы в Индию положило конец Великому Шёлковому пути, просуществовавшему полторы тысячи лет.

ТЮРКСКИЙ ПЕРИОД

Прервавшись рассказом о Шёлковом пути, мы остановились на рассказе о государстве V в. Юэбань, существовавшем в Семиречье и Восточном Казахстане. В середине VI в. в Центральной Азии сложилось первое тюркское государство, политическое и культурное наследие которого оказало громадное влияние на историю Средней Азии, в том числе и Киргизстана. Это был Тюркский каганат, просуществовавший с 551 по 745 годы. В 1968 г. в Монголии нашли каменную стелу с надписями. В верхней части памятника изображена волчица, под брюхом которой лежит маленький человек без рук и без ног. Что означал этот рисунок на каменной стеле? Согласно тюркской легенде, записанной в VI в. китайскими историками, предки тюрков, «живших на краю большого болота», были истреблены соседним племенем. Случайно в живых остался только один мальчик, и то изуродованный врагами: ему отрубили руки и ноги. Его подобрала и выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой.

Скрываясь от врагов, всё же выследивших и убивших мальчика, волчица бежит в горы северного Тянь-Шаня. Там в горной пещере она рожает десятерых сыновей, отцом которых был спасённый ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на женщинах Турфана (район Восточного Туркестана). Один из внуков волчицы, по имени Ашина, стал вождём нового племени и дал ему своё имя. Позднее вожди из рода Ашина уводят своих соплеменников на Алтай, где они, возглавив местные племена, принимают имя «тюрк». По легенде это древнее местное название Алтайских гор.

 На Алтае род Ашина объединил вокруг себя местные племена. Новый племенной союз принял наименование тюрк. Первое упоминание этнонима (название народности, нации) «тюрк» относится к 546 г. в китайской летописи. Первоначально термин «тюрк» (сильный, крепкий) имел социальное значение. Тюрками называли представителей военной аристократии. Впоследствии это название перешло не только на племя, во главе которого стояла эта аристократия, но и на другие родственные и подчинявшиеся ему племена.

На Алтае тюрки освоили выплавку железа и производство вооружения, благодаря чему подчинили все алтайские племена. В 545 г. тюрки разгромили уйгуров. В 551 г. вождь тюрок Бумын был провозглашён каганом с титулом «илиг-каган». Он перенёс свою ставку на реку Орхон (Монголия). Она и стала центром новой державы – Тюркского каганата. К 555 г. все племена Центральной Азии оказались под властью тюрок. В это же время младший брат Бумына – Истеми подчинил владениям тюрков объединение племён «он ок бодун» – «народ десяти стрел», которое занимало Семиречье, Центральный и Западный Тянь-Шань и принял титул «кагана десяти племён».

На этом завоевания тюрков не закончились. Если наследники Бумына были заняты подчинением Южной Сибири и Северного Китая, то объектом завоеваний кагана Истеми стали Средняя Азия и племена Казахстана. Заключив с Персией в 571 г. мир, тюрки двинулись на запад и в 580 г. заняли Крым. Тюркский каганат превратился в громадную евразийскую державу, простиравшуюся от Хинганских гор (восточная Монголия) до Чёрного моря, от верховьев Енисея до Амударьи.

Рост государства и влияния тюркской аристократии, её стремление к самостоятельному управлению захваченными территориями, а затем и внутренние междоусобные распри к концу VI в. ослабили Тюркский каганат и ухудшили его внешнеполитическое положение. Если и до этого каган западных тюрок лишь номинально зависел от илиг-кагана, то в 603 г. произошёл официальный раздел тюркской державы на два государства – Восточнотюркский (в Монголии) и Западнотюркский (в Средней Азии) каганаты.

Недовольство населения увеличением податей и восстания ряда подвластных племён привели в 630 г. Восточнотюркский каганат к поражению и полувековой зависимости от Китая. После антикитайского восстания в 681 г. каганат возродился вновь. Но войны с Китаем, распад на удельные владения и междоусобица привели к гибели второго Восточнотюркского каганата, на месте которого возник Уйгурский каганат (745-840 гг.).

ЗАПАДНОТЮРКСКИЙ КАГАНАТ.

Западнотюркский каганат принял название «Он ок эли» – «Государство десяти стрел». В состав Западнотюркского каганата вошли земледельческие районы Восточного Туркестана, Средняя Азия, Казахстан, Нижнее Поволжье и Северный Кавказ (Крым Византия возвратила себе в 590 г.). Официальными титулами властителей каганата были «джабгу каган» или «каган народа десяти стрел». Главной ставкой кагана и административно-политическим центром государства стал город Суяб в Чуйской долине. 

Как уже говорилось, Киргизия входила в состав Западного каганата. Движение тюрков на запад было не просто завоеванием, а массовой миграцией центрально-азиатских тюркоязычных племён и заселением ими обширных горностепных районов. Многочисленные перемещения племён и народов после поражения гуннов и в период Тюркского каганата (историки назвали это передвижение «великим переселением народов») привели к тюркизации населения, проживавшего на территории современной Киргизии. Местные племена были поглощены пришельцами. В их облике всё больше стали преобладать монголоидные черты, и их язык стал тюркским.

В начале VII в. Китай усилился и стал на путь захватнических войн. Одной из важных своих внешнеполитических задач Китай поставил овладение Шёлковым путём. В 630 г. Китай разгромил Восточнотюркский каганат и начал наступление на Западный каганат. Два десятка лет западные тюрки сдерживали натиск врагов. Война велась с переменным успехом. Наконец в битве на р. Или в 656 г. китайцы разгромили западных тюрков, которые с боями отступили в Чуйскую долину, где в 657 г. потерпели окончательное поражение.

Существование Западнотюркского каганата прекратилось. Не имея возможности установить реальную власть над столь отдалёнными территориями, китайцы управляли каганатом, опираясь на своих лояльных им ставленников из каганского рода. Какое-то время это удавалось, но борьба тюрков за независимость в конце VII в. увенчалась успехом. Государство западных тюрков восстановил вождь племени тюргешей Уч-элиг, создавший новое государство – Тюргешский каганат.

ТЮРГЕШСКИЙ И КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТЫ.

В конце VII века на политическую арену Западнотюркского каганата выдвигаются племена тюргешей, кочевавших юго-восточнее озера Балхаш, куда они ранее переселились с юго-западного Алтая. В 699 году вождь тюргешей Уч-Элиг изгнал в Китай ставленника китайского двора и установил свою власть. Власть на Тянь-Шане и в Семиречье перешла к тюргешам.

Воспользовавшись распадом и междоусобицей среди тюргешей китайцы в 740 г. подчинили себе Семиречье, а имперская армия дошла даже до Сырдарьи. Успехи Китая обеспокоили арабов. Посланный арабский отряд отбил Тараз, но был осаждён подошедшим китайским войском. На выручку осаждённым арабами был отправлен ещё один отряд. Противодействующие армии сошлись на р. Талас в июле 751 г., несколько дней не решаясь вступить в сражение. На пятый день противостояния на китайцев с тыла напали карлуки, и тогда с фронта пошли в наступление арабы. Китайцы, понеся большие потери, потерпели сокрушительное поражение. Таласское сражение имело большое значение в истории Средней Азии: китайские войска около тысячи лет больше не вторгались сюда, что обеспечило развитие не китайской, а мусульманской культуры в регионе.

Карлуки, одно из тюркоязычных племён, до начала VIII в. жили на территории Западного Алтая. В 40-ых годах VIII в., пользуясь ослаблением тюргешей, они вытеснив их в низовья Сыр-Дарьи, утвердились в Семиречье. В 766 г. карлукский ябгу (правитель) перенёс свою ставку в город Суяб. Период с 766 по 940 гг. – время господства карлуков в Семиречье.

К середине X в. карлуки перестают играть решающую роль в политической жизни Тянь-Шаня. Хотя каган карлуков всё ещё считался главой страны, но фактически власть в городах и отдельных районах переходит в руки владетелей местных племён со своими титулами. Например, правитель города Суяба именовался ялан-ханом. Важным обстоятельством в истории Киргизии этого времени является переход к оседлому образу жизни части населения.

Если в V-VII вв. на севере Киргизии существовало всего несколько поселений и были они ещё небольшими, то в источниках IX-X вв. по Чуйской долине упоминается более десяти поселений, а археологическими исследованиями обнаружено остатков поселений гораздо больше. Во второй половине VIII в. возникло поселение и на территории села Беловодского. Называлось оно Нузкет, и о нём будет рассказано в последующей главе.

КАРАХАНИДСКИЙ КАГАНАТ И ГОСУДАРСТВО КАРА-КЫТАЕВ.

В середине X в. образовалось Караханидское государство. Первоначально оно объединяло часть Восточного Туркестана, Центральный Тянь-Шань и Семиречье. Образовано оно было тюркскими племенами чигили (Иссык-Куль и Тянь-Шань) и ягма (Восточный Тянь-Шань). Время и обстоятельства образования Караханидского государства и его первый период неясны из-за отсутствия свидетельств письменных источников. Об этом периоде истории государства существуют лишь полулегендарные сведения, касающиеся принятия ислама первыми представителями династии.

Между знатью этих двух племенных группировок с самого начала и была поделена власть во вновь создавшемся государстве. Выразилось это в разделе каганата на две части – восточную и западную со своими каганами во главе. Верховным считался восточный каган, имевший свою ставку в Кашгаре и Баласагуне. Он был из чигилей. Западный, младший каган, был из племени ягма. Его ставка располагалась в Таразе. Такое положение впоследствии, в XI в., привело к окончательному разделу государства.

Тюрки для символизации четырёх сторон света употребляли чёрный, красный, синий и белый цвета. Чёрный цвет (кара) символизировал север, как основу ориентирования у древних тюрков, поэтому олицетворял главное верховное. Отсюда титул «кара-хан», «кара-хакан» имел значение «главный, верховный». По титулу первых правителей и называлось государство – Караханидский каганат. Достоверные сведения об истории Караханидского государства относятся к концу X в., когда караханиды предприняли завоевание Шаша (Ташкентский оазис), Ферганы и Мавераннахра (так арабы называли территорию между Амударьёй и Сырдарьёй: «мавр-аль-нахир» – «то, что за рекой» Оксус, арабское название Амударьи). В VIII в. арабские завоеватели привнесли в Фергану ислам. Тюрки и согдийцы северных районов сопротивлялись исламу, считая его враждебной религией арабских завоевателей. В IX в. арабы завоевали Таласскую долину, где силой стали насаждать ислам. В городе Таразе христианскую церковь они переделали в мечеть. Караханидские правители осознали преимущества, которые нёс ислам, как единая государственная религия, для объединения племён и для сношений с внешним миром.

Родоначальник династии Караханидов Сатук (942-955), чтобы заручиться поддержкой арабов, перешёл в новую веру и принял новое имя Абд ал-Керим. Его сын Муса (955-992) объявил ислам государственной религией и стал насильственно вводить его. В 960 г. в Семиречье были обращены в ислам 200 тысяч юрт. Началось строительство мусульманских культовых сооружений, одно из них и башня-минарет Бурана возле Токмака.

Принятие ислама, контакты с арабским миром выдвинули Караханидское государство. Именно на караханидско-тюркском языке среднеазиатский поэт, учёный и мыслитель Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (род. в 1021 году в Баласагуне) написал первое в Центральной Азии мусульманское произведение «Кутадгу билиг» («Наука счастья», 1067-1070 гг.). Караханидскому историку Махмуду Кашгарскому человечество обязано первой научной тюркской книгой, монументальным энциклопедическим словарём (1072-1083 гг.).

Вхождение Семиречья в состав Караханидского государства также имело положительное значение. Семиречье, составлявшее основной удел государства, в пределах которого находился один из центров караханидов, стало играть огромную политическую и культурно-экономическую роль во всём государстве. Ликвидация пограничных барьеров с Шашем, Мавераннахром и Ферганой, которые имелись ранее, вывели Семиречье на среднеазиатский рынок, открыли широкую возможность хозяйственного и культурного обмена.

Для развития производительных сил Северного Киргизстана, где оседлые поселения находились среди кочевников, огромное значение имело отношение кочевой знати, обладавшей властью, к оседлому населению. Так вот, караханидские ханы высоко ценили культурно-экономическую роль оседлых земледельческих оазисов в своём государстве. Этот период истории Чуйской долины отмечен процветанием городов. Об этом говорят находки двух кладов караханидских монет в селе Беловодском.

В 1941 г. на Острове (так раньше называлась западная часть села, ограниченная двумя протоками р. Аксу), возле остатков караван-сарая нашли глиняный сосуд с монетами. Часть монет разошлась по рукам; остальные, в количестве 3.045 экземпляров были переданы в музей Киргизской ССР. В 1942 г. востоковеду, академику Е. М. Массону передали на изучение 20 монет из этого клада. Они оказались дирхемами (арабская серебряная монета) середины XI в. с обозначением титулов караханидских правителей.

Массон опубликовал сведения о находке этого клада в 1948 г. Он определил значение этого клада, как одного из крупнейших и представляющего огромный интерес для выяснения вопросов политической и экономической истории Караханидского государства, а также вопросов чисто нумизматического характера. «Беловодский клад илекских дирхемов, – писал Масон, – заслуживает детальной обработки». Такая же неприятность, утрата части находки, приключилась и со вторым кладом.

Весной 1970 г. во дворе беловодчанина Салпагарова при рытье котлована под новый дом по ул. Садовой был обнаружен большой глиняный сосуд с позеленевшими монетами. Многочисленные любопытные, приходившие посмотреть на древний клад, уносили с собой кто несколько монет, а кто и горсть монет. Огромный клад таял с катастрофической быстротой, пока об этом не узнал и в дело не вмешался воспитатель беловодской школы И. Трофимов, который собрал оставшиеся монеты и сдал их в исторический музей Киргизской ССР.

Сотрудник музея Б. Д. Кочнев выступил в республиканской газете, где рассказал о значении таких находок и обратился к читателям с просьбой вернуть взятые монеты. После этого в музей поступило ещё несколько сот монет. Численность сохранившихся монет второго Беловодского клада составила 2.245 штук. Предполагается, что в музей поступила четвёртая или даже пятая часть клада. В этих двух кладах караханидских дирхемов представлены монеты 69 типов. На 29-и типах есть наименования монетных дворов и даты выпусков.

Наиболее ценную информацию, конечно, представляют эти 29 типов: они позволяют судить о политической карте Караханидского государства (размеры удельных владений, перемены их границ, смены правителей и другие данные). Они дают также ценные сведения о феодальных чинах. Интересна ещё одна особенность кладов. В мусульманской денежной системе было три вида монет: медные – фельс, серебряные – дирхем и золотые – динар. А дирхемы беловодских кладов изготовлены из сплава меди со свинцом. Караханиды недолго чеканили дирхемы из серебра. В XI – XIII веках весь мусульманский Восток испытывал недостаток серебра.

Особо остро нехватка серебра ощущалась в Караханидском государстве, и в нём в начале второй половины XI в. стали чеканить монеты из сплава меди со свинцом. Несмотря на то, что в этих монетах совсем не было серебра, в надписях они назывались дирхемами, то есть предназначались для сферы серебряного обращения. Медно-свинцовые дирхемы по сути дела были государственными фальсификатами с принудительным курсом обращения. Население, конечно, знало их истинную цену, но принимало, так как нуждалось в средствах обращения, и даже больше: припрятывало в кладах. Вот такие вещи выяснились в древних спрятанных богатствах беловодских кладов.

В конце XI-начале XII вв. Караханидское государство переживало кризис. Сначала, в результате междоусобиц, каганат распался на две части – Восточный со столицей в Баласагуне (позже в Кашгаре) и Западный со столицей в Узгенде (позже в Самарканде). В 60 гг. XI в. начинаются столкновения Караханидов с сельджуками (племена Туркмении), в результате которых ослабленный внутренними междоусобицами Восточный караханидский каганат оказался в зависимости от сельджуков. Затем против кагана выступили карлуки и канглы (племя, кочевавшее у берегов Арала). Обессиленный правитель Баласагуна в 30 гг. XII в. обратился за помощью к кара-кытаям.

Самоназвание этого народа тунгусского происхождения было «кытай», в китайских источниках его называли «кидань». В X в. кытаи, подчинив себе многие центральноазиатские племена, образовали государство Ляо. В 1125 г. чжурчжени (манчжурское племя) в союзе с южно-китайской династией Сун разгромили кытаев. Часть кытаев, в мусульманских источниках под названием кара-кытаи, ушла на запад. Обосновавшись на Тарбагатае, они образовали новое государство Си Ляо – Западное Ляо со столицей на реке Эмиль. От народа кытай Поднебесная получила название, существующее у монголов, русских и среднеазиатских народов – Китай.

Гурхан кара-кытаев, получив просьбу от караханидского кагана, отправился в Баласагун. Убедившись в слабости кагана, гурхан в 1140 г. отстранил его от власти, перенёс свою ставку в Баласагун и отсюда стал управлять громадной территорией от Сырдарьи до Алтая. В 1208 г. во владения гурхана бежали племена найманов (Центральная Азия), разбитые Чингизханом. Найманский царевич Кучлук поступил на службу к гурхану и, собрав остатки своего народа, обосновался в Семиречье.

В 1209 г. государство Си Ляо оказалось в критической ситуации. На востоке уйгуры перешли в подданство Чингизхана. На западе хорезмшах Мухаммед в союзе с Западными караханидами организовал поход на Баласагун. В августе 1210 г. кара-кытаи встретили объединённые силы Хорезма и Мавераннахра на р. Талас. В битве командующий кара-кытаев попал в плен, и кара-кытайские войска, оставшись без полководца, отступили.

Под влиянием этого успеха хорезмшаха, преувеличенного молвой, мусульмане Баласагуна, ожидая скорого прибытия Мухаммеда, не пустили войско кара-кытаев в город. Войско стало штурмовать собственную столицу. Жители отчаянно сражались. После 16-идневной осады кара-кытаи взяли город и ожесточённые сопротивлением три дня убивали и грабили горожан. Во время этих грабежей была захвачена и казна гурхана. Когда гурхан потребовал возвращения этих денег, то это вызвало восстание среди самих кара-кытаев.

Этим воспользовался Кучлук, стал во главе мятежного войска, сместил гурхана и взял власть. В 1211 г. на севере Семиречья появились монголы под начальством одного из полководцев Чингизхана Хубилай-нойона. Но из-за начавшейся войны с Китаем монголы прекратили движение на запад, и Кучлук продолжал властвовать в государстве. Но удержаться у власти ему удалось всего несколько лет. Вскоре Семиречье было завоёвано монголами.

ПЕРВОЕ ОСЕДЛОЕ ПОСЕЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СЕЛА БЕЛОВОДСКОГО.

В процессе имущественного расслоения кочевого общества часть кочевников лишалась своей основной собственности – скота. Кочевники, лишившиеся скота, теперь не имели возможности вести кочевой образ жизни. Тогда они переходили к обслуживанию хозяйств феодалов или оседали на местах зимовок, занимаясь земледелием и ремеслами. Постепенно на местах зимовок, вокруг стоянок крупных феодалов вырастали оседлые поселения.

Плодородные почвы, жаркий климат, большое количество водных источников – всё это способствовало возникновению и развитию в Чуйской долине земледелия и оседлых поселений. До V в. в Северном Киргизстане развитых оседлых очагов не было. В последующее время процесс расширения оседлой земледельческой жизни ускорился в связи с развитием производительных сил, феодальных отношений, торговли, а также переселением в Семиречье жителей соседних земледельческих областей Шаша (Ташкент) и Согда (долина реки Зеравшан).

Раннесредневековая городская и земледельческая культура Чуйской долины была основана согдийцами, создававшими свои торгово-земледельческие колонии на Великом шёлковом пути – в Семиречье и Восточном Туркестане. В V-VIII вв. в долинах рек Талас, Чу и Или (древне-тюркское название региона - страна Аргу) было создано десятки городов и укреплённых посёлков. С конца VI в. вследствие внутренних конфликтов и социальных противоречий в Согдиане началось массовое переселение согдийцев в Семиречье. Наряду с согдийцами видную роль в колонизации Семиречья играли и христиане-сирийцы.

Основной поток согдийцев в Чуйскую долину приходится на VII-VIII вв. Только в Чуйской долине существовало более 18 городов, одним из которых был Нузкет, расположенный на территории Беловодского. В интенсивном развитии оседлости в Северном Киргизстане в VII-VIII вв. сыграло роль ещё одно обстоятельство – перенесение в VII в. в Семиречье трассы Шёлкового пути, проходившего ранее через Фергану.

Изменение направления столь важной торговой магистрали было обусловлено смутой в Фергане, длившейся уже несколько лет, и установлением в Семиречье твёрдой власти западнотюркских каганов, перенесением сюда их ставки. Западнотюркские каганы также были заинтересованы иметь право посредничества и контроля над Шёлковым путём, приносившие им определённые выгоды, поэтому они покровительствовали согдийской колонизации.

В источниках арабских географов IX-X вв. к востоку от Тараза называется 24 города. Но сведения об этих поселениях, содержащиеся в дорожниках и других сочинениях, не отражают полной картины оседлой жизни в Чуйской долине. Археологическими исследованиями в Чуйской долине зарегистрировано и обследовано 18 городов и более 52 поселений. Это были города, не уступавшие по размерам большинству раннесредневековых городов Средней Азии. Кроме того, существовали ещё небольшие укрепления и караван-сараи.

Про Чуйскую долину перед монгольским нашествием образно писали: «Здесь кошки пройдут длинный путь по крышам, ни разу не спустившись на землю». В смысле, что много городов и очень плотная цепочка поселений. Города Семиречья были самостоятельными образованиями, каждый город имел своего правителя, независимого от других, хотя все они подчинялись очередному кагану. По некоторым данным, города Семиречья объединялись в конфедерацию, которая не только защищала свои интересы внутри каганата, но и осуществляла связи, главным образом торговые, с другими государствами.

Хотя города подчинялись западнотюркским каганам, роль согдийцев в каганате была очень значительна. Под их контролем были не только торговля, ремёсла и производство продуктов земледелия, но и выпуск денег. Все монеты VIII в., найдённые при раскопках развалин Суяба, имеют надписи на согдийском языке и были отчеканены в местных согдийских мастерских. На территории села Беловодского в 1941 и 1970 гг. было найдено два клада монет. При обработке этих кладов на одной группе монет исследователи прочли название монетного двора предположительно «Тункет». Но нечёткое написание даёт возможность считать, что более правильным будет прочтение «Нузкет».

Город Нузкет находился на месте совремённого Беловодского. Есть версия (А. Н. Бернштам, П. Н. Кожемяко и другие), что Нузкету соответствуют развалины Шиш-Тюбе (Карабалта). В статье «О местонахождении города Нузкета» я привожу подробное обоснование версии В. В. Бартольда, В. Томашека и А. Н. Самойловича о том, что остатками города Нузкета является городище Беловодская крепость. Здесь я ограничусь кратким изложением.

Наиболее подробные описания населённых пунктов Чуйской долины нам оставили арабские авторы Ибн Хордадбех (IX в.) и Кудама ибн Джафар (X в.). Оба они, каждый в своё время были начальниками почтового ведомства Арабского халифата. Глава почтового ведомства был обязан, при необходимости, докладывать халифу «число трактов, их протяжённость, станции». Служба в почтовом ведомстве, доступ, в силу своего служебного положения, к архивам правительственных канцелярий и в библиотеку халифа позволяют считать их сочинения наиболее достоверными.

Хордадбех сообщает: «До богатого села Кулан 4 фарсаха, до большого села Бирки 4 фарсаха, до Асбары 4 фарсаха, до большого села Нузката 8 фарсахов, до большого села Харанджавана 4 фарсаха, до Джула 4 фарсаха». Фарсах – старинная арабская мера длины, равная расстоянию, которое конь проходит за один час, 6 км. Аналогичный список поселений и расстояний между ними и у Кудамы. Из перечисленных Хордадбехом и Кудамой населённых пунктов достаточно точно отождествлены с сохранившимися до наших дней развалинами бывших поселений только некоторые из них.

Это Тараз, сохранивший своё название; Кулан – городище у станции Луговая; Бирки (Мирки) – современное Мерке; Асбара – городище на одноимённой (Аспара) речке близ села Чалдовар, Джуль – совремённый Бишкек. Остальные названия трудно сопоставимы с остатками былых поселений по двум причинам. Во-первых, остатков поселений (городищ) VIII-X вв. гораздо больше, чем названо средневековыми географами. Во-вторых, расстояния, указанные в арабских дорожниках, не всегда точно соответствуют расстояниям между городищами.

Но сопоставления делались неоднократно. Чешский географ и востоковед XIX в. В. Томашек, сопоставляя маршрут Кудамы с описанием в китайской «Истории династии Тан», пришёл к выводу, что Нузкет (китайское Дун-цзянь) соответствует совремённому Беловодскому. Известный русский востоковед, академик В. В. Бартольд и историк А. Н. Самойлович также считали, что Нузкет по местоположению соответствует Беловодскому. Если согласиться, что Нузкету соответствует городище Шиш-Тюбе, то тогда получается, что Карабалта находится ровно посредине между Чалдоваром и Бишкеком. Что не соответствует действительности. (Более подробно об этом смотрите в статье «О местонахождении города Нузкета»).

Городище Беловодская крепость – холм, расположенный на северо-восточной окраине села Беловодского, является остатками раннесредневекового города Нузкет. Кудама пишет о бывшем городе на этом месте – Касе. При восстановлении новый город получил название Нузкас – «Новый Кас». В других источниках, в вариациях прочтения рукописей и переводов разных авторов Нузкет, кроме уже названного Нузкат у Хордадбеха, носит и другие названия. Нушкат – у арабского географа X в. ал-Мукаддаси. Нункат – в арабской рукописи X в. неизвестного автора «Худуд ал-Алам». Томашек при переводе текста оговаривается, что, может быть, следует читать Тумкет. И последнее название напомню, что в китайском дорожнике этот город именуется Дун-Цзянь.

Центральные развалины городища Беловодская крепость находятся на северном краю мыса, образованного соединением двух логов. Развалины сейчас прорезаны руслом Большого Чуйского канала. В западном логе дамбой канала образован пруд, а оборонительный ров, соединяющий оба лога, используется как аварийный сброс пруда. План развалин обусловлен контурами мыса, на котором они расположены, имеющем треугольную форму. Развалины можно разделить на три части: цитадель, среднюю часть и южная.

Цитадель, расположенная в северном конце мыса, сейчас отрезана от остального городища каналом. Средняя часть ограничена с севера цитаделью, а с юга валом, бывшим ранее стеной. Эта часть занимает весь перешеек и, возвышаясь к центру, достигает высоты 3-х метров. Она больше всего пострадала при строительстве дамб канала. Южная часть, самая низкая, от вала до оборонительного рва и далее на юг. В южных углах городища возвышения – остатки надвратных сооружений.

План развалин Беловодского городища соответствует типичной планировке городов того времени. Центром города была укреплённая часть, расположенная, по возможности, на возвышении. Здесь размещался дворец-замок правителя (цитадель), вокруг которого за мощными стенами располагались важнейшие государственные учреждения (казначейство, арсенал) и хозяйственно-бытовые постройки для обслуживания правителя и важных лиц, проживающих в цитадели. Около (как в Беловодской крепости) или вокруг цитадели располагался, так называемый, шахристан (посад), тоже обнесённый стеной, иногда с башнями, и укреплёнными воротами.

В шахристане помещались остальные государственные учреждения, постройки знати и чиновников, культовые храмы и базары. Базар являлся также местом производства некоторых товаров, что являлось особенностью всех базаров Востока того времени. За стенами шахристана находилось торгово-ремесленническое предместье – рабад, который иногда тоже обносился менее мощной стеной. Здесь проживал простой народ, и располагались предприятия, нахождение которых в шахристане было нежелательным (мастерские по выделке кож, обжиговые печи, скотобойни и другие).

Прилегающая к городу местность, составлявшая пахотные земли горожан-земледельцев, была обнесена просто валом со рвом. Описание согдийских городов дал китайский путешественник Сюань Цзан, посетивший Семиречье в 630 г.: «Пройдя более 500 ли (древне-китайская мера длины) от Прозрачного озера (Иссык-Куль), прибыли в город Суй-е (Суяб, в 6 км. юго-западнее Токмака). … На западе от Суй-е находится несколько десятков одиночных городов, и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все подчиняются тюркам».

В городах «смешанно живут торговцы из разных стран и ху (согдийцы). Земли пригодны для возделывания красного проса и винограда. Люди одеваются в тканые шерстяные одежды». Путешественник отметил одно важное обстоятельство жизни горожан: «Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду (т. е. купцов и ремесленников), – поровну». Это свидетельство указывает не только на торгово-ремесленный, но и аграрный характер согдийских городов.

Кто же были жители Нузкета и других городов Семиречья? Прежде всего, как уже говорилось, это согдийцы. Согдийцы, занимавшие оазисы в междуречье Амударьи и Сырдарьи, были торговым народом. На трассе Шёлкового пути они основали целый ряд своих поселений, где занимались торговлей, ремеслами и, главное, привносили свою высокую земледельческую культуру. Переселение согдийцев на территорию Семиречья усилилось во второй половине VII в., когда арабы начали завоевание Согда. Северный Киргизстан стал второй родиной согдийцев, где их культура продолжала развиваться ещё свыше 200 лет после того, как она была уничтожена завоевателями Согда. Согдийская колонизация по своим результатам развития региона сравнима с русской колонизацией.

Следующей прослойкой были сирийцы. В Таласской и Чуйской долинах и на Иссык-Куле в VIII-XIV вв. проживали христиане несторианского направления – выходцы из Сирии. В 1885 г.  близ Пишпека было обнаружено древнехристианское кладбище, на котором насчитали более 600 надгробных камней с крестами и сирийскими надписями. Позднее такие же памятники были обнаружены возле Токмака и на берегу Иссык-Куля. В 1941 г., при строительстве Большого Чуйского канала, который прорезал холм Беловодской крепости, был найдён подсвечник с несторианской надписью.

Если средневековые хроники указывают лишь пришлый компонент населения городов Семиречья, то раскопки некрополя (кладбища) Беловодской крепости показали, что конструкция ряда погребальных сооружений и обряд захоронений явно языческие. Значит, в Нузкете проживали и потомки местных кочевников. Причём, став горожанами, прежние кочевники не порывали окончательно со степными традициями и долго не меняли религию. В 1941 г. на Беловодском городище было найдено донце от блюда с надписью китайскими иероглифами «залог невесте от отца жениха». Последующие два знака можно перевести как пожелание «великих благ».

Блюдо относится к XII-началу XIII вв. Эту находку нельзя рассматривать как случайную, завезённую из Китая. Наличие китайского населения в городах Чуйской долины отмечено в письменных источниках. В Семиречье китайцы появились ещё при усунях в свитах китайских принцесс, выдаваемых замуж за усуньских владык. Так как эти свиты предназначались не только для обслуживания принцесс, но и были орудием влияния и разведки, то насчитывали они по нескольку сот человек. Путешественники также отмечали здесь китайское население. Например, Сюань-Цзан (648 г.) писал, что в Чуйской долине большое количество китайских военнопленных занимаются земледелием.

Многочисленные археологические раскопки показали, что поселения и города Чуйской долины были центрами земледелия, торговли и ремёсел. При раскопках на Беловодском городище были найдены склады с просом и ямы с пшеницей, а в ущелье Аксу, на левом берегу Кен-Сая, притока р. Аксу, обнаружены остатки древнего оросительного канала. Начиная с VII в., многие письменные источники неоднократно упоминают о занятиях жителями Чуйской долины зерноводством, а также садоводством и виноградарством.

Два больших (3045 и 2245 штук) клада монет, найдённых на территории села, женские украшения, обнаруженные при раскопках некрополя Беловодской крепости, свидетельствует о широких торговых связях Нузкета. Так, обнаруженные в захоронениях сердолик, каури, перламутр и жемчуг доставлялись из Индии; кораллы – с побережья Средиземного моря; нефрит – из Восточного Туркестана. Наличие ремесленников подтверждается многочисленными находками на крепости изделий из железа (трёхгранные и листовидные наконечники стрел, ножи, пряжки) и керамики. Причём из найдённых сосудов один сделан на гончарном круге.

Особенностью городов Чуйской долины является их тесная связь с земледелием, выражающаяся в обнесении стенами или валами больших участков обрабатываемых земель, по площади в десятки раз превосходящих сам город. Эти валы выполняли не столько оборонительную роль, сколько роль административной границы. Зарегистрированный вокруг цитадельных развалин Беловодской крепости вал проходил на востоке по западной окраине села Садового; на юге – по усадьбам села Беловодского в районе маслозавода; на западе – через центр села; на севере его дуга выходила далеко за эти сёла. По внешней стороне вала на всём протяжении прослеживался ров. Общая протяжённость вала достигала 15-20 км.

Большая часть окружённого этим валом пространства в настоящее время застроена, сам вал срыт, а свободные площади давно распахиваются под посевы. На основании сравнения Беловодской крепости с другими городищами Чуйской долины можно предположить, что заселённая вокруг укрепления площадь составляла около 300 га. Количество усадеб-домохозяйств 600-750, численность населения 3-4 тысячи человек. Размеры центральных развалин (500 х 300 м.), а также наличие длинного вала позволяют сделать вывод, что Беловодские развалины – остатки крупного торгово-ремесленного населённого пункта. Это также подтверждают найдённые водопроводные керамические трубы; полуовальная из опала с отверстием для шнура печать, на рабочей поверхности которой вырезан олень, и два больших клада караханидских монет. 

Раскопками 1978 г. в погребениях Беловодского некрополя были найдены две монеты: тюргешская бронзовая монета с квадратным отверстием в центре (VII-IX вв.) и дирхем (серебрянная монета) с изображением правителя и надписью «Махди» на лицевой стороне. Такие монеты выпускались в Бухаре в VIII-IX вв.. Период с X по XIII вв. на Беловодском городище отмечен находками поливной керамики, водопроводных труб, поливных облицовочных плит и кладом караханидских монет. А монголо-тимуридский период документирован находкой в Беловодской крепости двух подсвечников, которые относятся к XIII-XIV вв.. То есть город Нузкет существовал, как минимум, с VIII по XIII вв..

В последние столетия перед монгольским нашествием жизнь в больших поселениях Чуйской долины стала выходить за пределы их стен. Возникновение мелких поселений было связано с обороной подступов к городам и с необходимостью охраны и обеспечения торговых караванов. В 2-3-х км. от начала ущелья Аксу находятся следы двух небольших городищ, которые относятся X-XII вв. Возможно, эти городища возникли как укрепления для предотвращения какой-либо опасности с гор. Вполне вероятно назначение этих городищ для охраны поймы реки, как источника орошения или для охраны скота, который в летнее время находился в ущелье.

В западной части села Беловодского, сразу же за северной околицей, находятся остатки караван-сарая. В плане это квадрат со стороной в 120 м., ориентированный по странам света. Оплывшие стены караван-сарая были усилены башнями, расположенными по углам и по одной в центре каждой стороны. Башня в центре южной стороны выделяется своими размерами. По-видимому, там был въезд в караван-сарай. Городище занято совремённым кладбищем. Осколки керамики, найденной в выбросах захоронений, относятся к X-XII вв.

Ещё одно укрепление находится у соседнего села Кызыл-Туу. От этого укрепления по левому берегу реки Аксу к северу тянутся безцитадельные городища, возникновение которых относится к XI в.. Цепь этих городищ тянется в низовья реки Чу. Окрестности Нузкета были заняты кочевниками. Аксуйские развалины безцитадельных городищ показывают, что беспокойное окружение Нузкета привело к необходимости укрепить этот район указанными укреплениями.

Окончание в 3-ей части.

Категория: Мои очерки | Добавил: Борис (18.02.2018)
Просмотров: 1148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0