Главная » Статьи » Мои статьи |
Окончание, начало в 1-ой части. Сторонники древности также объявляют его предшественником Республики Киргизстан. Тоже неплохо. 1500 лет! Больше,чем, например, у Российской империи. Но уже не 2200. Но и от государства Кыргызов вести отсчёт нельзя. Ведь Тянь-Шань, а тем более Памиро-Алай в государство Кыргызов не входили. В своих завоеваниях кыргызы, преследуя уйгуров, в 843 г. на юго-западе заняли Восточный Туркестан до восточных склонов Тянь-Шаня, а на юго-западе дошли о Семиречья.Так что, тянь-шаньские киргизы претендовать на государственность кыргызов не могут, потому что их территория частью государства Кыргызов никогда не была. Вот если бы территория Киргизии входила в состав государства Кыргызов, но потом, в результате исторических перипетий, от былого Кыргызского великодержавия осталась бы только часть, одна из провинций, расположенная на Тянь-Шане, тогда можно говорить о преемственности, о 1500-ах годах государственности. И то при условии, если бы этот осколок бывшего государства Кыргызов выстоял бы под натиском монголов, джунгаров, китайцев и кокандцев. И только пришедшие в XIX в. русские «колонизаторы» ликвидировали бы эту государственность, как, например, государственность Кокандского ханства. Но государство Кыргызов на Енисее прекратило своё существование в начале XIII в. и больше не возрождалось. В статье "Основные этапы государственности кыргызов" Б. К.Абытов временные рамки четвёртого этапа определяет с XI по XIX вв. В писании четвёртого периода развития киргизского государства с XI по XIX вв. Б. Абытов сообщает: " В этом периоде у кыргызов не наблюдается наличия собственной государственности. Говорить о государственности можно только с 1924 г., и то, по-моему мнению, с большой натяжкой по следующим причинам. Большевики, создавая коммунистическое государство, руководствовались своим девизом – до основания разрушить старый миропорядок, а затем создать свой, новый мир. Революционеров не устроило название «губерния», и оно было заменено на «область». В дополнение некоторые народы бывшей Российской империи были наделены особым положением, новой государственностью с присвоением им статуса "угнетенных народов" национальных окраин. Этим большевики имели две цели: внутреннюю – привлечь национальные элиты на свою сторону и внешнюю – продемонстрировать колониальным народам модель новой "справедливой" государственности. Но была ли эта «справедливость»? В СССР официально числилось 128 национальностей, но национальных образований – всего 54 (16 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 национальных округов). Остальные нации своих национальных образований не имели. Дали бы остальным народностям хотя бы национальные округа. Да и получившие национальные образования официально все были равны (Союз равноправных народов), но некоторые ровнее: одним народам республику, другим – национальный округ. Не так, как в Швейцарии – все одинаково кантоны, или в США – штаты. Отсюда у разных народов было и разное представительство в центральных органах. Чем при определении статуса административных единиц руководствовались коммунисты – не всегда понятно. Маленькая винодельческая Молдавия – союзная республика, а громаднейшая Якутия, по размеру территории превосходящая Аргентину (восьмое государство в мире по площади), богатая золотом, алмазами, лесом, почему-то только автономная республика. Особенно путанность и противоестественность этого процесса проявились при национально-территориальном размежевании в Средней Азии в 1924-1925 гг. Выразилось это в переименованиях административных единиц (Киргизская-Казакская-Казахская; Каракиргизская-Киргизская), в переносе столиц (столицы Узбекской ССР Бухара-Самарканд-Ташкент, столицы Казахстана Оренбург-Кзыл-Орда-Алматы) и в изменениях границ (передача Каракалпакии из Казахстана Узбекистану, а части Сырдарьинской области Казахстану, выделение Таджикской ССР из Узбекской ССР). В частности история с Киргизией. С 1924 по 1936 г. в Центре думали, решали, чем ей быть: автономной областью или союзной республикой. Запутанное (с образованием анклавов) и волевое установление границ Киргизии с соседними республиками трагично сказалось после распада Союза. В вопросе создания национальных образований практиковались политические и волевые решения: создавались новые единицы, разделялись существующие, менялись их границы. Наглядный пример – Карельская АССР: с 1923 по 1940 гг. была автономной республикой, потом союзной, а с 1956 г. снова стала автономной республикой. Большевистским примером нового административного устройства воспользовались не только колониальные народы, но и сепаратисты некоторых наций, в том числе и Советского Союза. В 1991 г. Союз распался с нарушением существовавшей тогда конституции: не были проведены общенациональные референдумы, решения были приняты Верховными советами республик. Пример Карелии представим с Киргизией: Киргизской ССР в каком-нибудь 1956 г. статус союзной республики изменили бы на автономную. Не было бы сейчас суверенной Республики Кыргызстан, и мы не вели бы диспут о сроках киргизской государственности. Немного истории об этом. В июне 1922 г. на Учредительном съезде советов Кара-Киргизской горной области была принята декларация об образовании ККАО. Но из-за разногласий в подготовительном комитете (сказалось деление киргизского общества на племена) комиссия из центра приостановила работу подготовительного комитета. В 1924 г. было проведено национально-территориальное размежевание Средней Азии. Из Киргизской АССР в составе РСФСР (центр в Оренбурге) была выделена Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР, в мае 1925 г. она была переименована в Киргизскую АО в составе РСФСР. В феврале 1916 г. Киргизская АО была преобразована в Киргизскую АССР в составе РСФСР, а в декабре 1936 г. преобразована в Союзную республику. То есть, с 1922 г. по 1936 г. в Центре думали, решали, принимали постановления об административно-территориальном статусе Киргизии. С 1922 г. по 1924 г. быть ли ей отдельной территориальной единицей, а с 1924 г. по 1936 – в каком статусе: автономной областью или союзной республикой. В 2024 г. торжественно было отмечено образование Кара-Киргизской АО, как столетие государственности Киргизской республики. Возникает уточняющий вопрос: так Киргизской государственности сто или две тысячи двести лет? А может ещё больше, так как И. Курманов, З. Курманов в статье «Беречь и уважать свою историю» (https://centrasia.org/newsA.php?st=1732743060) сообщают: «В юбилейный год 100-летия кыргызской автономии происходит существенный сдвиг в общественном сознании, в оценке понимания истории и пройденном кыргызским народом 3-тысячелетного пути». То есть, уже не две тысячи двести, а три тысячи лет. Такой возраст не дотягивает до известной нам египетской цивилизации, но всё ещё впереди. Так как авторы предупреждают: «Границы нашей истории в будущем могут быть раздвинуты. (Там же). И это пишут не какие-нибудь блогеры, а солидные авторы – оба кандидаты наук. В заключение краткое резюме. Часть центрально-азиатских племён Западной Монголии и часть племён (кыштымы, данники кыргызов) государства Кыргыз на Енисее (не енисейские кыргызы) в несколько этапов переселились в Обь-Иртышское междуречье, где смешались с восточными кыпчаками. Переселившиеся племена, как выходцы из государства Кыргыз, привнесли в Прииртышье название киргизы. После распада Моголистана здесь образуется кыргызско-кыпчакский Токмокский каганат. Вместо эпилога. В истории не раз были случайности, после которых события развивались самым невероятным образом. Тяньцзинский 1858 г. и Пекинский 1860 г. договоры обеспечили России обладание Западным Тянь-Шанем. Если Тяньцзинский договор только предусматривал определение не установленной до этого времени части границы между Россией и Китаем, то в Пекинский договор была включена статья, которая гласила, что «граничная черта на западе, доселе не определённая, отныне должна проходить, следуя направлению гор и течению больших рек» от озера Зайсан до гор «южнее озера Иссык-Куль … и по сим горам до коканских владений». Окончательно граница с Китаем на его западных рубежах была установлена Чугучакским договором 1864 г. Недостаток сведений о местной географии, отсутствие точных названий горных хребтов и их разночтение на китайском и русском языках оставляли некоторые неясности в Пекинском договоре и давали возможность китайским эмиссарам на переговорах, начавшихся в Чугучаке 22 июля 1863 г., возбуждать толкования в свою пользу. Например, о прохождении границы не по юго-восточным хребтам Тянь-Шаня, а по Терскей-Ала-Тоо и по Киргизскому хребту, отнимая у России бассейн р. Нарына. Китайские представители заявляли, что все казахи и киргизы суть подданные богдыхана и «искони принадлежат Китаю». Глава китайской делегации даже пожаловался генерал-губернатору Западной Сибири А. О. Дюгамелю, что российские делегаты «хотят завладеть землями … в Тарбагатайском и Илийском округах, платящих ясак лошадьми киргизов (казахов – Б. М.) и бурутов (киргизов – Б. М.). Все эти народы издавна были подданными Срединного государства». Подобные претензии Китая были ожидаемы российским правительством, поэтому ещё до начала переговоров, в апреле 1863 г. было принято решение о выставлении новых караулов на территориях, которые должны были отойти к России, в том числе и в Киргизии. Из-за претензий Китая, противоречащих Пекинскому договору, Россия прервала переговоры. В это время в северо-западных провинциях Китая вспыхнули мусульманские волнения, что осложняло положение китайской стороны и побуждало её к скорейшему завершению переговоров. После ряда военных провокаций на границе со стороны Китая по его же инициативе переговоры были возобновлены, и 25 сентября 1864 г. договор о границе был подписан на российских условиях. Конец. | |
Просмотров: 114 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |