Главная » 2011 » Январь » 29 » Село Беловодское Чуйской области Киргизстана.
22:57
Село Беловодское Чуйской области Киргизстана.

Уважаемые посетители сайта, я не запрещаю ставить оценки "ужасно" и плохо". Но работа над историей села продолжается, поэтому при выставлении таких оценок укажите, пожалуйста, недостаток, причину, из-за которых Вы выставили такую оценку. а не просто бросить камень в бедного еврея.

С уважением Б. Ф.

Беловодское. Село, расположенное на земле, где проживали многие народы от саков (VIII век д. н. э., более известные по древнегреческому названию «скифы») до современных: кыргызов, русских, украинцев, узбеков, дунган и многих других, занесённых сюда событиями истории. Земля, где в течение тысячелетий одно государство сменяло другое, от сакского во главе с царицей Томирис до совремённой республики Кыргызстан.

Село, где были обнаружены следы стоянки эпохи бронзы, остался холм от цитадели средневекового города согдийской колонизации, а изумлённые жители села дважды находили клады с несколькими тысячами караханидских монет. Земля, где почти полторы тысячелетия пролегал Великий Шёлковый путь; скакали всадники «властителя полу-мира» Чингизхана, проходили войска «великого хромца» Тимура и учёного правителя-астронома Улугбека. Земля, на которой столкнулись воины из Поднебесной и арабы под зелёным знаменем Мухаммеда, где жили христиане-несторианцы под знаком креста и мусульмане под знаком полумесяца.

Земля, которую завоёвывали Джунгарское и Кокандское ханства. Испытав тяжкие годы порабощений соседними государствами, народ этой земли - киргизы - добровольно вошёлв состав России и принял русских переселенцев, которые основали село Беловодское. Село, своим названием напоминающее сказочное Беловодье, о котором мечтали и куда стремились обездоленный люд и несломленные староверы.

 

Предисловие.
ПО ЛЕКАЛАМ СОВЕСТИ.
В Санкт-Петербурге, этом огромном европейском мегаполисе живёт, на первый взгляд, ничем не примечательный человек, на пороге своего 75-летия сохранивший с ранней юности непреодолимое влечение к распутыванию, исследованию и систематизации событий, связанных с колониальной политикой царской России в Центральной Азии и, в частности, на территории нынешнего Кыргызстана. Зовут его Борис Фёдорович Мухлынин.

Большая часть его исторических очерков посвящена селу Беловодское, где прошли его детские и школьные годы. Село это известно тем, что оставило след в истории достаточно эффективной самоорганизацией активной и предприимчивой части населения в становлении и расцвете торгово-хозяйственного предпринимательства, а в последующем стало центром поистине трагического межнационального конфликта в 1916 году и политического противостояния в 1918 году.

Прокатившиеся на рубеже столетий волны кровавых межэтнических конфликтов в 1990 и 2010 годах на территории Кыргызстана обратили взор исследователей на события давно минувших лет, в попытке уловить глубинные причинные связи прошлых и нынешних трагических событий. Немало аналитических статей и серьёзных исследовательских работ на эту тему нашло своих читателей. Но, к сожалению, существенная их часть отразила однобокий взгляд на причинно-следственные связи, породившие конфликтные ситуации. Содержание части исследований было ориентировано на сиюминутный тренд политической целесообразности, вектор других – на личную предвзятость автора, либо в угоду идеологическим догмам.

В советское время не избежал партийного нажима и Б. Ф. Мухлынин, когда при попытке опубликовать готовый материал о селе Беловодском, ему было жёстко рекомендовано интерпретировать события прошлого с классовых позиций. Этот унизительный акт для добросовестного исследователя стал первым и последним в его творческой жизни.

Противоборствующие стороны придерживались радикальных позиций в освещении собственного видения происшедшего, греша неточностью суждений, пренебрегая порою очевидными фактами неблаговидного поведения как власть имущих, так и рядовых участников конфликта. Б. Ф. Мухлынину удалось представить читателю исследовательский материал без всякого конъюнктурного акцента и тенденциозности, отразив наиболее важные вехи с позиции независимого и совестливого исследователя.

В каких же условиях формировались характер и профессиональные качества Б. Ф. Мухлынина? Отец его погиб на одном из фронтов Великой Отечественной войны. Мать осталась с пятью детьми при неважном здоровье и нищенских доходах. В школу пошёл на год позже, т. к. не было обуви. Ситуация типичная для того времени. Даже в начале 50-х годов прошлого столетия среди учащихся начальных классов можно было увидеть босоногих, с холщёвыми сумками для школьных принадлежностей мальчишек.

На фоне тотальной бедности населения, однако же, выделялись скромно, но со вкусом одетые представители интеллигенции села, среди которых были ссыльные в период сталинских репрессий ленинградцы. В их кругу, общаясь с ними, формировалась новая генерация молодых учителей, оказавших впоследствии поистине доминирующее влияние на развитие и воспитание у учеников ценностных ориентаций. Это преподаватель математики Владимир Андреевич Гончаров, преподаватель литературы Николай Иванович Неумывакин и другие. Из названных первый впоследствии получил звание заслуженного учителя Киргизской ССР, а второй – стал кандидатом наук.

В их числе выделялся своей эрудицией учитель истории Николай Николаевич Сторожков, в те годы ещё молодой мужчина, прошедший по дорогам войны, но сохранивший внешнее и внутреннее интеллигентное содержание. Он был непревзойдённым рассказчиком, прекрасным знатоком своего предмета и талантливым педагогом-воспитателем. Могу засвидетельствовать это, так как Николай Николаевич долгое время являлся и моим классным руководителем. Он то и привил Борису Мухлынину интерес к истории, её методологии, вовлёк в исторический кружок, направив увлечение в конкретное русло - историю родного села. Так Борис Фёдорович стал краеведом и, как оказалось, на все последующие годы жизни.

Имея высшее техническое образование, работал по специальности, но никогда не прекращал исследовательской деятельности, по крупицам собирая исторический материал. Важно отметить, что Борис Фёдорович в свои ранние годы общался с людьми, которые хорошо знали первых переселенцев-колонистов и их потомков. Их личные воспоминания и оценки происходящего сформировали автора будущих исторических очерков, как свидетеля времени.

В период массового исхода славянской составляющей населения из Киргизии Б. Ф. Мухлынин выехал в Санкт-Петербург. Получив доступ к богатейшим фондам Российского исторического архива и Российской Национальной библиотеки, значительно обогатил содержание своих очерков фактами, проливающими свет на почти забытые, малоизученные и практически неизвестные подавляющему большинству людей события тех далёких времён. Никто ведь не оспорит, что знания о прошлом позволяют увереннее взглянуть в своё будущее.

В своём благородном творчестве Б. Ф. Мухлынин проявляет достойную похвалы усидчивость и аккуратность. Его оценки происходившего и происходящего характеризуют его гражданскую порядочность, совестливость пред потомками.

Анатолий Лопатин.  
Эркеленц. Германия.   Февраль 2011 года.  
 ВСТУПЛЕНИЕ.
 
Года идут и уходят, поэтому решил обобщить и систематизировать результаты своего многолетнего увлечения – историей своего родного села Беловодского, находящегося в Чуйской долине Киргизии. После начальной школы, в пятом классе началось предметное обучение. Преподавателем истории к нам пришёл Николай Николаевич Сторожков. То, что он был фронтовик, сразу у нас, у мальчишек, создало его авторитет для нас. К тому же он оказался прекрасным рассказчиком, особенно греческих мифов. Для нас, одиннадцатилетних подростков, только что ушедших от сказок и приступивших к «Робинзону Крузо» и «Трём мушкетёрам», увлекла эта полусказка, полужизнь греческих мифов, к тому же интересно преподнесённая рассказчиком. Настолько это было увлекательным, что уйдя дальше по программе от разделов Древнего Египта и Древней Греции, мы время от времени просили его начать урок истории с рассказа ещё одного мифа.

Так началось моё увлечение историей. Я записался в исторический кружок, который вёл тот же Николай Николаевич. Впоследствии он направил моё увлечение историей в конкретное русло – изучение родного села. В 1953 году, будучи учеником восьмого класса, я начал работу над историей села. В книгах нашей районной библиотеки начал выискивать сведения о нашем селе и, главное, начал ходить расспрашивать старожилов о прошлых событиях в селе. Отправным пунктом моей работы послужили материалы, предоставленные преподавателем литературы Беловодской средней школы №2 Неумывакиным Николаем Ивановичем, который проводил свои исследования в селе Беловодском в 1948 году. Хотя его очень интересная работа «Украинский говор села Сталинского» (в 1930-х – 50-х годах село Беловодское называлось с. Сталинское) относится к языкознанию, но в ней много интересных сведений по истории, этнографии и топонимике села Беловодского.

Естественно, что большую методическую и практическую помощь в работе оказал, уже упоминавшийся, преподаватель истории Беловодской средней школы №2 Сторожков Н. Н. Своим содействием в работе помогли сотрудники редакции районной газеты «Сталинец». Поделились своими воспоминаниями в 1953 – 55 годах старожилы Беловодского Ахумбаев Абдулла, Бачевский Карп Игнатьевич, Волков Николай Митрофанович, Дудко Моисей, Колесиков Алексей, Куцев Илья, Неумывакин Борис Михеевич, Пухов Григорий, Семененко Александр, Соколов Василий, Чехов Илья. Старожилы, которые названы без отчества, это те, которые скромно представились мне, тогда семнадцатилетнему парню. Всем названным товарищам я приношу искреннюю благодарность и разделяю с ними этот труд.

С тех пор в зависимости от моих жизненных обстоятельств работу над историей села я продолжал с различной степенью интенсивности и даже длительными перерывами. После службы в армии работал во Фрунзе и в поисках по истории села пользовался фондами республиканской библиотеки. В 80-х годах, в связи со 120-илетием села, благодаря инициативе заведующей районной библиотекой Юлии Никитичны Вислевской, работа над историей села активизировалась. В 1986 году был написан и сдан в районную библиотеку первый очерк «Истории села Беловодского», хотя он и имел недостатки.

Недостатки эти были вызваны, во-первых, ограниченностью имеющегося тогда у меня материала, а во-вторых, надо учитывать коммунистическую идеологизированность нашей тогдашней жизни. Мне оказали помощь в распечатке очерка, разрешили этот «самиздат» поместить в читальный зал районной библиотеки, но при определённых условиях райкома партии (не спрашивайте какой, партия была одна – Коммунистическая). Мне было указано, чтобы дореволюционный период истории села был освещён с позиций классовой борьбы, а послереволюционный – с позиции руководящей роли Коммунистической партии. Более того, намекнули некоторые факты убрать или изменить. Чтобы рассказать односельчанам большее, главное, основное о нашем селе, я был вынужден согласиться на эти условия. Поэтому читателей, знакомых с этим очерком, прошу учитывать реалии того времени и быть снисходительными к указанным недостаткам.

В 1989 году я расстался с родной Киргизией. А в 1997 году ушёл на пенсию и переехал в Санкт-Петербург. Появилась возможность поработать в Государственной Российской Национальной библиотеке с использованием дореволюционных источников и в Российском государственном историческом архиве с использованием архивных первоисточников. Нашёл много новых материалов и фактов по истории села, которые позволили не только расширить объём материала, но и заставили пересмотреть оценку некоторых положений. Пусть это обстоятельство не будет поводом для критики в мой адрес. Изменилась сама жизнь, меняется видение того или иного события, нередко проясняются детали, причины и взаимосвязи, которые ранее были недоступны мене опытному и менее информированному взгляду. Да и позиция, становящаяся догмой, не способствует развитию, не служит истине.

Историография села Беловодского немногочисленна и не изучена. Мне известно около 200-от работ, в которых в той или иной степени освещаются события или факты по истории села Беловодского. Из отдельных опубликованных работ, касающихся именно истории Беловодского, я знаком только с одной – это работа Б. Элебаева «Очерк разгрома Беловодского мятежа». В остальных работах, как уже сказал, освещаются с различной полнотой отдельные периоды истории села (главным образом Беловодское восстание 1918 года) или приводятся отдельные факты.

Из работ краеведов выделяется уже упоминавшаяся работа Н. И. Неумывакина «Украинский говор села Сталинского», первая из известных мне работ по истории села. Истории села в этой работе отведена одна глава, рассказывающая о переселенческом движении и возникновении села. Относится критически или желать большего в историческом описании не следует, так как это работа языковедческая. Следующая работа, заслуживающая внимания, – это работа Л. В. Катющенко (Валитовой) «История села Беловодского», наиболее полно рассказывающая об истории села и наиболее полно освещающая советский период истории села.

Другие работы краеведов каждая по-своему интересна, своеобразна и каждая внесла вклад в изучение и описание истории села. Работа И. И. Романова «Беловодский мятеж» рассказывает о событиях, предшествовавших и о первых днях восстания. Но ничего не говорится о последующих событиях и очень мало о последних днях восстания. В работе М. Д. Никитина «Из истории села Беловодского» много интересных фактов из истории села периода конца XIX – начала XX вв. Но так как очерк написан на основании воспоминаний только братьев Романовских, то в нём имеются неточности, касающиеся возникновения села, его роста и топонимики.

Работы В. Г. Катющенко «Беловодское в прошлом» и «Беловодское в период строительства социализма», опубликованные в районной газете в 1974 году, схематичны, конспективны, в них опущены многие периоды истории села, хотя названия очерков настраивают на большее. Очерк В. Скопинцева «Вехи большого пути» рассказывает о советском периоде истории села и интересен сообщениями о конкретных людях нашего села. Активную краеведческую работу (причём не только информативную, но и практическую, просветительскую) вёл А. В. Типеров. Его очерки в районной газете рассказывали о беловодчанах интересной судьбы, и примечательных событиях из истории села.

Все перечисленные краеведческие работы по истории села, по моему мнению, имеют два общих недостатка. Первый. Описание начинается, как правило, с момента основания села без учёта того, что на территории села Беловодского и его окрестностей есть памятники далёкого прошлого: остатки стоянки эпохи бронзы, усуньские курганы, городище, известное под названием «Беловодская крепость» – следы средневекового города Нузкета и другие. Поэтому в первых главах этого очерка даётся краткое описание событий далёкого прошлого и происшедших перед возникновением села.

Второй недостаток, исключая работу Л. В. Катющенко и очерки, посвящённые отдельным событиям села, - разрозненность. Они интересны, но в них нет общего описания, что приводит к потере нити рассказа о последовательности и развитии событий в истории села. Описание имеет фактографический характер. Приводятся перечисление и описание событий, происшедших в Беловодском, без указания их экономических, социальных и политических причин; без освещения их объективных закономерностей и без увязки с общегосударственными событиями страны. В данной работе делается попытка как-то восполнить этот пробел с целью более глубокого понимания и осмысления событий в истории села. Я хочу показать, что история и жизнь нашего небольшого, в масштабах государства, села неразрывно связаны и неотделимы от истории и жизни всей страны.

При этом хочу особо подчеркнуть, что указанные недостатки – это не упрёк тем, кто исследовал историю до меня, не напоминание об их ограниченности или некомпетентности. Напротив! Всё, что они сделали до меня и для нас, послужило для меня исходной точкой, отправным пунктом и солидным подспорьем в моей работе. Также хочу отметить, что предлагаемый очерк не научный труд. Это мой рассказ о моём селе. Поэтому в работе есть, возможно, излишние отступления. Но мне хотелось, чтобы какой-нибудь вдумчивый читатель при упоминании о ком-либо или о чём-либо, связанных с нашим селом, получил на это ответ. Например, «А кто такие несторианцы? А как сюда пришли русские?» или другие вопросы.

Ответ на вопрос: «Как сюда пришли русские?» (третья глава очерка), возможно, покажется излишне обширным и растянутым. Конечно, на этот вопрос: «Когда, как и откуда?» можно коротко ответить, что русские прибыли в мае 1864 года из Верного. Но такой ответ перенесёт все эти вопросы на город Верный. Потому что где Алматы, а где губернии, из которых прибыли переселенцы: за тысячи вёрст, за бескрайними казахскими степями, за широкой Волгой, за лесами Русской равнины. А, кроме того, это событие является базой и точкой отсчёта истории села Беловодского, начиная с его основания и последующих событий.

В очерке не освещён советский период истории села. Вызвано это тем, что после распада Союза моя семья уехала из Киргизии. По сложившимся обстоятельствам, уезжала она без меня в нелёгких условиях. В результате чего мой архив по истории Беловодского был утрачен. В данное время я ограничен в возможностях проведения исследований советского периода из-за проживания вдали от Киргизии. Нет контакта со свидетелями событий. После распада Союза прекратилось действие правила отправки обязательного экземпляра в главные библиотеки, а средства, выделяемые Российской Национальной библиотеке на закупку иностранных газет и литературы, ограничены.

Ведь Кыргызстан теперь хоть и ближнее зарубежье, но всё же заграница. А сами правительство республики и Кыргызская АН, видимо, не заботятся о пропаганде своей страны за рубежом и ничего не присылают даже в Российскую национальную библиотеку. Поэтому оставляю этот период местным, новым, молодым краеведам. Надеюсь, что они есть и найдутся в будущем. А интересующие сведения по советскому периоду истории села читатель найдёт в прилагаемых очерке Л. В. Катющенко и воспоминаниях старожилов.

Ссылки в тексте очерка означают номер источника, из которого взят этот факт, дата или цифра. Например, ссылка [(194), стр. 22] означает, что приведённые цифры взяты из источника №194 «Керенский А. Ф. Доклад на заседании Государственной Думы 13 декабря 1916 года. Журнал «Исторический архив», 1997 год, №2, стр. 22». Указатель источников приведён в конце очерка на 8-ой странице каталога. Длинный список источников говорит не о солидности моего исследования, а, во-первых, об ограниченности моих возможностей. Не являясь научным сотрудником, я не имею доступа к некоторым источникам, например, в библиотеку Академии наук.

Во-вторых, список говорит о скудости материалов и сведений по истории села Беловодского. Исследователь Туркестана Н. Н. Торнау писал, что нельзя «не обратить внимания на крайнюю бедность литературы по истории наших среднеазиатских окраин» и «особенно это обстоятельство бросается в глаза при изучении, так называемого «Киргизского (или «Киргизско-степного») края». (Торнау Н. Н. К истории приобретений России в Азии). Это утверждалось об обширном Туркестанском крае, а что же тогда говорить об отдельном селе этого края. Поэтому сведения по истории нашего села приходилось выискивать по крупицам не только в исторической литературе, но и в газетах, журналах, различных отчётах, воспоминаниях старожилов, описаниях путешественников, мемуарах, художественных произведениях и в литературе по другим отраслям знаний (например, по сейсмологии о Беловодском землетрясении).

И, в-третьих. Приводимый перечень источников, я считаю необходимой частью очерка. С одной стороны, он исполняет роль доказательства достоверности изложенного материала. С другой стороны, перечень подсказывает и позволяет читателю самостоятельно продолжить поиск по заинтересовавшему его вопрос, углубить знания по интересующему его разделу. Также в конце очерка в конце очерка приведён перечень имён и фамилий, встречающихся в очерке. В этом перечне приведены некоторые дополнительные сведения о персоналиях, связанные с Туркестаном. Надеюсь, что это позволит больше узнать о людях и событиях, описанных в очерке. В случаях, когда мне не удавалось найти дополнительные сведения, кроме тех, что приведены в очерке, то это имя в перечне не упоминается.

Беловодское основано русскими переселенцами в 1866 году. Но я считаю необходимым рассказать о древней истории края, где расположено село; о памятниках старины, обнаруженных на территории села; о событиях, происшедших здесь, до его возникновения. Начинается описание с главы «Беловодье, моё Беловодье» – с краткого очерка древней истории Семиречья и Чуйской долины, а затем в конце каждой главы подсказывается, куда переходить далее. Что получилось в результате – судить Вам, уважаемые читатели. Надеюсь, Вы не будете слишком строги ко мне. Я искренне и добросовестно хотел рассказать Вам о нашем селе. Работа над сайтом продолжается. Поэтому, уважаемые посетители сайта, при постановке отрицательной оценки (плохо или ужасно) укажите, пожалуйста, в гостевой книге отмеченные Вами недостатки. Я с благодарностью приму все замечания, направленные на улучшение содержания сайта.
С уважением, автор. Март 2010 г.
Продолжение читайте в главе "Беловодье, моё Беловодье" на 2-ой стр. каталога.
Просмотров: 6349 | Добавил: Борис | Рейтинг: 3.6/8
Всего комментариев: 5
5  
Ваши очерки очень хороши, профессионально исполнены. Исследовательская работа и интерпретация событий – образец гражданской порядочности, чего не хватает многим профессионалам от истории. То, что вы исследовали и описали, обязательно, даже не сомневайтесь, продолжит жизнь через других порядочных исследователей.
Германия.

4  
Земля людей

Земля людей! Ты повзрослела, детка.
Прошли переселения дни,
когда ты резала себя ножом – конфеткой
и радовалась этносом - ОНИ!

И вот сейчас с «собакою» на RU,
одевшись в юбочку из плёса,
в тебе самой рекой вопросов,
во времени текут они -
ответом заданным, критические дни...

------------------------------------------------------------

Сгоревший заживо,
есть ли печальней участь?
Но как быть с тем, иным - живым огнём?
И как найти себя нам в нём…?

04 декабря 2006г. 17 час. 30 мин.


3  
Очень рада за Вас, уважемый Борис Федорович!!!
Я твердо уверена, что тот труд, который вы проделали и делаете до сих пор, не останется без внимания поколений. Ведь необходимость изучения истории своего края, зарождения культуры в нем обязательно приведет к совершенствованию отношений между народами, населяющими этот край. Спасибо Вам большое за вклад в этом благородном деле.

2  
Рад Вас приветствовать,Борис Фёдорович!
Внимательно ознакомился с содержанием представленных на Вашем сайте очерков. Блестяще выполненная исследовательская работа и превосходная литературная подача материала. Полагаю,что очерки полезны для прочтения не только жителям села Беловодского и всего края,описанного Вами в широком временном диапазоне,но и для людей,интересующихся историей Государства Российского, вложившего немало материальных средств и интеллектуальных ресурсов в окраины (колонии) Империи,дабы жить в спокойствии и благополучии с благодарными соседями. Увы, с благодарностью не всё вышло,как замышлялось. Я же пребываю в благодарности за Ваш труд.

1  
Здравствуйте, уважаемый Борис Фёдорович!
Пора, ей-Богу, пора представить людям Ваши удивительные исследования истории нашего родного села. Редко кому удаётся сохранить на протяжении многих лет своей жизни, такую увлечённость и преданность избранному... Искренне рад за Вас, как рад и тому, что и в самой истории села Беловодское, были и есть люди, которые способны прививать саму любовь, к истории, через неё к современности, а значит и к самой жизни. Спасибо Вам!