Главная » 2011 » Январь » 29 » Село Беловодское Чуйской области Киргизстана.
22:57
Село Беловодское Чуйской области Киргизстана.

Уважаемые посетители сайта, я не запрещаю ставить оценки "ужасно" и плохо". Но работа над историей села продолжается, поэтому при выставлении таких оценок укажите, пожалуйста, недостаток, причину, из-за которых Вы выставили такую оценку. а не просто бросить камень в бедного еврея.

С уважением Б. Ф.

Беловодское. Село, расположенное на земле, где проживали многие народы от саков (VIII век д. н. э., более известные по древнегреческому названию «скифы») до современных: кыргызов, русских, украинцев, узбеков, дунган и многих других, занесённых сюда событиями истории. Земля, где в течение тысячелетий одно государство сменяло другое, от сакского во главе с царицей Томирис до совремённой республики Кыргызстан.

Село, где были обнаружены следы стоянки эпохи бронзы, остался холм от цитадели средневекового города согдийской колонизации, а изумлённые жители села дважды находили клады с несколькими тысячами караханидских монет. Земля, где почти полторы тысячелетия пролегал Великий Шёлковый путь; скакали всадники «властителя полу-мира» Чингизхана, проходили войска «великого хромца» Тимура и учёного правителя-астронома Улугбека. Земля, на которой столкнулись воины из Поднебесной и арабы под зелёным знаменем Мухаммеда, где жили христиане-несторианцы под знаком креста и мусульмане под знаком полумесяца.

Земля, которую завоёвывали Джунгарское и Кокандское ханства. Испытав тяжкие годы порабощений соседними государствами, народ этой земли - киргизы - добровольно вошёлв состав России и принял русских переселенцев, которые основали село Беловодское. Село, своим названием напоминающее сказочное Беловодье, о котором мечтали и куда стремились обездоленный люд и несломленные староверы.

 

Предисловие.
ПО ЛЕКАЛАМ СОВЕСТИ.

В Санкт-Петербурге, этом огромном европейском мегаполисе живёт, на первый взгляд, ничем не примечательный человек, на пороге своего 75-летия сохранивший с ранней юности непреодолимое влечение к распутыванию, исследованию и систематизации событий, связанных с колониальной политикой царской России в Центральной Азии и, в частности, на территории нынешнего Кыргызстана. Зовут его Борис Фёдорович Мухлынин.

Большая часть его исторических очерков посвящена селу Беловодское, где прошли его детские и школьные годы. Село это известно тем, что оставило след в истории достаточно эффективной самоорганизацией активной и предприимчивой части населения в становлении и расцвете торгово-хозяйственного предпринимательства, а в последующем стало центром поистине трагического межнационального конфликта в 1916 году и политического противостояния в 1918 году.

Прокатившиеся на рубеже столетий волны кровавых межэтнических конфликтов в 1990 и 2010 годах на территории Кыргызстана обратили взор исследователей на события давно минувших лет, в попытке уловить глубинные причинные связи прошлых и нынешних трагических событий. Немало аналитических статей и серьёзных исследовательских работ на эту тему нашло своих читателей. Но, к сожалению, существенная их часть отразила однобокий взгляд на причинно-следственные связи, породившие конфликтные ситуации. Содержание части исследований было ориентировано на сиюминутный тренд политической целесообразности, вектор других – на личную предвзятость автора, либо в угоду идеологическим догмам.

В советское время не избежал партийного нажима и Б. Ф. Мухлынин, когда при попытке опубликовать готовый материал о селе Беловодском, ему было жёстко рекомендовано интерпретировать события прошлого с классовых позиций. Этот унизительный акт для добросовестного исследователя стал первым и последним в его творческой жизни.

Противоборствующие стороны придерживались радикальных позиций в освещении собственного видения происшедшего, греша неточностью суждений, пренебрегая порою очевидными фактами неблаговидного поведения как власть имущих, так и рядовых участников конфликта. Б. Ф. Мухлынину удалось представить читателю исследовательский материал без всякого конъюнктурного акцента и тенденциозности, отразив наиболее важные вехи с позиции независимого и совестливого исследователя.

В каких же условиях формировались характер и профессиональные качества Б. Ф. Мухлынина? Отец его погиб на одном из фронтов Великой Отечественной войны. Мать осталась с пятью детьми при неважном здоровье и нищенских доходах. В школу пошёл на год позже, т. к. не было обуви. Ситуация типичная для того времени. Даже в начале 50-х годов прошлого столетия среди учащихся начальных классов можно было увидеть босоногих, с холщёвыми сумками для школьных принадлежностей мальчишек.

На фоне тотальной бедности населения, однако же, выделялись скромно, но со вкусом одетые представители интеллигенции села, среди которых были ссыльные в период сталинских репрессий ленинградцы. В их кругу, общаясь с ними, формировалась новая генерация молодых учителей, оказавших впоследствии поистине доминирующее влияние на развитие и воспитание у учеников ценностных ориентаций. Это преподаватель математики Владимир Андреевич Гончаров, преподаватель литературы Николай Иванович Неумывакин и другие. Из названных первый впоследствии получил звание заслуженного учителя Киргизской ССР, а второй – стал кандидатом наук.

В их числе выделялся своей эрудицией учитель истории Николай Николаевич Сторожков, в те годы ещё молодой мужчина, прошедший по дорогам войны, но сохранивший внешнее и внутреннее интеллигентное содержание. Он был непревзойдённым рассказчиком, прекрасным знатоком своего предмета и талантливым педагогом-воспитателем. Могу засвидетельствовать это, так как Николай Николаевич долгое время являлся и моим классным руководителем. Он то и привил Борису Мухлынину интерес к истории, её методологии, вовлёк в исторический кружок, направив увлечение в конкретное русло - историю родного села. Так Борис Фёдорович стал краеведом и, как оказалось, на все последующие годы жизни.

Имея высшее техническое образование, работал по специальности, но никогда не прекращал исследовательской деятельности, по крупицам собирая исторический материал. Важно отметить, что Борис Фёдорович в свои ранние годы общался с людьми, которые хорошо знали первых переселенцев-колонистов и их потомков. Их личные воспоминания и оценки происходящего сформировали автора будущих исторических очерков, как свидетеля времени.

В период массового исхода славянской составляющей населения из Киргизии Б. Ф. Мухлынин выехал в Санкт-Петербург. Получив доступ к богатейшим фондам Российского исторического архива и Российской Национальной библиотеки, значительно обогатил содержание своих очерков фактами, проливающими свет на почти забытые, малоизученные и практически неизвестные подавляющему большинству людей события тех далёких времён. Никто ведь не оспорит, что знания о прошлом позволяют увереннее взглянуть в своё будущее.

В своём благородном творчестве Б. Ф. Мухлынин проявляет достойную похвалы усидчивость и аккуратность. Его оценки происходившего и происходящего характеризуют его гражданскую порядочность, совестливость пред потомками.

Анатолий Лопатин.  
Эркеленц. Германия.   Февраль 2011 года.

                                    СОДЕРЖАНИЕ ОЧЕРКА.

1. Древность края и окрестностей села Беловодского.

2. Завоевание Чуйской долины Кокандским ханством.

3. Присоединение Северной Киргизии к России.

4. Основание и дореволюционная история села.

5. Восстание 1916 года в Чуйской долине.

6. 1917 год и Беловодское восстание 1918 года.

7. Беловодское в годы Гражданской войны и восстановления.

8. Источники к очерку «История села Беловодского.

9. Село Беловодское в советский период. Катющенко Л. В.

10. Статьи.

10.1. История храма Архангела Михаила в селе Беловодском.

10.2. Работы краеведов.

10.3. Воспоминания старожилов села Беловодского.

10.4. Воспоминания Д. Д. Леонского (Акименко).

10.5. Воспоминания Ю. А. Кривохижина.

10.6. Список фамилий жителей старого Беловодского.

10.7. По имени города Кричева. 385-ая Кричевская дивизия.

10.8. О происхождении киргизов.

10.9. О толковании термина «Семиречье».

10.10. О местонахождении города Нузкета.

10.11. Был ли грабёж Пишпека?

10.12. Киргизия – колония Российской империи?

10.13. Предания чуйских киргизов.

       Начало очерка "История села Беловодского" в 1-ой главе "Древность края и окрестностей села села Беловодского".

Просмотров: 6626 | Добавил: Борис | Рейтинг: 3.6/8
Всего комментариев: 5
5  
Ваши очерки очень хороши, профессионально исполнены. Исследовательская работа и интерпретация событий – образец гражданской порядочности, чего не хватает многим профессионалам от истории. То, что вы исследовали и описали, обязательно, даже не сомневайтесь, продолжит жизнь через других порядочных исследователей.
Германия.

4  
Земля людей

Земля людей! Ты повзрослела, детка.
Прошли переселения дни,
когда ты резала себя ножом – конфеткой
и радовалась этносом - ОНИ!

И вот сейчас с «собакою» на RU,
одевшись в юбочку из плёса,
в тебе самой рекой вопросов,
во времени текут они -
ответом заданным, критические дни...

------------------------------------------------------------

Сгоревший заживо,
есть ли печальней участь?
Но как быть с тем, иным - живым огнём?
И как найти себя нам в нём…?

04 декабря 2006г. 17 час. 30 мин.


3  
Очень рада за Вас, уважемый Борис Федорович!!!
Я твердо уверена, что тот труд, который вы проделали и делаете до сих пор, не останется без внимания поколений. Ведь необходимость изучения истории своего края, зарождения культуры в нем обязательно приведет к совершенствованию отношений между народами, населяющими этот край. Спасибо Вам большое за вклад в этом благородном деле.

2  
Рад Вас приветствовать,Борис Фёдорович!
Внимательно ознакомился с содержанием представленных на Вашем сайте очерков. Блестяще выполненная исследовательская работа и превосходная литературная подача материала. Полагаю,что очерки полезны для прочтения не только жителям села Беловодского и всего края,описанного Вами в широком временном диапазоне,но и для людей,интересующихся историей Государства Российского, вложившего немало материальных средств и интеллектуальных ресурсов в окраины (колонии) Империи,дабы жить в спокойствии и благополучии с благодарными соседями. Увы, с благодарностью не всё вышло,как замышлялось. Я же пребываю в благодарности за Ваш труд.

1  
Здравствуйте, уважаемый Борис Фёдорович!
Пора, ей-Богу, пора представить людям Ваши удивительные исследования истории нашего родного села. Редко кому удаётся сохранить на протяжении многих лет своей жизни, такую увлечённость и преданность избранному... Искренне рад за Вас, как рад и тому, что и в самой истории села Беловодское, были и есть люди, которые способны прививать саму любовь, к истории, через неё к современности, а значит и к самой жизни. Спасибо Вам!